г.Москва |
|
04 мая 2021 г. |
Дело N А40-169895/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей В.А.Свиридова, Ж.В.Поташовой,
при ведении протокола судебного заседания Б.В.Хмельницким,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11 февраля 2021 года по делу N А40-169895/20 (149-1236)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: Дмитриева Е.А. по дов. от 08.12.2020;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление, Управление Росреестра по Москве) от 30.06.2020 N 77/20-59684, от 02.07.2020 N 77/20-64298, N 77/20-64327, N 77/20-64275 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета в отношении объектов недвижимости: здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1012 площадью 331,9 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.1; здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1015 площадью 158,6 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.6; здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1028 площадью 192 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.12; здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1011 площадью 383,1 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.4; об обязании снять с государственного кадастрового учета объектов недвижимости: здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1012 площадью 331,9 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.1; здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1015 площадью 158,6 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.6; здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1028 площадью 192 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.12; здание с кадастровым номером 2 77:02:0014004:1011 площадью 383,1 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.4.
Решением 11 февраля 2021 года заявленные требования Департамента городского имущества города Москвы удовлетворены в полном объеме, суд обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных 8 интересов заявителя путем снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости: здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1012 площадью 331,9 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.1; здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1015 площадью 158,6 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.6; здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1028 площадью 192 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.12; здание с кадастровым номером 77:02:0014004:1011 площадью 383,1 кв.м. по адресу: Москва, ул.Сельскохозяйственная, вл.46, стр.4 в установленном законом порядке и сроки.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик своего представителя не направили, суд располагает доказательствами надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета в отношении следующих объектов недвижимости в связи со сносом:
здания с кадастровым номером 77:02:0014004:1012 площадью 331,9 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 46, стр. 1;
здания с кадастровым номером 77:02:0014004:1015 площадью 158,6 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 46, стр. 6;
здания с кадастровым номером 77:02:0014004:1028 площадью 192 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 46, стр. 12;
здания с кадастровым номером 77:02:0014004:1011 площадью 383,1 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 46, стр. 4.
Письмами Управления Росреестра по Москве от 30.06.2020 N 77/20-59684, от 02.07.2020 N 77/20-64298, N 77/20-64327, N 77/20-64275 сообщено об отказе в снятии с государственного кадастрового учета по следующим причинам:
-с заявлениями обратилось ненадлежащее лицо;
-отсутствия в составе приложений к актам обследования документов, подтверждающих факт сноса объектов.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обжаловал их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на несоответствие отказа действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд. Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказы регистрирующего органа были мотивированы тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно следующим:
-с заявлениями обратилось ненадлежащее лицо;
-отсутствия в составе приложений к актам обследования документов, подтверждающих факт сноса объектов.
Вместе с тем, отказывая в регистрации по вышеназванным мотивам, Управление не учло следующее.
В обоснование принятых решений Управление указывает, что с заявлениями обратилось ненадлежащее лицо.
Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости осуществляются по заявлению собственника такого объекта недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
Между тем, в соответствии с частью 4 статьи 225 ГК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99- ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент уполномочен на проведение мероприятий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вправе обратиться иное лицо в случаях, установленных федеральным законом. В соответствии с п. 10 ст. 69 Федерального закона N 218-ФЗ в случае, если в ЕГРН в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
Согласно сведениям ЕГРН вышеуказанные объекты недвижимости были поставлены на кадастровый учет в 2012 году. На текущий момент в ЕГРН не содержится информации о зарегистрированных на объекты правах.
В этой связи, принимая во внимание положения ст. 225 ГК РФ и п. 10 ст. 69, ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета прекратившего свое существование в связи с гибелью (уничтожением) ранее учтенного здания (сооружения), обладавшего признаками бесхозяйной недвижимой вещи, вправе обратиться орган, уполномоченный на обращение с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Данная информация была направлена в Департамент письмом Центрального аппарата Росреестра (далее - ЦА Росреестра) от 17.05.2019 N 14-06327/19.
Таким образом, с соответствующим заявлением обратилось надлежащее лицо.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в составе приложений к актам обследования имелись все необходимые документы, подтверждающие факт сноса объектов.
Соответствующие доводы жалобы отклоняются апелляционным судом.
Подпунктом 7 пункта 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машиноместо было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено. В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" установлено, что акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
При этом абз. 2 пункта 3 Требований прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования. В таком случае кадастровый инженер указывает причину их отсутствия в заключении (письмо Департамента от 07.11.2018 N ДГИ-И-80981/18).
Позиция Управления Росреестра по данному вопросу изложена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину в заключении.
Таким образом, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования.
Глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетнорегистрационной сфере, также наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Кроме того, согласно позиции ЦА Росреестра, изложенной в письме от 07.12.2018 N 14-13485118, ни Требованиями к подготовке акта обследования N 861, ни Федеральным законом N 218-ФЗ не предусмотрена обязанность органа регистрации осуществлять проверку соблюдения установленного порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости.
При этом, с целью проведения вышеуказанных учетно-регистрационных действий в ГБУ МосгорБТИ было заказано осуществление работ по составлению актов обследования, подтверждающих прекращение существование объектов недвижимости.
В качестве приложений к актам обследования были представлены:
-схемы фотофиксации от 21.12.2019;
-акт нецелевого использования земельного участка от 29.04.2015;
-Постановление Правительства Москвы от 24.07.2018 "Об утверждении проекта планировки территории";
-письмо ЦА Росреестра от 07.12.2018 N 14-13485/18;
-письмо ЦА Росреестра от 17.05.2019 N 14-06327/19.
Согласно Федеральному закону N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуальноопределенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст.8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об объекте, который прекратил свое существование, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Учитывая изложенное, у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решений об отказе в снятии с государственного кадастрового учета в отношении объектов недвижимости, в связи с чем оспариваемые решения являются незаконными и необоснованными.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные ответчиком в суде первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 февраля 2021 года по делу N А40-169895/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А.Чеботарева |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169895/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ