г. Пермь |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А50-4370/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Риб Л.Х., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Регола-С",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 апреля 2021 года по делу N А50-4370/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регола-С" (ОГРН 1125903004171, ИНН 5903101270)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1095262008698, ИНН 5262244282)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Регола-С" (далее - заявитель, общество, ООО "Регола-С") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган, управление) с требованием о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 02.02.2021 N 0401/190121/00086, которым ООО "Регола-С" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 апреля 2021 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Регола-С" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе приведены следующие доводы: привлечению к административной ответственности подлежит не само ООО "Регола-С", а генеральный директор общества Прибытков А.Н., который в силу занимаемой должности осуществляет текущее руководство деятельностью организации, следовательно, несет ответственность за выполнение организацией требований закона в части соблюдения установленного порядка учета объема производства и оборота алкогольной продукции; имеются основания для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Административный орган в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, по результатам анализа сведений в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), с учетом представленных обществом документов и пояснений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущем ответственность по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в деятельности общества выявлено нарушение требований пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 14 и пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", подпункта 18 пункта 6 действующих в спорный период Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, пункта 5.1.1 Приложения N 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149, действующему в спорный период, в части нарушения установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.
В частности, административным органом установлено, что:
1) ООО "Регола-С" по ТТН от 03.08.2020 N РСГЛ-117082 произвело поставку в адрес ИП Субботина А.Г. пива "СОВПИВО", светлого, фильтрованного, пастеризованного, крепость 4%, емкость 50л., (мет. кега), производитель: ЗАО "Пивзавод Лысковский", срок годности 120 суток, в количестве 5 дал с датой розлива 03.07.2020 года.
В тоже время, 03.08.2020 ООО "Регола-С" направлена в систему ЕГАИС - заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно сведения, содержащиеся в ТТН от 03.08.2020 N РСГЛ-117082, указав при этом недостоверную дату розлива алкогольной продукции: 30.07.2019 года пива "СОВПИВО", светлого, фильтрованного, пастеризованного, крепость 4%, емкость 50л., (мет. кега), производитель: ЗАО "Пивзавод Лысковский", срок годности 120 суток, в количестве 5 дал.
2) ООО "Регола-С" по ТТН от 04.08.2020 N РСГЛ-117122 произвело поставку в адрес ООО "ППК" пива "СОВПИВО", светлого, фильтрованного, пастеризованного, крепость 4%, емкость 50л (мет. кега), производитель: ЗАО "Пивзавод Лысковский", срок годности 120 суток, в количестве 5 дал с датой розлива 03.07.2020 года.
В тоже время, 04.08.2020 ООО "Регола-С" направлена в систему ЕГАИС - заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно сведения, содержащиеся в ТТН от 04.08.2020 N РСГЛ-117122, указав при этом недостоверную дату розлива алкогольной продукции: 30.07.2019 года пива "СОВПИВО", фильтрованного, пастеризованного, крепость 4%, емкость 50л (мет. кега), производитель: ЗАО "Пивзавод Лысковский", срок годности 120 суток, в количестве 5 дал.
3) ООО "Регола-С" по ТТН от 05.08.2020 N РСГЛ-117248 произвело поставку в адрес ООО "ППК" пива темного, фильтрованного, непастеризованного, "Трифон Стаут", крепость 4,3%, емкость 0,5л., (стеклянная бутылка), производитель: ОАО "Вятич", срок годности 270 суток, в количестве 0,25 дал с датой розлива 13.04.2020 года.
В тоже время, 05.08.2020 ООО "Регола-С" направлена в систему ЕГАИС - заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно сведения, содержащиеся в ТТН от 05.08.2020 N РСГЛ-117248, указав при этом недостоверную дату розлива алкогольной продукции: 13.06.2019 года пива темного, фильтрованного, непастеризованного, "Трифон Стаут", крепость 4,3%, емкость 0,5л., (стеклянная бутылка), производитель: ОАО "Вятич", срок годности 270 суток, в количестве 0,25 дал.
4) ООО "Регола-С" по ТТН от 05.08.2020 N РСГЛ-117282 произвело поставку в адрес ООО "ППК" пива темного, фильтрованного, непастеризованного, "Трифон Стаут", крепость 4,3%, емкость 0,5л., (стеклянная бутылка), производитель: ОАО "Вятич", срок годности 270 суток, в количестве 0,25 дал с датой розлива 13.04.2020 года.
В тоже время, 05.08.2020 ООО "Регола-С" направлена в систему ЕГАИС - заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно сведения, содержащиеся в ТТН от 05.08.2020 N РСГЛ-117282, указав при этом недостоверную дату розлива алкогольной продукции: 13.06.2019 года пива темного, фильтрованного, непастеризованного, "Трифон Стаут", крепость 4,3%, емкость 0,5л., (стеклянная бутылка), производитель: ОАО "Вятич", срок годности 270 суток, в количестве 0,25 дал.
5) ООО "Регола-С" по ТТН от 06.08.2020 N РСГЛ-117331 произвело поставку в адрес "ППК" пива "СОВПИВО", светлого, фильтрованного, пастеризованного, крепость 4%, емкость 50л., (мет. кега), производитель: ЗАО "Пивзавод Лысковский", срок годности 120 суток, в количестве 5 дал с датой розлива 03.07.2020 года.
В тоже время, 06.08.2020 ООО "Регола-С" направлена в систему ЕГАИС - заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно сведения, содержащиеся в ТТН от 06.08.2020 N РСГЛ-117331, указав при этом недостоверную дату розлива алкогольной продукции: 30.07.2019 пива "СОВПИВО", светлого, фильтрованного, пастеризованного, крепость 4%, емкость50 л., (мет. кега), производитель: ЗАО "Пивзавод Лысковский", срок годности 120 суток, в количестве 5 дал.
6) ООО "Регола-С" по ТТН от 04.08.2020 N РСГЛ-117152 произвело поставку в адрес ООО "КегаПермь" пива "СОВПИВО", светлого, фильтрованного, пастеризованного, крепость 4%, емкость 50л., (мет. кега), производитель: ЗАО "Пивзавод Лысковский", срок годности 120 суток, в количестве 5 дал с датой розлива 03.07.2020 года.
В тоже время, 04.08.2020 ООО "Регола-С" направлена в систему ЕГАИС - заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно сведения, содержащиеся в ТТН от 04.08.2020 N РСГЛ-117152, указав при этом недостоверную дату розлива алкогольной продукции: 30.07.2019 пива "СОВПИВО", светлого, фильтрованного, пастеризованного, крепость 4%, емкость 50л., (мет. кега), производитель: ЗАО "Пивзавод Лысковский", срок годности 120 суток, в количестве 5 дал.
7) ООО "Регола-С" по ТТН от 05.08.2020 N РСГЛ-117293 произвело поставку в адрес ООО "КегаПермь" пива темного, фильтрованного, непастеризованного, "Трифон Стаут", крепость 4,3%, емкость 0,5л., (стеклянная бутылка), производитель: ОАО "Вятич", срок годности 270 суток, в количестве 0,2 дал с датой розлива 13.04.2020 года.
В тоже время, 05.08.2020 ООО "Регола-С" направлена в систему ЕГАИС - заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно сведения, содержащиеся в ТТН от 05.08.2020 N РСГЛ-117293, указав при этом недостоверную дату розлива алкогольной продукции: 13.06.2019 года пива темного, фильтрованного, непастеризованного, "Трифон Стаут", крепость 4,3%, емкость 0,5л., (стеклянная бутылка), производитель: ОАО "Вятич", срок годности 270 суток, в количестве 0,2 дал.
8) ООО "Регола-С" по ТТН от 04.08.2020 N РСГЛ-117143 произвело поставку в адрес ООО "ХМЕЛЬСОЛОД" пива "СОВПИВО", светлого, фильтрованного, пастеризованного, крепость 4%, емкость 50л., (мет. кега), производитель: ЗАО "Пивзавод Лысковский", срок годности 120 суток, в количестве 5 дал с датой розлива 03.07.2020 года.
В тоже время, 04.08.2020 ООО "Регола-С" направлена в систему ЕГАИС - заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно сведения, содержащиеся в ТТН от 04.08.2020 N РСГЛ-117143, указав при этом недостоверную дату розлива алкогольной продукции: 30.07.2019 года пива "СОВПИВО", светлого, фильтрованного, пастеризованного, крепость 4%, емкость 50л., (мет. кега), произвоитель: ЗАО "Пивзавод Лысковский", срок годности 120 суток, в количестве 5 дал.
9) ООО "Регола-С" по ТТН от 05.08.2020 N РСГЛ-117297 произвело поставку в адрес ООО "ХМЕЛЬСОЛОД" пива темного, фильтрованного, непастеризованного, "Трифон Стаут", крепость 4,3%, емкость 0,5л., (стеклянная бутылка), производитель: ОАО "Вятич", срок годности 270 суток, в количестве 0,25 дал с датой розлива 13.04.2020 года.
В тоже время, 05.08.2020 ООО "Регола-С" направлена в систему ЕГАИС - заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно сведения, содержащиеся в ТТН от 05.08.2020 N РСГЛ-117297, указав при это недостоверную дату розлива алкогольной продукции: 13.06.2019 года пива темного, фильтрованного, непастеризованного, "Трифон Стаут", крепость 4,3%, емкость 0,5л., (стеклянная бутылка), производитель: ОАО "Вятич", срок годности 270 суток, в количестве 0,25 дал.
По факту выявленных нарушений управлением в отношении ООО "Регола-С" составлен протокол об административном правонарушении от 19.01.2021 N 0401/190121/00086 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом управления вынесено постановление о назначении административного наказания от 02.02.2021 N 0401/190121/00086, которым ООО "Регола-С" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 175 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно статье 1 названного Закона, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
На основании пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в том числе: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции, за исключением алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза).
По правилам абзаца 15 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции) без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, производство вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без их учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - шестым пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона), а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона Пунктом 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 (далее - Правила N 380) установлено, что учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) (далее - технические средства).
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно подпункту 1 пункта 5 названных Правил ведение ЕГАИС осуществляется в электронном виде с использованием программных средств этой единой информационной системы и включает в себя внесение информации, указанной в пункте 6 настоящих Правил, в единую информационную систему и ее обработку.
Из подпункта 18 пункта 6 Правил N 1459 следует, что ЕГАИС содержит сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).
В соответствии с пунктом 16 Правил N 1459 организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 23 - 26 и 30 пункта 6 Правил N 1459.
В пункте 21 Правил N 1459 установлено, что направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
На основании п. 5.1.1 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" установлен порядок заполнения и сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат).
Согласно абзацу 1 пункта 5.1.1 приложения N 5 к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке. В полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной (далее - ТТН), сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Содержание и анализ приведенных правовых положений показывает, что при заполнении заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгружаемой продукции, подлежит отражению реальная, достоверная информация, подтвержденная соответствующими первичными документами (ТТН), с указанием всех необходимых реквизитов ТТН, в том числе даты ее составления. Сведения, отражаемые в системе ЕГАИС, с учетом целей создания и функционирования этой системы, в силу нормативных предписаний должны отвечать критериям актуальности, достоверности.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни. Обязательным реквизитом первичного учетного документа является, в том числе дата составления документа (пункт 2 части 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (часть 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Факт нарушения обществом "Регола-С" требований абз. 17 пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 14, абз. 21 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, пункта 15 Правил N1459, пункта 5.1.1 Приложения N 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N149, установлен административным органом, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не опровергнут.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции признает доказанным.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении. Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, установлена.
Имея возможность для недопущения нарушения порядка учета оборота алкогольной продукции, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законом требований.
Доказательств, подтверждающих, что административное правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами, находящимися вне контроля заявителя, материалы дела не содержат.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя, что привлечению к административной ответственности подлежит не само ООО "Регола-С", а генеральный директор общества Прибытков А.Н., который в силу занимаемой должности осуществляет текущее руководство деятельностью организации, следовательно, несет ответственность за выполнение требований закона в части соблюдения порядка учета объема оборота алкогольной продукции, были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Исходя из санкции статьи 14.19 КоАП РФ, суд правильно указал, что субъектами административной ответственности по выявленному нарушению являются как должностные лица, так и юридические лица.
При этом несоблюдение действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей работниками юридического лица, в том числе руководителем организации, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за совершенное административное правонарушение в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал ООО "Регола-С" субъектом вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Представленные в материалы дела доказательства позволяют сделать вывод, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, как и о рассмотрении материалов дела об административном правонарушении общество извещалось надлежащим образом. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы административного дела и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное административным органом наказание в виде штрафа размере 175 000 руб. соответствует санкции ст. 14.19 КоАП РФ, при этом правомерно назначено с учетом наличия фактов совершения ООО "Регола-С" однородных административных правонарушений, что подтверждается постановлениями о назначении административного наказания от 19.08.2020 N 0402/040820/03506, от 19.11.2020 N 0404/071020/05136, признанными законными решениями арбитражного суда по делу N А50-22022/2020 и делу NА50-30605/2020.
Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 3.4, ч. 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку, как ранее установлено судом, ООО "Регола-С" привлекается к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ не впервые.
Вопреки доводам жалобы, оснований для снижения размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела санкции статьи 14.19 КоАП РФ, не имеется, ввиду следующего.
В части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Снижение размера назначенного административного штрафа является правом суда. При этом, исходя из положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, может быть назначено лишь при доказанности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Наличие исключительных обстоятельств, позволяющих применить часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается; доказательств, подтверждающих, что оплата обществом штрафа в назначенном размере повлечет для организации тяжелые финансовые последствия, не представлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 апреля 2021 года по делу N А50-4370/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4370/2021
Истец: ООО "РЕГОЛА-С"
Ответчик: МРУ Росалкогольрегулирование по Приволжскому федеральному округу