г. Чита |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А58-5248/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Кайдаш Н.И., Каминского В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пушкаревой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Цветков" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.04.2021 по делу N А58-5248/2020 по иску муниципального унитарного предприятия "Жатайтеплосеть" (ИНН 1435134185, ОГРН 1031402045641) к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Цветков" (ИНН 1435277320, ОГРН 1141447001640) о взыскании 9 070 552,98 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Жатайтеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Цветков" о взыскании, с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 9 070 552,98 руб. задолженности за коммунальные услуги, оказанные в период с 01.01.2019 по 31.03.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что контррасчет разницы холодного водоснабжения и водоотведения был предоставлен со стороны ответчика и не оспорен со стороны истца. Управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования Правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения. управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется. В материалах дела имеются акты установки счетчиков, письмо о перерасчете от 20.11.2020 N 257 в адрес истца, предписания от 03.08.2016 МУП "Жатайтеплосеть", о необходимости установки общедомовых учетов холодного и горячего водоснабжения, где указано, что "Жатайтеплосеть в противном случае будут вынуждены произвести установку общедомовых ПУ на дома, согласно списка", трехсторонние акты; имеются акты по данным приборам учета с 2021 года по которым нет возражений в принятии, данные об оплате со стороны жильцов в ЕРКЦ стоимости коммунальных услуг согласно приборам индивидуальных приборов учета; ЕРКЦ ежемесячно принимает данные приборов учета тепловой энергии от жильцов, платежи производятся по индивидуальным приборам учета. Соответственно со стороны истца не оспариваются данные приборов индивидуального учета холодного водоснабжения и водоотведения, согласно сложившейся судебной практике управляющая компания не обязана производить оплату за коммунальные услуги в большем размере, чем были поставлены жильцам.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, между МУП "Жатайтеплосеть" и ООО УК "Цветков" заключен договор на поставку (продажу) тепловой энергии в теплоносителе - горячей воде от 01.01.2017 N УК-2/2017, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется осуществлять поставку тепловой энергии в теплоносителе - горячей воде, абоненту, через присоединенную сеть до границы балансовой и эксплуатационной ответственности на объекты абонента в количестве, указанном в Приложении N 2 к настоящему договору, а абонент обязуется оплачивать приобретаемую тепловую энергию в количестве и стоимости согласно приложению N 1 к настоящему договору, с соблюдением установленного договором режима потребления и надлежащей эксплуатацией принадлежащих ему теплопотребляющих установок, используемых для получения и преобразования тепловой энергии по данному договору.
Абонент обязуется подписывать и направлять в адрес теплоснабжающей организации акты выполненных работ (услуг), счета-фактуры не позднее 10 дней после их получения.
В случае не предоставления в установленный срок указанных документов, работы (услуги) считаются предоставленными и принятыми абонентом в полном объеме (пункт 2.3.20 договора).
Оплата тепловой энергии по настоящему договору осуществляется абонентом по льготным тарифам для населения, утвержденном на территории муниципального образования ГО "Жатай" РС (Я) (пункт 5.1 договора).
Учет количества и качества тепловой энергии, потребляемой абонентом, определяются по показаниям приборов учета, установленными на тепловом вводе абонента (пункт 6.1 договора).
Пунктом 6.6 договора предусмотрено, что в случае отсутствия приборов учета расчет производится по нормативам потребления, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 6.8 договора расчетным периодом является один месяц и устанавливается с 01 числа текущего месяца по 10 число месяца, последующего за ним.
Согласно пункту 6.9 договора оплата полностью, за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию, должна быть осуществлена в срок до 10-го числа месяца, следующего за тем месяцем, за который осуществляется оплата.
Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию, осуществляется на основании счета-фактуры и акта выполненных работ с зачетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде.
В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше внесенной оплаты, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.
Из приложения N 1 к договору следует, что поставка тепловой энергии и горячей воды производилась в жилые дома, указанные в данном приложении.
Истцом в период с января 2019 по март 2020 года на объекты ответчика осуществлена поставка коммунальных ресурсов, согласно расчетам истца на сумму 9 070 552,98 руб.
Ответчик оплату задолженности не произвел, в связи с чем истец направил ответчику претензию от 15.04.2020 N 08-05-398 с требованием оплаты долга.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Ответчик является управляющей организацией в спорных многоквартирных домах.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Расчет потребленной ответчиком тепловой энергии за период с 01.01.2019 по 31.03.2020 по домам, находящимся по адресам: г. Якутск, ул. Комсомольская, д. 38, Матросова, д. 17, 17/1, 17/2, ул. Северная, д. 22/1, ул. Строда, д. 4, ул. Корзинникова, д. 2 произведен по показаниям приборов учета согласно актам снятий показаний приборов учета, отчетам о суточных параметрах потребления, представленным в материалы дела. По остальным домам, указанным в приложении N 1 к договору, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, истцом произведен расчет по установленным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" от 13.10.2012 N 446 нормативам потребления.
Доводы ответчика о том, что истец неправомерно осуществляет расчет по нормативу, учитывая наличие в домах индивидуальных приборов учета, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В силу подпункта "д" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Соответственно при заключении договоров между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией (исполнителем коммунальных услуг) ими согласовывается, в том числе порядок определения объемов поставляемых коммунальных ресурсов, сроки и порядок передачи такой информации.
При этом стороны своим соглашением могут установить, отличное от предусмотренного в подпункте "д" пункта 18 Правил N 124 условие о подлежащей предоставлению информации, а также о сроках ее предоставления.
В силу подпункта "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных: (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
С учетом того, что порядок снятия исполнителем показаний общедомовых приборов учета, установленный подпункт "е" пункта 31 Правилам N 354, возлагает такую обязанность именно на ответчика, как на исполнителя коммунальных услуг, а доказательств передачи истцу показаний общедомовых приборов учета ответчиком не представлено, а также поскольку ответчик в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции расчет истца и примененные им величины документально не опроверг, доказательств оплаты стоимости потребленных ресурсов не представил, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При принятии к производству апелляционной жалобы обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Цветков" была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ООО Управляющая компания "Цветков" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.04.2021 по делу N А58-5248/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Цветков" (ИНН 1435277320, ОГРН 1141447001640) в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Н.И. Кайдаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5248/2020
Истец: МУП "Жатайтеплосеть" Городского округа "Жатай"
Ответчик: ООО управляющая компания "Цветков"