г. Москва |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А40-249806/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
Ж.В. Поташовой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Инженерно-строительный центр "Профи"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2021 по делу N А40-249806/20
по заявлению ООО "Инженерно-строительный центр "Профи" (ОГРН: 1117746642408)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве (ОГРН 1047702057809)
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Зверева А.А. по дов. от 01.11.2019; |
от заинтересованного лица: |
Корнеев О.А. по дов. от 14.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Инженерно-строительный центр "Профи" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 2 по г.Москве (далее также - инспекция) от 26.06.2020 N 906 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (за 9 месяцев 2016 года).
Решением суда от 13.04.2021 заявление общества оставлено без удовлетворения.
Суд пришел к выводу, что обществом право на применение налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в отношении нежилых помещений, принадлежащих заявителю на праве собственности, документально не подтверждено.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель инспекции поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, обществом не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.05.2019 общество представило в инспекцию уточненный налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2016 г. (корректировка N 3), в котором исчислило авансовый платеж по налогу в сумме 0 руб., заявив право на льготу в отношении принадлежащих ему 16 объектов недвижимого имущества - нежилых помещений, расположенных в жилом многоквартирном доме с нежилыми помещениями и подземным гаражом по адресу: г. Москва, ул. Советской Армии, д. 6.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка данного расчета, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.10.2019 N 3118. По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, иных материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и других документов Инспекцией было принято оспариваемое решение от 26.06.2020 г. N 906 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Данным решением обществу был начислен налог на имущество организаций (авансовый платеж) в сумме 742 206 руб. и было предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, решением которого от 14.09.2020 N 21-10/140457 она была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием к его обращению в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Заявителю на праве собственности (т. 1 л.д. 86-94) принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Советской Армии, д.6 (дата регистрации владения 09.06.2014, 30600 - Иные строения, помещения и сооружения): 77:01:0003047:2406, 77:01:0003047:2232, 77:01:0003 047:2 5 3 7, 77:01:0003047:2301, 77:01:0003047:2530, 77:01:0003047:2234, 77:01:0003047:2288, 77:01:0003047:2403, 77:01:0003047:2304, 77:01:0003047:2307, 77:01:0003047:2385, 77:01:0003047:2459, 77:01:0003047:2291, 77:01:0003047:2238, 77:01:0003047:2544, 77:01:0003047:2225.
Судом первой инстанции установлено, что по адресу: г. Москва, ул. Советской Армии, 6 располагается объект капитального строительства "спортивно-учебный комплекс и жилой дом с нежилыми помещениями и подземным гаражом", общей площадью 421 86 кв.м. По проекту объект разделен на спортивно-учебный комплекс, северный жилой корпус и южный жилой корпус. Принадлежащие Заявителю нежилые помещения расположены в южном жилом корпусе, который представляет собой жилой дом, площадью 8451 кв.м, на 52 квартиры.
Недвижимое имущество принято к учету в качестве основных средств 15.07.2015 (т. 1 л.д. 31-38).
Заявителем в Инспекцию представлен уточненный налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за 9 месяцев 2016 года, в котором заявлена льгота на объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу г. Москва, ул. Советской Армии, д. 6 (код льготы 2010338).
В подтверждение правомерности применения льготы, Заявителем в Инспекцию и в адрес суда представлены следующие документы: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.09.2013 N RU77158000-005144 (т. 2 л.д. 71-72); раздел 10.1 проектной документации "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов" (т. 2 л.д. 73-85) с положительным заключением от 27.06.2011 "Мосгорэкспертиза" (т. 2 л.д. 86-113); акт проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, выданный 14.05.2019 Московской государственной жилищной инспекцией (т. 2 л.д. 114), заключение Мосгосстройнадзора от 19.09.2013 (т. 2 л.д. 1).
Судом первой инстанции установлено, что энергетический паспорт, составленный в соответствии с Приказом Минэнерго от 30.06.2014 г. N 400 (действующим на момент постановки Заявителем объекта на бухгалтерский учет) "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования", Заявителем не представлен.
Объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
Пунктом 21 статьи 381 НК РФ предусмотрено, в частности, что освобождаются от налога на имущество организаций организации, - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся, в частности, установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов; определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 указанного Федерального закона энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 утверждены Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Класс энергетической эффективности включается в энергетический паспорт многоквартирного дома (пункт 7 Требований).
Таким образом, льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ, применяется в отношении имеющих высокий класс энергетической эффективности вновь вводимых многоквартирных домов, в том числе являющихся их неотъемлемой частью квартир и иных помещений при наличии энергетического паспорта многоквартирного дома.
Обязанность обосновать право на применение льготы по налогу согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 21.07.2009 N 2518/09, лежит на налогоплательщике, при этом право на льготу должно быть документально подтверждено налогоплательщиком до начала применения такой льготы, если иное прямо не предусмотрено Кодексом.
Суд, оценив представленные в ходе камеральной проверки и в суд документы, пришел к выводу, что представленные Заявителем на досудебной стадии документы право на применение льготы не подтверждают.
Довод Заявителя, что, в соответствии с представленными в ходе проверки документами объекту капитального строительства присвоен класс энергетической эффективности "В" - высокий, что соответствует условиям применения льготы, установленным пунктом 21 статьи 381 НК РФ, обосновано был отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
На основании п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Законом N 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения повышения энергетической эффективности относятся, в частности, установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов; определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, согласно которым класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, а также может быть установлен по решению застройщика или собственника в отношении иных зданий (строений, сооружений).
В силу пункта 7 указанных требований (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) класс энергетической эффективности включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.
При этом в силу пункта 3.21 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543 -ст, многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно- технического обеспечения, помещения общего пользования не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сброкированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "нежилое помещение в многоквартирном доме" - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
Согласно разъяснениям Минфина России льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ, должна применяться в отношении имеющих высокий класс энергетической эффективности вновь вводимых многоквартирных домов, в том числе являющихся их неотъемлемой частью квартир и иных помещений при наличии энергетического паспорта многоквартирного дома (основание: письмо от 05.04.2017 N 03-05-04-01/19875, доведенное Управлением до налоговых органов 11.04.2017 N 16-03/051757@).
Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов установлены Минстроем России от 06.06.2016 N 399/пр (далее - Правила), согласно которым в отношении вновь вводимых многоквартирных домов с наибольшей энергетической эффективностью присваивается класс А (по возрастанию).
Согласно пункту 25 Правил многоквартирными домами, имеющими высокий класс энергетической эффективности для целей налогового законодательства, являются дома классов А, А+, А++.
Таким образом, льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ, может применяться в течение трех лет со дня постановки на учет в отношении вновь вводимого объекта недвижимости при наличии энергетического паспорта, подтверждающего его класс энергетической эффективности А (по возрастанию) на день постановки объекта на бухгалтерский учет (основание: письма Минфина России от 15.01.2018 N 03-05-05-01/1210 и от 27.11.2017 N 03-05-05-01/78443).
Учитывая вышеизложенное, льгота по налогу на имущество организаций (в соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ) применима исключительно в отношении вновь вводимого объекта недвижимости при наличии энергетического паспорта, подтверждающего высокий энергетический класс на день постановки объекта на бухгалтерский учет.
Судом в решении по делу отмечено, что раздел 10.1 проектной документации "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов", который, по мнению Заявителя, содержит все необходимые сведения для установления класса энергетической эффективности и является энергетическим паспортом в целях подтверждения права на применение льготы, не содержит класса энергетической эффективности и составлен по состоянию на 2011 год, в то время как, объект введен в эксплуатацию в 2013 году, на бухгалтерский учет объект поставлен 01.07.2015, в связи с чем, данный документ не принят судом в качестве подтверждающего право на применение налоговой льготы.
Кроме того, доказательств, согласно которым здание является вновь введенным по состоянию на дату постановки объектов на бухгалтерский учет, Заявителем не представлено.
Выдача разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию в 2013 году, свидетельствует о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, готовности и возможности эксплуатации объекта, такие объекты должны учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения в установленном порядке первоначальной стоимости с учетом соответствующих расходов. Доказательств внесения каких-либо изменений в объект недвижимости и невозможности его эксплуатации до момента постановки на учет в 2015 году Заявителем также не представлено.
Доводы Общества относительно отсутствия претензий к оформлению и постановке на учет объектов со стороны налогового органа в ходе проверки обоснованно отклонены судом, в связи с тем, что при рассмотрении дела суд не ограничен выводами, изложенными в ненормативном акте налогового органа, и по своему усмотрению может устанавливать фактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения спора.
Согласно ответу Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 16.01.2020 N 09-206/20-1 (т. 2 л.д. 121) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.09.2013 N RU77158000-005144 оформлено на основании представленного застройщиком комплекта документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ.
В ходе осуществления государственного строительного надзора по спорному объекту в Комитет представлялась исполнительная документация, подтверждающая соответствие объекта требованиям энергоэффективности, в т.ч. энергетический паспорт.
В соответствии с требованиями СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" представлялись результаты выборочного контроля кратности воздухообмена и тепловизионного контроля качества тепловой защиты здания с целью обнаружения скрытых дефектов и их устранения.
Также согласно ответу Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 16.01.2020 N 09-206/20-1 проведение энергообследования объектов капитального строительства перед их вводом в эксплуатацию не предусмотрено нормативной документацией и проводится только на эксплуатируемых объектах.
Исходя из вышеизложенного, раздел 10.1. "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов", составленный ООО "КИМ-Ш" в 2011 году, в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 55 Градостроительного Кодекса РФ является частью документации необходимой для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объекта строительства.
Кроме того, сведения об энергоэффективности в Разделе 10.1. "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов" отражены по состоянию на 2011 год., т.е. до постройки спорного объекта.
Таким образом, судом установлено, что проектная документация составляется в рамках иных правоотношений и не является свидетельством высокой энергоэффективности зданий для целей налогообложения.
В силу статьи 15 Закона N 261-ФЗ энергетический паспорт как документ, свидетельствующий об объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, об определении показателей энергетической эффективности, определении потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др., составляется по результатам энергетического обследования и передается заказчику. Кроме того, энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.
Определение класса энергетической эффективности в отношении многоквартирных домов и включение его в энергетический паспорт многоквартирного дома носит обязательный характер.
Требования к оформлению энергетического паспорта, составленному по результатам обязательного энергетического обследования и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации на момент ввода объекта в эксплуатацию в 2013 году были предусмотрены Приказом Минэнерго от 19.04.2010 N 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования"", вместе с тем, энергетический паспорт, составленный на момент ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с вышеуказанным порядком Заявителем также не представлен ни в рамках проверки, ни в досудебном порядке, ни в суд.
Необходимо отметить, что в предусмотренной Приказом Минэнерго от 19.04.2010 N 182 форме энергетического паспорта содержится "класс энергетической эффективности", в то время как в разделе 10.1 проектной документации класс энергетической эффективности отсутствует.
Таким образом, судом установлено, что проведение энергообследования и подтверждение класса энергетической эффективности на эксплуатируемом объекте произведено только в 2019 году, т.е. за пределами проверяемого периода.
Энергетический паспорт, составленный в соответствии с Приказом Минэнерго от 30.06.2014 г. N 400 (действующим на момент постановки Заявителем объекта на бухгалтерский учет и на момент подтверждения класса энергетической эффективности в 2019 году) "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования", также не представлен Заявителем ни на досудебной стадии, ни при рассмотрении дела в суде.
Довод Заявителя о том, что налоговый орган в нарушение п. 2 ст. 5 НК РФ применяет и распространяет действие положений, установленных Приказом Минстроя России от 06.06.2016 г. N 399/пр "Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многокварнрных домов", зарегистрированного в Минюсте России 08 августа 2016 г. N 43169 и действующего с 21 августа 2016 года на правоотношения, возникшие в более раннем периоде, при том, что положения настоящей статьи НК РФ носят императивный характер, обоснованно отклонен судом первой инстанции как не соответствующий фактическим обстоятельствам настоящего дела в связи со следующим.
Определение классов энергетической эффективности в отношении многоквартирных домов, построенных и вновь вводимых в эксплуатацию, предусмотрено частью 1 статьи 12 Закона N 261-ФЗ.
На момент ввода в эксплуатацию спорных многоквартирных домов, класс энергетической эффективности определялся в соответствии с Правилами определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.04.2011 N 161, действовавших до 20.08.2016, (далее - Правила N 161) и с Требованиями к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18.
Законодателем определен орган, уполномоченный определять класс энергетической эффективности в отношении построенных и вновь водимых в эксплуатацию многоквартирных домов - орган государственного строительного надзора, а также определен документ, которым устанавливается присвоенный класс энергетической эффективности в отношении таких многоквартирных домов - заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности (статья 12 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, Главгосстройнадзор является уполномоченным государственным органом по определению (установлению) класса энергетической эффективности в отношении спорных многоквартирных домов.
Законодателем, с учетом содержания части 1 статьи 12 Закона N 261-ФЗ, приняты новые Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 N 399/пр (далее - Правила N 399/пр). В пункте 4 Правил N 399/пр содержится указание на то, что орган государственного строительного надзора субъекта Российской Федерации является уполномоченным органом, который устанавливает (присваивает/определяет) класс энергетической эффективности в отношении многоквартирных домов, построенных и вновь вводимых в эксплуатацию, документом, в котором устанавливается (указывается) присвоенный класс энергетической эффективности в отношении таких многоквартирных домов, признается заключение органа государственного строительного надзора субъекта Российской Федерации о соответствии построенного многоквартирного дома, кроме прочего, требованиям энергетической эффективности.
При этом, согласно пункту 5 Правил N 399/пр, в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона N 261-ФЗ, класс энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе эксплуатации устанавливается и подтверждается органом государственного жилищного надзора (далее - ГЖИ) на основании декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов (далее - декларация) путем выдачи акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления этого акта в порядке, установленном указанными правилами (далее - акт о классе энергоэффективности многоквартирного дома). Декларация предоставляется собственниками помещений многоквартирного дома (в случае осуществления непосредственного управления многоквартирным домом) или лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, то есть законодатель разделил полномочия государственных органов в части определения класса энергетической эффективности объектов, многоквартирных домов, в зависимости от того, вновь построенные эти объекты, или уже эксплуатируемые.
Согласно Письму Минфина России от 20.08.2013 N 03-05-04-01/33917 и Письму ФНС России от 29.04.2013 N БС-4-11/7889 льгота по налогу на имущество организаций по п. 21 ст. 381 НК РФ может предоставляться в отношении вновь вводимых объектов, имеющих класс энергетической эффективности "А" ("А+", "А++"), при соблюдении всех прочих установленных п. 21 ст. 381 НК РФ ограничений.
Льгота по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ заявлена обществом в уточненном налоговом расчете по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2016 г, представленном в инспекцию 07.05.2019 г.
Из представленной же обществом проектной документации (раздел 10.1) не следует, что вышеуказанному объекту недвижимого имущества был присвоен класс энергетической эффективности ни на момент составления проектной документации - 2011 г, ни на момент ввода объекта в эксплуатацию - 2013 г. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77158000-0G5144 от 27.09.2013 г. также не содержит указания на конкретное буквенное обозначение класса энергетической эффективности объекта недвижимого имущества.
Более того, в акте проверки соответствия многоквартирного дома требования энергетической эффективности с указанием класса N 517/МЖИ-05-12746/19 от 08.05.2019 г. имеется ссылка на приказ Минстроя РФ от 06.06.2016 N 399/пр, исходя из п. 25 класс энергетической эффективности "В" не относится к высокому классу энергетической эффективности многоквартирного дома для целей налогообложения. Сам факт составления данного документа в 08.05.2019 г указывает на то, что правоотношениям, связанным с определением класса энергетической эффективности данного объекта, применяются нормы законодательства 2019 г., следовательно такой документ не может подтверждать право на применение льготы рассматриваемом периоде.
Никаких иных документов, подтверждающих наличие у объекта недвижимого имущества класса энергетической эффективности на момент заявления льготы по налогу на имущество организаций (равно как и на момент ввода объекта в эксплуатацию) обществом не представлено.
Указывая на факт наличия высокого класса энергетической эффективности у спорного объекта недвижимости в 2013 г., общество одновременно представляет документы, датируемые 2019 г. в обоснование правомерности применения льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, к которым, соответственно, применяются нормы законодательства 2019 г., в связи с чем, судом сделан вывод, что оценить представленные Заявителем документы как относимые к обстоятельствам настоящего дела не представляется возможным.
Ссылки заявителя на вступившие в законную силу судебные акты не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в указанных делах судами рассмотрено право на применение налогоплательщиками льготы, установленной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, при иных, нежели в настоящем деле, фактических обстоятельствах.
Таким образом, льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ, может применяться в течение трех лет со дня постановки на учет в отношении вновь вводимого объекта недвижимости при наличии энергетического паспорта, подтверждающего его класс энергетической эффективности А (по возрастанию) на день постановки объекта на бухгалтерский учет, в связи с тем, что в отношении спорных объектов недвижимости установлен класс энергоэфективности - В, то налоговое освобождение нельзя считать применимым по причине отсутствия надлежащих к тому оснований.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инспекция исполнила процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Несогласие заявителя с выводами суда, с оценкой доказательств и их иная интерпретация, неправильное толкование им норм закона, не означают судебной ошибки (ст. 71 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2021 по делу N А40-249806/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249806/2020
Истец: ООО "ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ПРОФИ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. МОСКВЕ