г. Москва |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А40-68030/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Г. Головкиной,
судей Т.В. Захаровой, Е.Б.Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.М.Мурадян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Митинский оазис-1" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 марта 2021 г. по делу N А40-68030/20, по иску Акционерного общества "Мосэнергосбыт" к Товариществу собственников жилья "Митинский оазис-1", с участием третьего лица АО "ОЭК", об обязании внести изменения в договор энергоснабжения
при участии в судебном заседании: от истца Проскурина Э.В. (по доверенности от 26.11.2020 г.); от ответчика Коршунов А.С. (по доверенности от 25.05.2020 г.); от третьего лица - не явилось, извещено
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "МОСЭНЕРГОСБЫТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ТОВАРИЩЕСТВУ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ "МИТИНСКИЙ ОАЗИС-1" об обязании внести изменения в договор энергоснабжения N 58200465 от 15.02.2007 г. в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белобородова, д. 7, к. 2, на условиях дополнительного соглашения к указанному договору в редакции истца, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2021 г. исковые требования удовлетворены, в спорный договор внесены изменения в редакции, предложенной истцом согласно дополнительному соглашению.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске.
Истец против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия по представленным в материалы дела документам.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и достаточности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом усматриваются правовые основания для изменения решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Из усматривается из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения N 58200465 от 15.02.2007 (далее - договор), согласно условиям которого является поставка электроэнергии по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белобородова, д. 7, к. 2.
Как указывает истец, на основании положений ст.ст. 9, 10 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261), п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения) в отношении вышеуказанного дома были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета.
Поскольку действующие условия договора не предусматривают проведение расчетов в отношении спорного МКД на основании показаний общедомовых приборов учета, истец офертой N ИГТ/34-5833/19 от 30.10.2019 направило в адрес ответчика проект дополнительного соглашения от 01.10.2019 г. с предложением внести изменения в договор энергоснабжения, обусловленным установкой и вводом в эксплуатацию общедомовых приборов учета.
Как указывает истец, дополнительное соглашение предполагает изменение договора энергоснабжения в части определения объема электроэнергии, поставленной в МКД на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Согласно п. 2 ст. 13 ФЗ N 261 установленные в соответствии с требованиями законодательства приборы учета должны применяться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы и применение их должно начаться не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ N 261 требования вышеуказанной нормы Закона в части организации учета энергии касаются мест подключения объектов к системам централизованного электроснабжения.
При этом п. 5 ст. 13 ФЗ N 261 установлено, что до 01.07.2012 г. многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Как указывает истец, допущенные в эксплуатацию средства измерения соответствуют требованиям, предъявляемым п. 2 Правил N 354 к общедомовым приборам учета, то есть могут учитывать весь объем электроэнергии поставленный в МКД.
В соответствии с п. 137 Основных положений приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления электроэнергии, называются расчетными приборами учета.
В соответствии с абз. 2 п. 184 Основных положений определение объемов покупки электроэнергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договором с ресурсоснабжающими организациями утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N 124).
Пунктом 21 Правил N 124 установлено, что при наличии в многоквартирном жилом доме общедомовых приборов учёта, ни должны пользоваться в договоре энергоснабжения в качестве расчётных.
В силу п. 158 Основных положений расчетные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения.
Из подп. "а" п. 21(1) Правил N 124 усматривается, что порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, включенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по установленной формуле.
Подпунктом ж (1) п. 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды.
Как указывает истец, приборы учета в соответствии с п. 152 Основных положений были приняты и допущены в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, при участии сетевой организации и потребителя, что подтверждается соответствующими актами допуска приборов учетов, подписанными уполномоченными представителями сетевой организации, и потребителя в отношении спорных многоквартирных домов, представленных в материалы дела.
В соответствии с п. 137 Основных положений приборы учета, используемые при определении количества поставленной электроэнергии, должны соответствовать требованиям действующего законодательства по классу точности, быть в надлежащем порядке допущенными в эксплуатацию и иметь контрольные пломбы.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается вставлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию (абз. 4 п. 154 Основных положений).
При этом, ответчик, надлежащим образом извещенный о дате и месте допуска спорных приборов в эксплуатацию не направил своего представителя к назначенному времени для участия в допуске приборов а, другую дату и время не предложил, допуск приборов учета осуществлен сетевой организацией в установленном порядке.
Согласно абз. 16 п. 154 Основных положений в случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию потребителя, который был уведомлен о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
В силу абз. 17 п. 154 Основных положений лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.
Как правомерно указано судом первой инстанции, установленные приборы учета полностью работоспособны, опломбированы и имеют допустимый класс точности (0,5 S), что подтверждается составленными актами допуска, в связи с чем, они соответствуют п. 137 Основных положений и готовы к использованию при осуществлении расчетов по договору энергоснабжения.
Истцом в адрес ответчика было направлено дополнительное соглашение к спорному договору N 58200465, которое ответчиком подписано не было, в связи с чем, последовало обращение с настоящим иском в суд.
Как правомерно указано судом первой инстанции, спорные приборы учета приняты и допущены в эксплуатацию, в подтверждение чего в материалы дела представлены акта допуска приборов учета в эксплуатацию.
Согласно абз. 2 п. 36 Основных положений документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X Основных положений. Указанный акт представлен в материалы дела.
В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, и коммерческая организация не вправе отказать в его заключении при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги.
Согласно п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и спорным договором возможность их изменения сторонами по иным основаниям не предусмотрена.
В силу положений ст. 13 Закона N 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона N 261 до 01.01.12 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Доводы Ответчика, изложенные в отзыве на иск, судом отклоняются, как противоречащие нормам действующего законодательства.
С учетом того, что в Закона N 261 установлен порядок применения приборов учета энергетических ресурсов, в том числе и электрической энергии, отличный от закрепленного в договоре энергоснабжения, судом первой инстанции были установлены основания для внесения изменений в договор, спорные дополнительные соглашения приняты в редакции истца.
При этом, как указал суд первой инстанции. содержание особых условий направлено на защиту интересов ответчика, поскольку, при отсутствии таких условий, на ответчика ложится бремя оплаты всего объема потребленной энергии, в том числе уже оплачиваемого бытовыми потребителями.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в части наличия правовых оснований для внесения изменений в заключенный между сторонами договор в редакции предложенных истцом изменений, за исключением редакции, предложенной истцом в п. 1 таблицы дополнительного соглашения.
При этом, апелляционный суд исходит из того, что п. 1 таблицы 2 Сведения о токоприемниках абонента, субабонентов и о транзитных потребителях и сетевых организациях подлежит принятию в следующей редакции:
"Из объемов электропотребления, рассчитанных по показаниям расчетных приборов учета N N 36785550, 36785501, 36785456, 36785811 вычитаются объемы электрической энергии (мощности), потребленной Потребителями, имеющими договоры энергоснабжения с АО "Мосэнергосбыт" и энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям абонента. Определение объема электрической энергии (мощности), потребленной лицами, имеющими договоры энергоснабжения с АО "Мосэнергосбыт" производится по приборам учета указанных в данных договорах с транзитными потребителями".
Принимая иную редакцию указанного пункта, суд апелляционной инстанции исходит из положений ст.ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и обязанности ответчиком оплатить стоимость поставленной непосредственно для его потребления электрической энергии.
Доводы жалобы в остальной части, в том числе в части учета потребления светофором, не принимаются апелляционным судом во внимание, поскольку на ответчика возложена обязанность по управлению многоквартирным домом, а все разногласия, возникающие в данном МКД, должны разрешаться непосредственно между ним и лицами, находящимися в данном МКД, в том числе в части вопросов, связанных с содержанием и обслуживанием МКД, заключения соответствующих договоров с юридическими и иными лицами).
На основании изложенного, апелляционным судом усматриваются правовые основания для изменения решения суда первой инстанции, с учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляцинный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 марта 2021 года по делу N А40-68030/20 изменить.
Внести изменения в договор энергоснабжения N 58200465 от 15.02.2007 г. в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Генерала Белобородова, д. 7, к. 2, на условиях дополнительного соглашения к указанному договору с текстом следующего содержания:
Ценовая категория на дату составления Реестра: Вторая Группа статистики 60
N ссылки: 1006, 1008, 1016
*Сведения записываются в следующем порядке: 1. Объекты Абонента
2. Субабоненты
3. Транзитные потребители
4. Транзитные сетевые организации
** Тип учета Активные (А): 0 - расчетный; 7 - транзитный; 8 - контрольный
Особые условия:
1. Из объемов электропотребления, рассчитанных по показаниям расчетных приборов учета N N 36785550, 36785501, 36785456, 36785811 вычитаются объемы электрической энергии (мощности), потребленной Потребителями, имеющими договоры энергоснабжения с АО "Мосэнергосбыт" и энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям абонента. Определение объема электрической энергии (мощности), потребленной лицами, имеющими договоры энергоснабжения с АО "Мосэнергосбыт" производится по приборам учета указанных в данных договорах с транзитными потребителями.
2. Потери указаны в соответствии с тех. документацией, указанной в п.3
МЭС / Цуканов М. А./ Абонент ___________ / ____________
подпись ФИО подпись ФИО
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68030/2020
Истец: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ТСЖ МИТИНСКИЙ ОАЗИС-1