г. Воронеж |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А48-3740/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир": Болдырев А.И. - представитель по доверенности от 18.08.2022 сроком на три года;
от Департамента здравоохранения Орловской области: Михалин Д.А. - представитель по доверенности от 10.01.2024 сроком на один год; Четверикова А.О. - представитель по доверенности N 4-2-Д-18 от 07.12.2023 сроком на один год;
от Министерства здравоохранения Российской Федерации: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.11.2023 по делу N А48-3740/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (ОГРН 1185749006739, ИНН 5753070905) к Департаменту здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) о признании недействительным уведомления об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности,
третье лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации (ОГРН 1127746460896, ИНН 7707778246),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (далее - заявитель, ООО "Клиника "Альтаир", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Департаменту здравоохранения Орловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным уведомления от 16.01.2023 N 4-2-9-УЛ об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и обязании заинтересованное дицо переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, включав в приложения к лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие работы (услуги): при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 20.11.2023 по делу N А48-3740/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В апелляционной жалобе ее заявитель оспаривает выводы суда первой инстанции о правомерности отказа в переоформлении лицензии, полагает, что судом не дана оценка всем доводам заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент здравоохранения Орловской области оспаривает доводы заявителя.
В ходе судебного заседания апелляционной инстанции отказано в удовлетворении заявления ООО "Клиника "Альтаир" об отводе судей Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда Песниной Н.А., Капишниковой Т.И., Донцова П.В.
Судебной коллегией было отказано в удовлетворении ходатайства ООО "Клиника "Альтаир" о вызове в качестве специалистов Капинос Л.А. и Культербаевой М.А. в судебное заседание в отсутствие правовых оснований, предусмотренных частью 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные лица являются сотрудниками Минздрава России, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и представлявшего в материалах дела письменные объяснения (03.08.2023) по вопросам, поставленным Обществом, а также пояснения и информацию (т.3 л.д.1-6,41-43).
В удовлетворении ходатайства Общества об определении объема доказательств при рассмотрении настоящего спора судом апелляционной инстанции также было отказано ввиду отсутствия правовых оснований с учетом положений Главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (данный вопрос является правовым).
В целях более полного и всестороннего рассмотрения дела с учетом части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией по ходатайству Общества к материалам дела были приобщены копия выписки из классификатора, утвержденного приказом от 19.08.2021 N 866н, и схема диагностики и лечения людей.
Представитель ООО "Клиника "Альтаир" в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Департамента здравоохранения Орловской области полагали обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Минздрав России явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав правовые позиции представителей сторон, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Клиника "Альтаир" имеет лицензию от 04.03.2019 N ЛО-57-01-001347 по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи: 1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии; 2) при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: организации здравоохранения и общественному здоровью, терапии; 3) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии.
28.12.2022 ООО "Клиника "Альтаир" в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности от 04.03.2019 N ЛО57-01-001347 путем включения в нее дополнительных работ (услуг) при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности); акушерству и гинекологии (использованию) вспомогательных репродуктивных технологий), с приложением документов согласно описи (т.1 л.д.63-125). Поступившее заявление было принято, о чем направлено уведомление от 28.12.2022 (т.1 л.д.126-127).
На основании приказа от 28.12.2022 N 4-2-279-РЛ (с учетом приказов от 29.12.2022 N 4-2-280-РЛ, от 09.01.2023 N 4-2-1-РЛ (т.1 л.д.128-132, 135-136)) при предварительном уведомлении проверяемого лица, ходатайствовавшего о проведении проверки в присутствии его представителей (т.1 л.д.133-134), Департаментом в рамках лицензионного контроля при осуществлении медицинской деятельности проведена внеплановая документарная и выездная оценка соответствия лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности в отношении ООО "Клиника "Альтаир".
В ходе осуществления оценки с учетом представленных документов и сведений и обследования помещений и наличия оборудования были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области медицинской деятельности:
1) пункта "а" пункта 8 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 852) в части наличия зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям, а именно:
- отсутствует помещение дневного стационара в соответствии с пунктом 99 приказа Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (далее - Приказ N 1130н) прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи с периодом наблюдения не менее 1,5 - 2 часов после приема препаратов. Прерывание беременности в сроке до двенадцати недель хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Продолжительность наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины и составляет 3-4 часа;
- отсутствуют помещения, минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий (регистратура, кабинеты врачей-акушеров-гинекологов, операционная, процедурная, эмбриологическая комната, помещение для сдачи спермы, клинико-диагностическая лаборатория, помещение ожидания для пациентов, ординаторская, помещение для хранения инвентаря, склад расходных материалов) в соответствии с Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" (далее - Приказ N 803н);
2) пункта "б" пункта 5 Постановления N 852 в части наличия принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке, а именно:
- отсутствие необходимого оборудования в соответствии с Приказом N 1130н при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности (перечень отсутствующего оборудования указан в Таблице);
- отсутствие необходимого оборудования в соответствии с приложением N 3 к Порядку, утвержденному Приказом N 803н при проведении работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий (перечень отсутствующего оборудования указан в Таблице);
3) пункта "в" пункта 5 Постановления N 852 в части наличия заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием), а именно:
- не представлены документы врачей специалистов: в соответствии с пунктом 103 Приказа N 1130н искусственное прерывание беременности осуществляется с обязательным обезболиванием на основе информированного добровольного согласия женщины, что требует наличие врача анестезиолога-реаниматолога;
- не представлены документы врачей специалистов: в соответствии с приложением N 2 к Порядку, утвержденному Приказом N 803н врача-акушер-гинеколога (для проведения программы ЭКО), врача-анестезиолога-реаниматолога, врача клинической лабораторной диагностики или эмбриолога, медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинской сестры-анестезиста, медицинского регистратора, медицинского технолога, медицинского лабораторного техника, фельдшера-лаборанта, лаборанта.
Выявленные нарушения нашли отражение в оценочном листе (акте оценки) от 13.01.2023 (т.2 л.д.1-55).
С учетом результатов проверки Департаментом здравоохранения Орловской области издан приказ от 16.01.2023 N 4-2-7-РЛ об отказе во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление медицинской деятельности ООО "Клиника "Альтаир" с указанием следующих причин отказа: 1) наличие в представленных лицензиатом заявлении о внесении изменений в реестр лицензий и(или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации согласно акту оценки от 13.01.2023; 2) невыполнение подпунктов "а", "б", "д", "ж" пункта 8, подпунктов "а", "б", "в", "ж" пункта 5 Постановления N 852 согласно акту оценки от 13.01.2023 (т.2 л.д.56-57).
Уведомлением от 16.01.2023 N 4-2-9-УЛ Департамент отказал Обществу во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление медицинской деятельности (т.1 л.д.13, т.2 л.д.58-59).
Полагая решение об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, выраженное в указанном уведомлении, незаконным, ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Орловской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы и исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом нормативных положений статьи 6, 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, судебная коллегия не усматривает нарушения компетенции и порядка принятия Департаментом оспариваемого решения, носящих существенный характер и не позволяющих полно и всесторонне рассмотреть дело.
Согласно статье 3 Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (пункт 2); лицензионные требования - обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 7); лицензиат - юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию (пункт 6); соискатель лицензии - юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (пункт 5).
В части 3 статьи 8 Закона N 99-ФЗ предусмотрен соответствующий перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В статье 18 Закона N 99-ФЗ установлены случаи и соответствующий порядок внесения изменений в реестр лицензий, в том числе, внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в случае изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований может проводиться в форме оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 19.1 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ).
Отказ во внесении изменений в реестр лицензий осуществляется по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 7 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также в случае, если соответствующие сведения уже содержатся в реестре лицензий (часть 19 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (далее - Положение), согласно пункту 4 которого медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Приложением к Положению указан Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются: а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих санитарным правилам, соответствие которым устанавливается в санитарно-эпидемиологическом заключении; б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; в) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг); г) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности; д) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; е) соответствие соискателя лицензии - юридического лица; ж) размещение в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - единая система) сведений о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских организаций) и о лицах, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (в федеральном регистре медицинских работников), в составе, установленном Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения".
В силу пункта 11 Положения при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, и (или) выполнять работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются этот адрес и (или) работы (услуги), которые лицензиат намерен выполнять, а также соответствующие сведения (документы), предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения.
Лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в представленных в соответствии с настоящим пунктом документах сведений, в том числе оценку соответствия лицензиата лицензионным требованиям, и принимает решение о внесении изменений в реестр лицензий или об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения лицензирующим органом заявления о внесении изменений в реестр лицензий, а при осуществлении медицинской деятельности на территории закрытого административно-территориального образования - в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения лицензирующим органом заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
Пунктом 8 Положения установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет (представляет) в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в форме электронного документа, к которому прилагаются: а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения о реквизитах документов, подтверждающих принадлежность указанных объектов соискателю лицензии); б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг); в) сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг); г) сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и (или) регистрации медицинских изделий, зарегистрированных в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг); д) реквизиты документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения, соответствующего образования и пройденной аккредитации специалиста или сертификатов специалиста, или их копии - в случае, если сведения о таких документах отсутствуют в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" и информационной системе Пенсионного фонда Российской Федерации; е) реквизиты документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте "г" пункта 5 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования и (или) квалификации, или их копии - в случае, если сведения о таких документах отсутствуют в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" и информационной системе Пенсионного фонда Российской Федерации, либо копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности; ж) сведения о внесении соответствующей информации в федеральный реестр медицинских организаций и федеральный регистр медицинских работников единой системы в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 12 настоящего Положения; з) опись прилагаемых документов.
Согласно пункту 6 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также поименованные в указанной норме требования, в том числе о соблюдении порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (подпункт "а").
В подпункте 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Как указано в пункте 3 части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", порядок содержит стандарты оснащения медицинской организации.
Обращаясь с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по данному виду работ (услуг), соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, намеренному осуществлять данный вид работ.
Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (утвержден постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, далее - Перечень N 852), лицензированию подлежат работы (услуги) "по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)", акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Оказание медицинской помощи по профилям "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)" и "акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)" урегулирован Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденным Приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н (далее - Порядок N 1130н), согласно пункту 2 которого его действие распространяется на медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология", независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктом 89 Порядка N 1130н медицинская помощь женщинам при искусственном прерывании беременности оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
Пунктом 92 Порядка N 1130н установлено, что обследование и подготовка пациентов для оказания медицинской помощи при искусственном прерывании беременности осуществляется на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Обследование женщин проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)", "акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
В соответствии с пунктом 98 Порядка N 1130н искусственное прерывание беременности в зависимости от срока беременности может быть проведено с использованием медикаментозного или хирургического метода на основе ИДС женщины.
Пунктом 99 Порядка N 1130н предусмотрено, что для прерывания беременности сроком до двенадцати недель могут использоваться как хирургический, так и медикаментозный методы.
Прерывание беременности в сроки, предусмотренные клиническими рекомендациями медикаментозным методом, проводится врачом - акушером-гинекологом в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара с обязательным наблюдением женщины не менее 1,5 - 2 часов после приема лекарственных препаратов. При медикаментозном методе прерывания беременности используются лекарственные препараты, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с инструкциями по медицинскому применению препаратов.
Прерывание беременности в сроке до двенадцати недель хирургическим методом проводится врачом - акушером-гинекологом в условиях дневного стационара и стационарных условиях. Продолжительность наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины и составляет 3 - 4 часа.
Искусственное прерывание беременности при сроке до двенадцати недель у женщин с клинически значимыми признаками истончения рубца на матке, миомой матки больших размеров, аномалиями развития половых органов, при наличии тяжелых соматических заболеваний производится врачом - акушером-гинекологом в стационарных условиях.
Правила использования вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ) на территории Российской Федерации, а также противопоказания и ограничения к их применению определены Порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению, утвержденным Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 803н (далее - Порядок N 803н), согласно пункту 3 которого медицинская помощь с использованием ВРТ оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.
Пунктом 5 Порядка N 803н предусмотрено, что медицинская помощь с использованием ВРТ оказывается медицинскими организациями (структурными подразделениями), имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в соответствии с приложениями N 1 - 3 к настоящему Порядку.
Медицинская помощь с использованием искусственной инсеминации (далее - ИИ), а также обследование женщин для оказания медицинской помощи с использованием ВРТ оказывается (проводится) медицинскими организациями (структурными подразделениями), имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности) и акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Обследование пациентов для оказания медицинской помощи с использованием ВРТ осуществляется в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи на основе клинических рекомендаций с учетом стандартов медицинской помощи (пункт 6 Порядка N 803н).
Учитывая вышеизложенное, суд области обоснованно указал, что действующее законодательство не содержит обособленных требований в части создания центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий в зависимости от выполнения работ (оказания услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях или в условиях стационара, и применяется как единое требование ко всем медицинским организациям всех форм собственности без разделения на условия оказания медицинской помощи.
Приложением N 1 к Порядку N 803н установлено, что центр является медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность и оказывающей медицинскую помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия. Центр должен иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности) и/или акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
Приложением N 3 к Порядку N 803н установлен стандарт оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий, в частности, кабинета врача-акушера-гинеколога, кабинета врача-уролога, процедурного кабинета, малой операционной (манипуляционной), эмбриологической комнаты, помещение криохранилища, помещения для сдачи спермы.
Поскольку Порядок N 803н не содержит положений относительно разделения стандарта оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий в зависимости от выполнения работ (оказания услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях или в условиях стационара, суд области обоснованно указал, что соискатель лицензии должен соответствовать стандарту оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий, предусмотренному ПорядкомN 803н, в связи с чем отсутствие помещений и оборудования, необходимых для выполнения работ (оказания услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), свидетельствует о несоответствии Общества лицензионным требованиям, предусмотренным Положением.
При этом суд первой инстанции правомерно не принял довод Общества о заключении договора о совместном оказании платных медицинских услуг с ООО "Центр Репродукции и Генетики" как доказательство соблюдения Порядка N 803н, так как исходя из системного толкования приведенных нормативных положений в совокупности с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" работы (услуги), подлежащие лицензированию как вид медицинской деятельности, должны оказываться третьим лицам как самостоятельные работы (услуги) в рамках медицинской помощи, а не входить в соответствующий комплекс медицинских вмешательств, имеющих самостоятельное законченное значение лишь в целом.
Доводы ООО "Клиника "Альтаир" об отсутствии необходимости в наличии помещения дневного стационара и/или стационара для осуществления испрашиваемого вида медицинской деятельности, поскольку ее осуществление возможно и в амбулаторных условиях со ссылкой на судебный акт Верховного Суда Российской Федерации суд первой инстанции признал основанными на неверном толковании норм права и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, с чем соглашается судебная коллегия.
Проанализировав выводы приведенные в Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2021 N АПЛ21-469 суд области верно указал, что данный судебный акт не содержит выводов относительно возможности выдачи лицензии на оказание медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности и использованию вспомогательных репродуктивных функций (в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи) исключительно в амбулаторных условиях в отрыве от оказания соответствующей помощи в условиях стационара (дневного стационара).
Напротив, в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2021 N АКПИ21-489 указывается, что ссылка на отказ Департамента здравоохранения Орловской области в переоформлении лицензии и судебные решения о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности сводятся к исключению возможности оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) и акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в амбулаторных условиях, то есть к вопросу о целесообразности существующего правового регулирования, что не является предметом данного судебного разбирательства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852, предусмотрено, что Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждается классификатор работ (услуг), предусмотренных приложением к данному Положению. Предметом указанного классификатора является соотнесение видов работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи, установленными соответствующими порядками оказания медицинской помощи, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, порядками проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, утвержденными в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Классификатор утверждается исключительно в целях его применения при оформлении лицензий и не устанавливает обязательных требований.
В соответствии со строками 5-6 указанного Классификатора первичная специализированная медико-санитарная помощь по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) и по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) осуществляется в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.
При этом, как было отмечено в Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.12.2021 N АПЛ21-469 условия оказания медицинской помощи в каждом конкретном случае определяются в зависимости от объема и сложности предстоящих медицинских вмешательств, наличия (отсутствия) сопутствующих заболеваний, медицинских показаний (противопоказаний).
Таким образом, при выдаче лицензии на осуществление соответствующих видов помощи уполномоченному органу надлежит исходить из того, что выбор, в каких условиях осуществлять оказание медицинской помощи будет определяться медицинской организацией в конкретном случае.
Вышеуказанное предопределено действующим правовым регулированием, не позволяющим осуществлять лицензирование медицинской деятельности по рассматриваемым направлениям отдельно для амбулаторных и стационарных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отсутствие у соискателя лицензии помещения дневного стационара и/или стационара в нарушение пункта 99 Порядка N 1130н и подпункта "а" пункта 8 Положения, отсутствие оборудования в соответствии со стандартом оснащения дневного стационара для диагностики и лечения акушерской и гинекологической патологии, стандартом оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий (в том числе отсутствия у соискателя как таковых указанных отделений) в нарушение подпункта "б" пункта 5 Положения, отсутствие помещение малой операционной в нарушение требований Порядка N 1130н, отсутствие помещения, минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий (регистратура, кабинеты врачей-акушеров-гинекологов, операционная, процедурная, эмбриологическая комната, помещение для сдачи спермы, клинико-диагностическая лаборатория, помещение ожидания для пациентов, ординаторская, помещение для хранения инвентаря, склад расходных материалов) в нарушение требований Порядка N 803н, непредставление документов врачей специалистов в нарушение требований пункта 103 Порядка N 1130н, а также непредставление документов врачей специалистов в нарушение требований Приложения N 2 к Порядку N 803н, явилось правомерным основанием для отказа Обществу в переоформлении лицензии.
При этом судом области принято во внимание, что неоказание услуги в полном объеме согласно Протоколу, порядку или стандарту оказания медицинской помощи в рамках лицензии по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) является нарушением норм о лицензировании, поскольку по смыслу Порядка N 1130н у соискателя лицензии должна иметься возможность оказать медицинские услуги, за которыми обращается пациентка, в полном объеме, то есть в объеме, предусмотренном Протоколом лечения.
Приведенный правовой подход согласуется со сложившейся многочисленной судебной практикой по аналогичным спорам, в том числе поддержанный Верховным Судом РФ по соответствующим делам.
Учитывая изложенное, суда первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обстоятельств нарушения прав ООО "Клиника "Альтаир" оспариваемым решением суд апелляционной инстанции также не усматривает, поскольку принятое решение согласуется с актуальным на момент подачи и рассмотрения заявления нормативным правовым регулированием спорных видов медицинской деятельности с учетом предъявляемых лицензионных требований.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется. При этом доводы жалобы, в том числе, в отношении отсутствия доказательств необходимости выполнения заявителем всего комплекса медицинских услуг основаны на неверном толковании норм права в рассматриваемой сфере и не соотносятся с фактическими обстоятельствами по спору.
Доводы апелляционной жалобы проверены судебной коллегией, не опровергают окончательного верного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 314 от 18.12.2023 государственная пошлина подлежит возврату ООО "Клиника "Альтаир" из дохода федерального бюджета в размере 1500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 20.11.2023 по делу N А48-3740/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (ОГРН 1185749006739, ИНН 5753070905) из дохода федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3740/2023
Истец: ООО "КЛИНИКА "АЛЬТАИР"
Ответчик: Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации