город Томск |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А27-1838/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-4826/2021) на решение от 30.04.2021 (резолютивная часть.
Мотивированное решение от 19.05.2021).
Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1838/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Потапов А.Л.) по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 24" (650002, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Институтская, 20, ОГРН 1034205000906, ИНН 4208008694) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) о признании недействительными решений от 12.11.2020 N 052S19200014369, N 052S19200014370, от 14.01.2021 N 052S19210000330, N 052S19210000331, N 052S19210000332,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 24" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительными решений от 12.11.2020 N 052S19200014369, N 052S19200014370, от 14.01.2021 N 052S19210000330, N 052S19210000331, N 052S19210000332 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ за отчетные периоды - 2017, 2018, 2019 года в отношении 20 застрахованных лиц, пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ за отчетные периоды - июль 2019 года, июль 2018 года в отношении 20 застрахованных лиц.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 30.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление удовлетворено частично, решения Пенсионного фонда от 12.11.2020 N 052S19200014369, от 12.11.2020 N 052S19200014370 признаны недействительными, как несоответствующее положениям Федерального закона N 27-ФЗ. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения. С Пенсионного фонда в пользу Учреждения взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 19.05.2021 в связи с подачей Пенсионным фондом апелляционной жалобы.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, полагает решение суда первой инстанции в части признания недействительными решений от 12.11.2020 N 052S19200014369, от 12.11.2020 N 052S19200014370 необоснованным и незаконным, указывает на правомерность привлечения Учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны Учреждением в отчетах СЗВ-М (исходная), СЗВ-СТАЖ (исходная) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждение не представило письменного отзыва на апелляционную жалобу.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из апелляционной жалобы Пенсионного фонда, решение суда первой инстанции обжалуется в части удовлетворенных требований Учреждения о признании недействительными, как несоответствующими положениям Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, решений Пенсионного фонда от 12.11.2020 N 052S19200014369 и от 12.11.2020 N 052S19200014370.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлено, возражений по проверке законности и обоснованности судебного решения в оспариваемой части в апелляционный суд не направлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кемеровской области в пределах доводов апелляционной жалобы Пенсионного фонда.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене в оспариваемой части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Учреждение по телекоммуникационным каналам связи 13.02.2020 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за отчетный период - 2019 год на 94 застрахованных лица, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности со статусом "Документ принят". Сведения представлены своевременно.
Учреждение по телекоммуникационным каналам связи 28.09.2020 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за отчетный период - 2019 год на 20 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2019 год, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности со статусом "Документ принят". Указанные застрахованные лица в дополняющих сведениях в количестве 20 человек не учтены в исходных сведениях, переданных Пенсионному фонду 13.02.2020.
Пенсионным фондом 09.10.2020 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18200014025 в связи с нарушением Учреждением срока предоставления сведений за отчетный период - 2019 год. Рассмотрение акта назначено на 12.11.2020.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, Пенсионным фондом 12.11.2020 вынесено решение N 052S19200014369 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде 10 000 рублей (500 рублей за каждое застрахованное лицо) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета на 20 застрахованных лиц за отчетный период - 2019 год.
Учреждению 11.12.2020 выставлено требование N 052S01200017062 об уплате финансовых санкций в срок до 14.01.2020.
Учреждение по телекоммуникационным каналам связи 29.07.2019 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетный период - июль 2019 года на 81 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности со статусом "Документ принят". Сведения представлены своевременно.
Учреждение по телекоммуникационным каналам связи 28.09.2020 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июль 2019 года на 20 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в форме СЗВ-М тип "исходная" за июль 2019 года, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности со статусом "Документ принят". Указанные застрахованные лица в дополняющих сведениях в количестве 20 человек не учтены в исходных сведениях, переданных Пенсионному фонду 29.07.2019.
Пенсионным фондом 09.10.2020 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18200014024 в связи с нарушением Учреждением срока предоставления сведений за отчетный период - июль 2019 года. Рассмотрение акта назначено на 12.11.2020.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, Пенсионным фондом 12.11.2020 вынесено решение от N 052S19200014370 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде 10 000 рублей (500 рублей за каждое застрахованное лицо) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета на 20 застрахованных лиц за отчетный период - июль 2019 года.
Учреждению 11.12.2020 выставлено требование N 052S01200017063 об уплате финансовых санкций в срок до 14.01.2020.
Несогласие Учреждения с решениями Пенсионного фонда, в том числе с решениями от 12.11.2020 N 052S19200014369, от 12.11.2020 N 052S19200014370, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования Учреждения в части признания недействительными решений Пенсионного фонда от 12.11.2020 N 052S19200014369, от 12.11.2020 N 052S19200014370, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Пенсионного фонда правовых оснований для применения санкций, установленных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку страхователь самостоятельно устранил ошибку в переданных своевременно Пенсионному фонду исходных данных и предоставил дополняющие сведения в порядке статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ Учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно преамбуле Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетные периоды - июль 2019 года и 2019 год в отношении спорных застрахованных лиц.
С учетом пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период 2019 год - не позднее 02.03.2020, а в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период июль 2019 год - не позднее 15.08.2019 (с учетом выходных).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Учреждение первоначально представило сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М тип "исходная" за июль 2019 года и 2019 год в установленный законом срок.
Факт предоставления Учреждением неполных сведений по формам СЗВ-СТАЖ за 2019 год и СЗВ-М за июль 2019 года, при первоначальном предоставлении форм СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, выявлен и устранен Обществом самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах, учитывая, что дополняющие сведения Учреждение представило самостоятельно до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, предусмотрено статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, на основании чего признал решения от 12.11.2020 N 052S19200014369, от 12.11.2020 N 052S19200014370 недействительными.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Доводы апелляционной жалобы, что представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны Учреждением в отчетах СЗВ-М (исходная), СЗВ-СТАЖ (исходная) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права. В данном случае Учреждение первично исполнило обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в установленный законом срок, исправления в представленные сведения о застрахованных лицах внесло самостоятельно до обнаружения ошибки Пенсионным фондом, ввиду чего основания для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, по решениям от 12.11.2020 N 052S19200014369, от 12.11.2020 N 052S19200014370 отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.04.2021 (резолютивная часть, мотивированное решение от 19.05.2021) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1838/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1838/2021
Истец: МБОУ "СОШ " 24"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное