г. Чита |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А78-1182/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Каминского В.Л., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 марта 2021 года по делу N А78-1182/2020 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (ОГРН 1147536002426, ИНН 7536142585) к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230), к Забайкальскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (ОГРН 1197536003972, ИНН 7536176880) о взыскании за счет казны Забайкальского края убытки в виде выпадающих доходов (межтарифной разницы) по услугам теплоснабжения и водоснабжения за период с сентября по декабрь 2018 года в размере 3 726 732,76 руб.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края,
при участии в судебном заседании от истца - Мязин К.А. по доверенности от 01.09.2020, диплом ВСГ 2328066 от 25.6.2009;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авангард", истец, общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изначально к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края о взыскании за счет казны Забайкальского края убытков в виде выпадающих доходов (межтарифной разницы) по услугам теплоснабжения и водоснабжения за период с сентября по декабрь 2018 года в размере 3 726 732,76 руб.
Протокольным определением Арбитражного суда Забайкальского края от 09.06.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15.03.2021 с Забайкальского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу ООО "Авангард" взысканы убытки в размере 3 726 732,76 руб., расходы на оплату государственной пошлины в сумме 41 634 руб., всего - 3 768 366,76 руб. В иске к Министерству финансов Забайкальского края отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик (Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края) обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель в жалобе ссылается на то, что задолженность перед ООО "Авангард" отсутствует, поскольку на основании поданных истцом заявок за спорный период Министерство территориального развития Забайкальского края (упразднено постановлением Правительства Забайкальского края N 194 от 20.05.2019) выплатило обществу субсидии на общую сумму 5 364 222,35 руб. Оставшаяся часть субсидии в размере 984 853 руб. выплачена в первом квартале 2018 года (распоряжение от 24.04.2018 N115-Р).
По мнению заявителя, предоставление субсидии осуществляется за счет казны Забайкальского края, а учитывая острый дефицит бюджета, решение суда Забайкальского края приведет к двойной нагрузке на бюджет и получению необоснованного дохода ООО "Авангард".
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонил, при этом не отрицая получения от ответчика субсидии в общем размере 6 349 075,35 руб., указал на то, что данная субсидия была предоставлена на возмещение недополученных доходов на территории городского поселения "Могзонское", что не являлось предметом спора в суде первой инстанции. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своего представителя ответчик Министерство финансов Забайкальского края, третье лицо РСТ Забайкальского края в судебное заседание не обеспечили. От ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, апелляционную жалобу поддерживает в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимосвязи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Авангард" является организацией, оказывающей услуги теплоснабжения на территории муниципальных образований сельское поселение "Жипхегенское", сельское поселение "Бадинское", сельское поселение "Закультинское", сельское поселение "Линево-Озерское", а также оказывающей услуги теплоснабжения и водоснабжения на территории сельского поселения "Хушенгинское" и сельского поселения "Харагунское" муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края на основании концессионного соглашения N 1 от 28.02.2018 и концессионного соглашения N 2 от 29.05.2018.
Приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 361-НПА от 21.09.2018, N 362-НПА от 21.09.2018, N 363-НПА от 21.09.2018 были утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Авангард" потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение "Харагунское", сельское поселение "Хушенгинское", сельское поселение "Линево-Озерское", село Гыршелун, сельское поселение "Линево-Озерское", сельское поселение "Жипхегенское", сельское поселение "Бадинское", сельское поселение "Закультинское" муниципального района "Хилокский район" на 2018-2020 годы, а также тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО "Авангард", осуществляющего на территории муниципальных образований сельское поселение "Харагунское", сельское поселение "Хушенгинское" муниципального района "Хилокский район" деятельность в сфере водоснабжения, на 2018-2020 годы.
Заключением РСТ Забайкальского края по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые истцом на 2018-2020 годы, установлено, что в связи с ограничением роста тарифов на коммунальные услуги, а также за счет применения установленного норматива потребления услуг теплоснабжения у истца возникают недополученные доходы (межтарифная разница) по услуге теплоснабжения за период с сентября по декабрь 2018 года в следующем размере:
в связи с ограничением роста тарифов на коммунальные услуги:
по сельскому поселению "Жипхегенское" - 267 090 руб.;
по сельскому поселению "Бадинское" - 1 930 650 руб.;
по сельскому поселению "Закультинское" - 95 238 руб.;
по сельскому поселению "Линево-Озерское" - 655 545 руб.;
по сельскому поселению "Хушенгинское" - 152 638 руб.;
по сельскому поселению "Харагунское" - 1 090 754 руб.;
за счет применения установленного норматива потребления услуг теплоснабжения:
по сельскому поселению "Бадинское" - 167 277 руб.;
по сельскому поселению "Закультинское" - 1816 руб.;
а также недополученные доходы по услуге водоснабжения за период с сентября по декабрь 2018 года в размере:
по сельскому поселению "Хушенгинское" - 69 696 руб.;
по сельскому поселению "Харагунское" - 1 030 944 руб.
Общая сумма недополученного дохода за 2018 год составила 5 461 648 руб.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования, окончательно просил взыскать с ответчиков в пользу ООО "Авангард" убытки в виде выпадающих доходов (межтарифной разницы) по услугам теплоснабжения и водоснабжения за период с сентября по декабрь 2018 года в размере 3 726 732,76 руб.
Указанные обстоятельства, выразившиеся в том, что выпадающие доходы, образовавшиеся вследствие оказания населению (потребителям) услуг теплоснабжения и водоснабжения по тарифам, установлены регулирующим органом ниже экономически обоснованного размера, явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Предметом иска по настоящему делу является требование общества с ограниченной ответственностью "Авангард" к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края о взыскании суммы выпадающих доходов от реализации теплоэнергии и водоснабжения потребителям категории "население" за спорный период с сентября по декабрь 2018 года.
Суд первой инстанции установил, что на основании концессионных соглашений N 1 от 28.02.2018 и N 2 от 29.05.2018, заключенных с администрацией муниципального района "Хилокский район", ООО "Авангард" является организацией, оказывающей услуги теплоснабжения на территории муниципальных образований сельское поселение "Жипхегенское", сельское поселение "Бадинское", сельское поселение "Закультинское", сельское поселение "Линево-Озерское", а также оказывающей услуги теплоснабжения и водоснабжения на территории сельского поселения "Хушенгинское" и сельского поселения "Харагунское" муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края.
Приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 361-НПА от 21.09.2018, N 362-НПА от 21.09.2018, N 363-НПА от 21.09.2018 были утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Авангард" потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение "Харагунское", сельское поселение "Хушенгинское", сельское поселение "Линево-Озерское", село Гыршелун, сельское поселение "Линево-Озерское", сельское поселение "Жипхегенское", сельское поселение "Бадинское", сельское поселение "Закультинское" муниципального района "Хилокский район" на 2018-2020 годы, а также тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для ООО "Авангард", осуществляющего на территории муниципальных образований сельское поселение "Харагунское", сельское поселение "Хушенгинское" муниципального района "Хилокский район" деятельность в сфере водоснабжения, на 2018-2020 годы.
Согласно расчетам, представленным РСТ Забайкальского края в суд первой инстанции, с которыми согласился истец, размер недополученных доходов ООО "Авангард" за период с сентября по декабрь 2018 года составил 3 726 732,76 руб.
При таких обстоятельствах в связи с оказанием населению услуг теплоснабжения и водоснабжения в период с сентября по декабрь 2018 года у истца за указанный период возникли убытки в виде межтарифной разницы между установленным тарифом для категории потребителей "население" и тарифом, утвержденным в качестве экономически обоснованного для ООО "Авангард".
Удовлетворяя иск и взыскивая возникшие убытки, суд первой инстанции исходил из обоснованности требований истца.
Апелляционный суд считает решение подлежащим оставлению без изменений по следующим основаниям.
В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 части 1 и части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закона о теплоснабжении) тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Как сказано в части 1 статьи 23.6 Закона о теплоснабжении, предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения.
Согласно Положению о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 229, Региональная служба по тарифам и ценообразованию является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, на услуги организаций коммунального комплекса.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен.
В то же время в силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление N 87), и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Факт поставки тепловой энергии и водоснабжения населению подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается. В спорный период тарифы по оплате тепловой энергии и водоснабжения, реализуемых истцом для населения, были установлены ниже экономически обоснованных тарифов, что привело к возникновению на стороне истца убытков (выпадающих доходов) в виде разницы, между указанными тарифами.
Фактическая сумма недополученных доходов ООО "Авангард" составила 3 726 732,76 руб., данные денежные средства правильно взысканы в качестве убытков на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Соответственно, обоснованным является вывод суд первой инстанции о том, что убытки истца должны быть возмещены за счет казны Забайкальского края, в результате действий органа которого истцу был нанесен ущерб.
В силу приложения N 15 "Ведомственная структура расходов бюджета на 2018 год" к Закону Забайкальского края N 1544-ЗЗК от 26.12.2017 "О бюджете Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" для главного распорядителя бюджетных средств - Министерства территориального развития Забайкальского края - были предусмотрены бюджетные ассигнования на возмещение выпадающих доходов организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение в связи с государственным регулированием тарифов.
20.01.2020 Министерство территориального развития Забайкальского края ликвидировано. Правопреемником в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, согласно постановлениям Правительства Забайкальского края от 20.05.2019 N 194 от 20.05.2019 N 198, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь статьями 21, 158 БК РФ, а также статьями 125, 1069 ГК РФ, правомерно признал надлежащим ответчиком по делу Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края указывает на то, что задолженность перед истцом отсутствует в связи с предоставлением ООО "Авангард" субсидии с целью возмещения недополученных доходов за спорный период в полном объеме в размере 6 349 075,35 руб. Данный довод не принимается апелляционным судом.
Истец, не оспаривая получение субсидии в качестве возмещения межтарифной разницы за 2018 год в общем размере 6 349 075,35 руб., к отзыву на апелляционную жалобу приобщил экспертное заключение по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Авангард" на территории муниципального образования городское поселение "Могзонское" муниципального района "Хилокский район" на 2018 год, составленное РСТ Забайкальского края с привлечением специалистов ГКУ "Центр экспертиз" на основании заявления истца с приложением подтверждающих документов, а также заявку N 1 от 10.04.2018 на получение субсидии, направленную в Министерство территориального развития Забайкальского края в размере 6 349 075,35 руб. с целью возмещения недополученных доходов в отношении объектов водоснабжения и теплоснабжения, находящихся на территории городского поселения "Могзонское" муниципального района "Хилокский район". Между тем, вопрос о получении субсидии в отношении объектов водоснабжения и теплоснабжения, расположенных на вышеуказанной территории, предметом спора по настоящему делу не является.
Материалами дела подтверждается, что 10.04.2018 истец направил в адрес Министерства территориального развития Забайкальского края заявку N 1 на предоставление субсидии на возмещение межтарифной разницы в размере 6 349 075,35 руб. в отношении объектов тепло- и водоснабжения на территории городского поселения "Могзонское" муниципального района "Хилокский район", а также все последующие заявки имели отношение к объектам тепло- и водоснабжения, расположенных на названной территории.
Доказательств, что истцу была предоставлена субсидия в возмещение межтарифной разницы по объектам теплоснабжения и водоснабжения, указанным в исковом заявлении, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах довод заявителя жалобы от отсутствии задолженности перед истцом судом отклоняется как недоказанный.
Ссылка заявителя жалобы на недостаточность бюджетных ассигнований не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности компенсировать выпадающие доходы истца.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иной, чем у суда первой инстанции, оценке обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 марта 2021 года по делу N А78-1182/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
А.Е. Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1182/2020
Истец: ООО "АВАНГАРД"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства,энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Министерство финансов Забайкльского края
Третье лицо: РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ