город Томск |
|
7 июля 2021 г. |
Дело N А45-29537/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. Н. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" (N 07АП-5269/2021) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.04.2021 по делу N А45-29537/2020 (судья Хорошилов А.В.) по заявлению акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" (ИНН 5405270340, 630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 57) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (ИНН 5406312137, 630005, г. Новосибирск, ул. Некрасова, 54) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 170-19.7.1/1-ЮЛ/2020 от 09.10.2020.
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Хусаинова О. А. по дов. от 01.02.2021, диплом,
от административного органа: Андреева Т. В. по дов. от 05.08.2020, диплом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - заявитель, общество, АО "СИБЭКО") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - административный орган, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2020 по делу об административном правонарушении N N 170-19.7.1/1-ЮЛ/2020 (далее - оспариваемое постановление).
Решением от 29.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "СИБЭКО" просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что суд первой инстанции не оценил доводы общества о необоснованности требований Департамента предоставить сведения, не связанные с урегулированием тарифа на соответствующий период урегулирования в рамках долгосрочного регулирования; в действиях АО "СИБЭКО" отсутствует субъективная сторона административного правонарушения; суд признал правомерным запрос сведений органом регулирования в любом произвольном формате и без учета возможности органа получить данные сведения из иных источников, что противоречит принципу допустимости нарушения конституционных прав проверяемого лица; суд необоснованно не принял доводы АО "СИБЭКО" о том, что вменяемое обществу правонарушение должно быть квалифицировано в качестве малозначительного.
От заявителя поступили объяснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако они не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку не направлены в адрес Департамента.
Антимонопольный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
В судебном заседании представители заявителя и административного органа поддержали каждый свои доводы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и поступившего отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и административного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Департаментом письмом от 29.07.2020 N 705/33 в целях проведения анализа технико-экономических и финансовых показателей АО "СИБЭКО" в части осуществления деятельности в сфере теплоснабжения на имя генерального директора управляющей организации АО "СИБЭКО" (ООО "Сибирская генерирующая компания") был направлен запрос на представление соответствующей отчётной информации по итогам деятельности за 2019 год в срок до 10.08.2020 (далее - запрос).
Запрос Департамента получен управляющей организацией АО "СИБЭКО" 30.07.2020 (вх. N 20/1-83665120).
В установленный срок указанные в письме отчётные данные в запрашиваемом и необходимом для проведения анализа объеме в Департамент не представлены. Отказ в предоставлении запрошенных сведений управляющая организация АО "СИБЭКО" мотивировала письмом от 08.07.2019 (исх. N 20-3/8-65134/19-0-0).
При этом запрашиваемые сведения необходимы в целях формирования тарифов АО "СИБЭКО" на следующий период регулирования.
По пункту 2 запроса отчет за 2019 год о финансово-хозяйственной деятельности АО "СИБЭКО", представленный организацией по системе ЕИАС Мониторинг в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM, не содержит запрашиваемой информации, а именно:
1) отчет сформирован в целом без разделения расходов по подразделениям АО "СИБЭКО" - ТЭЦ, локальные источники, тепловые сети;
2) отчет не имеет данных о постатейных расходах в целом по обществу, расходы представлены только в части регулируемой деятельности.
Поскольку формирование необходимой валовой выручки в режиме комбинированной выработки согласно требованиям раздела VIII "Особенности расчета необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии" Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э) осуществляется департаментом в целом, а затем из указанной совокупности выделяются расходы на производство тепловой энергии, то представления постатейной отчетной информации в разрезе подразделений АО "СИБЭКО" - ТЭЦ (всего расходов, в том числе относимых на производство тепловой энергии), локальные, источники, тепловые сети необходимо для приведения анализа.
Представленный АО "СИБЭКО" письмом от 27.04.2020 N 20-3/8-36048/20-00 объем информации, подтверждающий фактические расходы за 2019 год по статьям неподконтрольных расходов и энергетических ресурсов в составе тарифной заявки по корректировке тарифов в сфере теплоснабжения на 2021 год, также не содержит информации о суммах отнесения расходов на регулируемую деятельность в разрезе подразделений АО "СИБЭКО" - ТЭЦ, локальные источники, тепловые сети. В составе тарифной заявки отражена информация о расходах в целом (в части производства тепловой и электрической энергии), сумма отнесения фактических расходов за 2019 год на производство тепловой энергии в составе материалов дела не отражена.
Отчет АО "СИБЭКО" представленный по системе ЕИАС Мониторинг в формате шаблона (комбинированная, некомбинированная выработка) BALANCE.CALC.TARIFF.WAPvM.2019.FACT также не содержит отчётную информацию в разрезе подразделений АО "СИБЭКО" - ТЭЦ, локальные источники, тепловые сети и не содержит информации в разрезе статей фактических операционных расходов. Сумма расходов указана одной цифрой по строке шаблона "Прочие операционные расходы" без дифференциации по статьям затрат, предусмотренных шаблоном: на оплату труда и отчисления на социальные нужды (по оплате труда основных производственных рабочих, ремонтного персонала, цехового персонала, АУЛ, прочего персонала, относимого на регулируемый вид деятельности); расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств, выполняемых подрядным способом; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на: услуги связи, услуги вневедомственной охраны, коммунальные услуги, консультационные услуги, юридические услуги, информационные услуги, аудиторские услуги, услуги по стратегическому управлению организацией, расходы по подготовке и освоению производства (пуско-наладочные работы), целевые средства на НИОКР, средства на необязательное (дополнительное) страхование, иные работы и услуги; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; расходы на вывод из эксплуатации (в том числе на консервацию) и вывод из консервации; прочее.
То есть по вышеуказанным статьям регулируемая организация указывает 0,0 руб., при этом сумма всех операционных расходов отражена в строке шаблона "Прочие операционные расходы".
Смета расходов в разрезе статей, в формате приложения N 4.6 к Методическим указаниям N 760-э в целом по обществу в сопоставимости с отчетом о финансовых результатах за 2019 год и в том числе относимых на регулируемую деятельность (тепловая энергия) в сопоставимости с расшифровкой к отчету о финансовых результатах за 2019 год (в разрезе подразделений АО "СИБЭКО" - ТЭЦ, локальные источники, тепловые сети) организацией не представлена.
Кроме того, АО "СИБЭКО" не представлены обобщенные формы регистров бухгалтерского учета за 2019 год, применяемые в учетной системе АО "СИБЭКО", подтверждающие отнесение расходов на регулируемые виды деятельности в разрезе статей затрат согласно (указанной выше) смете расходов (по регулируемому виду деятельности - тепловая энергия), с разбивкой по подразделениям АО "СИБЭКО" - ТЭЦ, локальные источники, тепловые сети.
Таким образом, представленные АО "СИБЭКО" отчетные данные, не позволяют в полной мере осуществить анализ финансово-хозяйственной деятельности.
По пункту 3 запроса обществом не представлены сведения о фактических расходах на оплату труда АО "СИБЭКО" за 2019 год в формате приложения N 4.9 к Методическим указаниям N760-э (в целом по подразделениям АО "СИБЭКО" (ТЭЦ, локальные источники, тепловые сети), и в том числе относимых на регулируемый вид деятельности (тепловая энергия).
По пункту 4 запроса АО "СИБЭКО" не представлена подробная пояснительная записка по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год с постатейным описанием причин отклонения.
По пункту 5 запроса не представлены сведения о фактических за 2019 год внереализационных расходах и расходах из прибыли в целом по АО "СИБЭКО" (постатейно), в том числе относимых на регулируемый вид деятельности (тепловая энергия), с подтверждением отнесения указанных расходов на регулируемую деятельность данными регистров бухгалтерского учета.
По пункту 7 запроса не представлен отчет о выполнении плана ремонтов за 2019 год с указанием физических и стоимостных показателей с пояснением причин отклонений от плановых АО "СИБЭКО" величин, с выделением объемов ремонтов по ТЭЦ, локальным источникам, тепловым сетям; в том числе, с выделением объемов ремонтных работ, осуществленных за счет регулируемой деятельности (тепловая энергия).
По пункту 8 запроса обществом не представлены сведения о фактическом финансировании АО "СИБЭКО" в 2019 году мероприятий, предусмотренных в приложениях N 5 "Концессионного соглашения в отношении отдельных объектов теплоснабжения города Новосибирска, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения N 13" и "Концессионного соглашения в отношении отдельных объектов теплоснабжения микрорайонов города Новосибирска Пашино и ОбьГЭС, предназначенных для теплоснабжения и горячего водоснабжения N 14" от 28.11.2017.
В связи с выявлением вышеуказанных обстоятельств 22.09.2020 административным органом с участием уполномоченного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
08.10.2020 административным органом в присутствии уполномоченного представителя заявителя, рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление (полный текст изготовлен 09.10.2020), в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, размер штраф установлен с учетом обстоятельств отягчающих административную ответственность (повторное совершение правонарушения).
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения, соблюдении порядка привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений в уполномоченный орган по тарифам, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Субъектами по данной статье являются юридические лица, на которых нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
В силу положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) реализация тепловой энергии (мощности) относится к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим законодательством государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075) по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.".
Порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определяется Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования N 1075).
В силу пункта 39 Правил N 1075 решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 этих Правил.
Пунктом 20 указанных Правил предусмотрено, что если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.
В силу пункта 29 Правил регулирования N 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
Как верно отметил суд первой инстанции, законодательством в области ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрена обязательность расчета регулируемых цен (тарифов) как при их установлении, так и при их корректировке (изменении) с учетом фактических результатов осуществления регулируемой организацией регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в предыдущем расчетном периоде регулирования; определяемых на основании сведений, подтвержденных соответствующими данными бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе данными первичного бухгалтерского учета), в обязательном порядке представляемых органу регулирования регулируемыми организациями.
Для этих целей Департаментом были запрошены документы, на что прямо указано в запросе, а не для целей определения планового размера операционных расходов на 2021 год, как ошибочно полагает заявитель.
Как верно отметил суд первой инстанции, Департамент, как орган исполнительной власти Новосибирской области, уполномоченный осуществлять государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения, наделен полномочиями: запрашивать у регулируемых организаций все необходимые департаменту материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых департаментом; определять формат представления регулируемыми организациями запрашиваемых департаментом материалов; определять сроки представления регулируемыми организациями запрашиваемых департаментом материалов; получать у регулируемых организаций запрошенные материалы в формате и в сроки, определенные департаментом.
При этом законодательством в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предусмотрена обязательность ведения регулируемыми организациями раздельного учета по регулируемым видам деятельности, а также но объемам производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Судом установлено, что АО "СИБЭКО" осуществляет следующие виды деятельности в сфере теплоснабжения: производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более; производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии; производство теплоносителя; передача тепловой энергии и теплоносителя; сбыт тепловой энергии и теплоносителя; подключение к системе теплоснабжения; поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
На долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов для АО "СИБЭКО" департаментом установлены следующие подлежащие государственному регулированию согласно статье 8 Закона N 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения: приказом департамента от 10.12.2018 N 701-ТЭ - тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемые АО "СИБЭКО" потребителям (с дифференциацией по схеме подключения теплопотребляющих установок потребителей: подключение к коллектору источника тепловой энергии, подключение к тепловой сети); приказом департамента от 10.12.2018 N 702-ТЭ - тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии АО "СИБЭКО", производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; приказом департамента от 10.12.2018 N 703-ТЭ - тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО "СИБЭКО" теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии; приказом департамента от 10.12.2018 N 704-ТЭ - тарифы на теплоноситель, поставляемый АО "СИБЭКО" потребителям, другим теплоснабжающим организациям на территории Новосибирской области; приказом департамента от 10.12.2018 N 705-ТЭ - тарифы на горячую воду, поставляемую АО "СИБЭКО" потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) на территориях города Новосибирска и города Куйбышева Новосибирской области; приказом департамента от 10.12.2018 N 706-ТЭ - плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей тепловой энергии, подключенных к тепловым сетям АО "СИБЭКО" на территории Новосибирской области.
АО "СИБЭКО" в сроки, предусмотренные пунктом 13 Правил регулирования N 1075, обратилось 28.04.2020 в Департамент с предложением о корректировке на 2021 год установленных на долгосрочный период 2019-2023 годов всех вышеуказанных тарифов. При этом заявление и обосновывающие материалы были едиными на все указанные тарифы.
Указанные материалы в нарушение положений о раздельном учете не содержали раздельных сведений по регулируемым видам деятельности, объемам производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения по факту 2019 года.
В связи с чем Департаментом и была запрошена информация по факту осуществления в 2019 году АО "СИБЭКО" регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, в том числе с той разбивкой по подразделениям АО "СИБЭКО" (ТЭЦ, локальные котельные, тепловые сети), в соответствии с которой АО "СИБЭКО" формирует статистическую отчетность, и, как пояснил представитель Департамента, само запросило об установлении тарифа по подразделениям.
Отклоняя доводы заявителя о том, что в адрес Департамента предоставлялась вся необходимая информация о финансово-хозяйственной деятельности организации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что представленные обществом отчетные данные по размеру выручки в разных формах отчетности имеют разное значение (имеют расхождения).
Так: по статистической форме N 46-ТЭ за 2019 год выручка организации составила 11 830 669,78 тыс.руб.; по расшифровке к отчету о финансовых результатах за 2019 год размер выручки составил 11 965 362,0 тыс.руб.; в шаблоне FAS.JKJH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM - 11 830 873,0 тыс.руб.; в шаблоне BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.2019.FACT (некомбинированная выработка) - 11 492 818,81 тыс.руб.
Фактические расходы, связанные с производством и реализаций тепловой энергии, представленные АО "СИБЭКО" в формате указанных выше шаблонов и формах отчетности за 2019 год, так же имеют разные значения: в шаблоне FAS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM расходы составили 15035304,0 тыс.руб.; в шаблоне BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.2019.FACT (некомбинированная выработка) - 15 466 120,15 тыс.руб.; в расшифровке к отчету о финансовых результатах за 2019 год - 15 220 983,0 тыс.руб.
Отчет АО "СИБЭКО" представленный по системе ЕИАС Мониторинг в формате шаблона (комбинированная, некомбинированная выработка) BALANCE.CALC.TARIFF.WARM.2019.FACT не содержит отчётную информацию в разрезе подразделений АО "СИБЭКО" - ТЭЦ, локальные источники, тепловые сети; не содержит информации в разрезе статей фактических операционных расходов. Сумма расходов указана без дифференциации по статьям затрат, предусмотренных шаблоном.
Как верно отметил суд первой инстанции, Формирование фонда оплаты труда осуществляется на основании формы 4.9 Методических указаний N 760-э, соответственно анализ расходов на оплату труда должен осуществляться в полном соответствии с Методическими указаниями N 760-э.
Представленная организацией форма 1-Предприятие, П-4 и формы отчетности ГИС ТЭК не отражают всех необходимых показателей. В представленных АО "СИБЭКО" формах отсутствует информация о фактической величинах: среднегодовой тарифной ставке рабочего 1 разряда; средневзвешенного тарифного коэффициента соответствующих ступеней по оплате труда; доплат, связанных с режимом работы и условиями труда; денежных средств, направляемых на выплату премии; единовременных выплат; пособий на лечение к отпуску, и иных доплат.
Сведения, представленные АО "СИБЭКО" в составе документов, приложенных к предложению об установлении тарифов по фактическим внереализационным расходам, в силу отсутствия данных бухгалтерского учета и отсутствия в учетной политике организации распределения внереализационных расходов (расходов из прибыли) по подразделениям организации ТЭЦ, локальным котельным, тепловым сетям невозможно отнести на регулируемую деятельность. В силу чего у АО "СИБЭКО" была запрошена информация (данные регистров бухгалтерского учета), подтверждающая отнесение указанных расходов на регулируемую деятельность. В отсутствие указанной информации проведение анализа результатов регулируемой деятельности (прибыли или убытков), а так же корректное формирование расходов на 2021 год, оценка их экономической обоснованности не представляется возможным.
Информация о выполнении плана ремонтов в представленных АО "СИБЭКО" формах отчетности содержит обобщенные данные без разделения расходов по осуществленным ремонтам в разрезе подразделений АО "СИБЭКО", также отсутствуют сведения в разрезе договоров, видов осуществляемых работ, сумм расходов по каждому контрагенту и договору.
В ходе прокурорской проверки деятельности АО "СИБЭКО" информация организацией представлялась не в полном объеме. При этом, как верно отметил суд первой инстанции, представление информации для целей прокурорской проверки не исключает обязанность общества представлять сведения и документы по запросам органа регулирования в целях установления тарифов.
Информация, представленная АО "СИБЭКО" о фактическом финансировании АО "СИБЭКО" в 2019 году мероприятий по концессионным соглашениям в формате шаблонов, содержит лишь обобщенные данные без разделения расходов в разрезе мероприятий предусмотренных концессионными соглашениями. Как следует из представленного отчета при плане в 91 717,04 тыс.руб., фактически исполнено мероприятий на сумму 10 517,0 тыс.руб. Пояснений причин неисполнения обществом мероприятий в полном объеме не представлено.
Кроме того, информация, представляемая АО "СИБЭКО" по унифицированным формам (шаблонам) необходима для целей статистической отчетности, а не для целей расчета тарифов. Обязанность представления АО "СИБЭКО" информации о регулируемой деятельности в форме шаблонов в целях осуществления статистической отчетности никоим образом не освобождает организацию от представления, в том числе по запросу департамента необходимых документов и информации для целей установления тарифов.
В связи с тем, что органом регулирования расчет тарифов осуществляется при соблюдении требований Методических указаний N 760-э, запрашиваемая информация должна позволять провести анализ деятельности организации в полном соответствии с Методическими указаниями N 760-э.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что запрос сведений в формате приложений N 4.6 и 4.9 к Методическим указаниям N 760-э, а также запрос иных сведений в формате, указанном Департаментом в запросе, является законным и обоснованным.
По представленной АО "СИБЭКО" в Департамент бухгалтерской отчетности не возможно в полной мере осуществить анализ финансово-хозяйственной деятельности и произвести оценку экономической обоснованности фактически понесенных за 2019 год АО "СИБЭКО" расходов, в связи с чем Департаментом были запрошены регистры бухгалтерского учета.
Таким образом, факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтвержден материалами административного производства.
С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что непредставление обществом запрашиваемых Департаментом сведений, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Установленные административным органом в постановлении нарушения, допущенные заявителем, подтверждены материалами дела и по существу апеллянтом не оспариваются.
В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований таможенного законодательства.
Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Суд первой инстанции оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не усмотрел, при этом обоснованно исходил из следующего.
Отказ АО "СИБЭКО" представить в Департамент документы, подтверждающие фактические результаты осуществления АО "СИБЭКО" регулируемой деятельности в 2019 году, влечет невозможность исполнить Департаментом предусмотренную законом обязанность по расчету регулируемых цен (тарифов) при их корректировке (изменении) с учетом фактических результатов осуществления регулируемой организацией регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в предыдущем расчетном периоде регулирования определяемых на основании сведений, подтвержденных соответствующими данными бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе данными первичного бухгалтерского учета), и соответственно, может повлечь установление экономически необоснованных тарифов на очередной период регулирования.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что действия АО "СИБЭКО" по уклонению от представления сведений и документов по требованию департамента в целях установления цен (тарифов), платы носят систематический характер, за что общество ранее привлекалось к административной ответственности (дела N N А45-43423/2019, А45-38949/2019, А45-34071/2019).
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения не имеет.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.04.2021 по делу N А45-29537/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Сибирская энергетическая компания"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-29537/2020
Истец: АО "Сибирская Энергетическая Компания"
Ответчик: Департамент по Тарифам Новосибирской Области
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд