г. Пермь |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А60-65339/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
от заинтересованного лица: Шишова С.В., паспорт, доверенность от 19.01.2021;
от третьего лица: Юрченко Т.А., паспорт, доверенность от 11.01.2021;
от заявителя: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-65339/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Магнитка" (ИНН 6684009391, ОГРН 1136684003961)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Объединенная Жилищная Компания "Первоуральское Ремонтное предприятие" ИНН 6684010439, ОГРН 1136684005028
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Магнитка" (далее - заявитель, общество, ООО "Жилищная компания "Магнитка") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным решения N 29-22-01/33492 от 26.11.2020, обязании внести изменения в реестр лицензий Свердловской области в соответствии с заявлением от 18.11.2020 N 567 в течение 10 дней с момента принятия решения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2021 (резолютивная часть объявлена 15.03.2021) заявленные требования удовлетворены. Решение Департамента об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области N 29-22-01/33492 от 26.11.2020 суд признал недействительным и возложил на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Департамент оспаривает выводы суда о несоответствии оспариваемого решения требованиям законодательства; настаивает на доводах о несоблюдении заявителем при обращении с заявлением о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, являющийся приложением к Реестру лицензий Свердловской области, требований Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр.
В судебное заседание 31.05.2021 лица, участвующие в деле, не явились; в соответствии со статьей 163 АПК РФ судом объявлен перерыв в рассмотрении дела до 07.06.2021 до 09.50. Информация о перерыве размещена на официальном сайте "Картотека арбитражных дел".
После перерыва лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной извещены надлежащим образом, представителей для участия судебном заседании не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом.
При рассмотрении апелляционной жалобы Департамента апелляционный суд установил, что решение от 22.03.2021 принято судом первой инстанции в отсутствие не привлеченного к участию в деле общества с ограниченной ответственностью Объединенная Жилищная Компания "Первоуральское Ремонтное предприятие", которое в силу принятого по настоящему делу судебного акта фактически признано утратившим право управления жилым многоквартирным домом по адресу: г. Первоуральск, ул. Цветочная, 11.
Учитывая изложенное, на основании части 6 статьи 268 АПК РФ, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции определением от 07.06.2021 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Объединенная Жилищная Компания "Первоуральское Ремонтное предприятие" (далее - ООО ОЖК "ПРП").
Определением апелляционного суда от 05.07.2021 в порядке части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Васильевой Е.В. на судью Савельеву Н.М., сформирован следующий состав суда - председательствующий судья Риб Л.Х., судьи Савельева Н.М., Трефилова Е.М.
От заявителя в суд апелляционной инстанции поступили письменные дополнения к заявлению с приложением решения Первоуральского городского суда по делу N 2-84/2021 от 28.01.2021, определения Первоуральского городского суда по делу N 2-1892/2021, заявления о внесении изменений в перечень многоквартирных домов (исх. N 359 от 07.06.2021). Представление данных документов расценивается арбитражным судом апелляционной инстанции как ходатайство об их приобщении к материалам дела.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ООО ОЖК "ПРП" представило отзыв на заявление с приложением копии протокола внеочередного общего собрания собственников в многоквартирном доме от 03.06.2021, заявило ходатайство о приобщении к материалам дела копии указанного протокола. В отзыве на заявление третьим лицом изложены возражения против заявленных требований, оспариваемое решение третье лицо считает законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены в порядке статьи 159 АПК РФ и отклонены ходатайства заявителя и третьего лица о приобщении в материалы дела определения Первоуральского городского суда по делу N 2-1892/2021, заявления общества исх. N 359 от 07.06.2021, копии протокола внеочередного общего собрания собственников в многоквартирном доме от 03.06.2021 в связи с отсутствием оснований для приобщения, поскольку к обстоятельствам настоящего дела указанные документы не имеют непосредственного отношения, приняты после вынесения оспариваемого решения.
Вступившее в законную силу решение Первоуральского городского суда по делу N 2-84/2021 от 28.01.2021 приобщено апелляционным судом в материалы дела.
Участвующие в судебном заседании представители Департамента и третьего лица - ООО ОЖК "ПРП" в судебном заседании заявили возражения против удовлетворения заявленных требований, оспариваемое решение считают законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
29.09.2020 в Департамент поступило заявление ООО ОЖК "ПРП" о внесении изменений в реестр лицензий путем включения в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО ОЖК "ПРП", многоквартирного дома N 11 по ул. Цветочная в г. Первоуральске на основании протокола общего собрания собственников от 21.09.2020 согласно которому собственниками принято решение о расторжении договора от 01.04.2015, заключенного с ООО "Жилищная компания "Магнитка", выборе в качестве управляющей компании ООО ПЖК "ПРП", и утверждения условий договора управления от 21.09.2020.
По результатам рассмотрения заявления от 29.09.2020 Департаментом принято решение о включении многоквартирного дома по указанному адресу в перечень домов, управляемых ООО ОЖК "ПРП". Изменения в реестр лицензий внесены 01.11.2020.
18.11.2020 ООО "Жилищная компания "Магнитка" обратилось в Территориальный отдел контроля и надзора N 1 Департамента с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, которым просило внести многоквартирный дом, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Цветочная, д. 11 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов. С заявлением в Департамент представлен протокол N 2 от 29.10.2020 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Цветочная в г. Первоуральске.
По результатам рассмотрения представленных ООО "Жилищная компания "Магнитка" заявления и документов Департаментом вынесено решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензии Свердловской области от 26.11.2020 N 29-22-01/33492 в связи с несоответствием приложенных к заявлению документов установленным требованиям, а именно: не представлен договор управления, утверждённый общим собранием собственников от 29.10.2020, протокол от 29.10.2020 не содержит вопроса о выборе способа управления. В качестве правового основания в решении Департамент сослался на неисполнение требований, установленных пунктами 2, 3 Порядка N 938/пр.
Не согласившись с решением Департамента от 26.11.2020 N 29-22-01/33492, ООО "Жилищная компания "Магнитка" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При рассмотрении дела по правилам, установленным для суда первой инстанции, Семнадцатый арбитражный апелляционной суд, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в судебном заседании представителей, пришел к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1). К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2).
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обладает правом как на принятие юридически значимых решений, так и на их последующее изменение и (или) отмену.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее по тексту - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Порядка N 938/пр, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса.
В силу пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 Порядка N 938/пр указано, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензии Свердловской области от 26.11.2020 N 29-22-01/33492 послужили выводы Департамента о том, что в нарушение пунктов 2, 3 Порядка N 938/пр обществом не представлен договор управления, утверждённый общим собранием собственников от 29.10.2020, протокол от 29.10.2020 не содержит вопроса о выборе способа управления.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела документов апелляционный суд пришел к вводу, что ООО "Жилищная компания "Магнитка" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий представлен надлежащий пакет документов.
Как следует из протокола N 2 от 29.10.2020 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N11 по ул. Цветочная в г. Первоуральске, в повестке собрания поименованы вопросы и отражены принятые по поставленным вопросам следующие решения:
- принять решение об отказе от заключения договора управления с Обществом с ограниченной ответственностью Объединенная Жилищная Компания "Первоуральское Ремонтное Предприятие" принятое решением общего собрания собственников помещений и выраженное в протоколе N 1 от 21.09.2020 (вопрос N 4);
- подтвердить выбранный ранее способ управления многоквартирным домом - управляющая компания (вопрос N 5);
- подтвердить выбранную ранее решением от 26.02.2015 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме управляющую компанию ООО "Жилищная компания "Магнитка" для обслуживания многоквартирного дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Цветочная, дом 11(вопрос N 6);
- продлить срок действия договора управления от 01.04.2015, заключенного между собственниками помещений дома по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Цветочная, дом 11 и ООО "Жилищная компания "Магнитка" на 5 лет (вопрос N 7);
Таким образом, вопреки доводам Департамента, решением общего собрания, во-первых, подтвержден ранее выбранный способ управления многоквартирным домом - управляющая компания; во вторых - в качестве управляющей компании собственники помещений в многоквартирном доме определили ООО "Жилищная компания "Магнитка".
Доказательств несогласия собственников помещений с выбранным способом управления, а также выбранной собственниками управляющей компанией (ООО "Жилищная компания "Магнитка") Департаментом не представлено.
При этом, несмотря на некорректную формулировку вопросов повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, фактически собственниками помещений достаточно определенного выражена воля в соответствии со статьей 161 ЖК РФ о выборе в качестве способа управления - управляющая компания, в качестве управляющей компании - ООО "Жилищная компания "Магнитка".
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями вышеназванных норм права, учитывая, что воля собственников была направлена на определение способа управления - управляющая компания, выбор управляющей компании - ООО "Жилищная компания "Магнитка", доказательств несогласия собственников помещений с выбранным способом управления и управляющей компании не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии оспариваемого решения Департамента N 29-22-01/33492 от 26.11.2020 требованиям жилищного законодательства.
Поскольку оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя, создает препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности, имеется совокупность оснований для признания оспариваемого решения недействительным, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы Департамента и третьего лица о несоответствии решения общего собрания собственников от 29.10.2020 требованиям жилищного законодательства, не предусматривающим принятие общим собранием собственников решения о подтверждении полномочий предыдущей управляющей организации с целью внесения изменений в реестр лицензий, расторжении договора управления от 01.04.2015, что означает невозможность его пролонгации в последующем апелляционным судом рассмотрены, признаны несостоятельными и отклонены, поскольку, как указано выше, несмотря на имеющуюся некорректность формулировок в протоколе общего собрания, воля собственников помещений в отношении выбранной управляющей организации и заключении договора на условиях, определенных ранее, выражена достаточно определенно.
Апелляционным судом признаны не имеющими правового значения и не приняты во внимание доводы третьего лица о принятии общим собранием собственников помещений решений о выборе управляющей компанией после вынесения Департаментом оспариваемого решения.
Обстоятельства, повлекшие переход к рассмотрению дела судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (пункт 4 части 4 статьи 270 АПК РФ), являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся на Департамент.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 марта 2021 года по делу N А60-65339/2020 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области от 26.11.2020 N 29-22-01/33492.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Магнитка".
Взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания "Магнитка" (ИНН 6684009391, ОГРН 1136684003961) 3 000 (Три тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-65339/2020
Истец: ООО "ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "МАГНИТКА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ