г. Чита |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А19-21789/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кайдаш Н.И.,
судей: Лоншаковой Т.В., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 апреля 2021 года по делу N А19-21789/2020 по исковому заявлению государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3808011062, ОГРН 1023801012905) к акционерному обществу "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" (ИНН 3811101580, ОГРН 1063811053283) о взыскании 1845,74 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" (далее - ответчик, АО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами") о взыскании 1845,74 руб. излишне перечисленной суммы пособия по временной нетрудоспособности.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель не согласен с доводами, изложенными в возражениях на требование АО "ВУ ЖКС" о возврате излишне понесенных расходов страховщиком от 16.09.2020 N 2995.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2020 N 402 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам 65 лет и старше" (далее - Постановление N 402) страхователем АО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" в региональное отделение Фонда направлены реестры сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, на основании которых произведено назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности Лохтиной Ирине Владимировне за период освобождения с 08.04.2020 по 29.05.2020, с применением районного коэффициента 1,2.
Позднее ответчиком представлены электронные реестры сведений для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Лохтиной И.В. с применением районного коэффициента 1,3.
На основании указанных в электронном реестре сведений региональным отделением Фонда произведен расчет и выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 01.06.2020 по 09.08.2020 в размере 23 986,32 руб., исходя из районного коэффициента 1,3.
Страхователь самостоятельно представил в региональное отделение Фонда электронные реестры сведений от 19.08.2020 на перерасчет пособий по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Лохтиной И.В. в связи с изменением районного коэффициента с 1,3 на районный коэффициент 1,2.
Поскольку работодателем представлены сведения на работника Лохтину И.В. как имеющую районный коэффициент 1,2, ответчиком произведен перерасчет пособия, исходя из этого коэффициента.
Письмами от 20.08.2020 N 2625, от 16.09.2020 N 2991 ответчик уведомил региональное отделение Фонда об ошибочном направлении реестров от 19.08.2020 на перерасчет пособий Лохтиной И.В.
В результате перерасчета пособий по временной нетрудоспособности установлена общая сумма переплаты 1 845,74 руб.
В адрес ответчика направлено требование о добровольном возмещении убытков, которое оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Правоотношения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются положениями федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), в случаях временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Истец осуществляет функции страховщика по обязательному социальному страхованию.
В силу пункта 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой администрации Иркутской области 28.01.1993 принято постановление N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 на территории районов и городов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г.Тулуна и Тулунского района и работников ВСЖД, по которым приняты решения облисполкома и постановления главы администрации, г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского района, где установлен коэффициент 1,6, г. Братска, Братского района, где установлен коэффициент 1,4) установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3.
Срочным трудовым договором от 28.02.2020 N 4-20 Лохтиной И.В. предусмотрены районные надбавки. Согласно приказу о приеме Лохтиной И.В. на работу N 4-к от 28.02.2020 районный коэффициент установлен в размере 1,3.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при определении размера пособий по временной нетрудоспособности Лохтиной И.В. ответчиком правомерно применен коэффициент в размере 1,3, установленный срочным трудовым договором и приказом. В связи с чем, оснований для перерасчета пособия по временной нетрудоспособности в связи с изменением районного коэффициента с 1,3 на 1,2 отсутствовали. В данном случае выплаченные работнику денежные средства не являются переплатой.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска.
Нельзя признать правомерным довод Фонда о том, что выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляются за счет средств Фонда социального страхования России, являющихся федеральной собственностью, поскольку, исходя из Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, и постановления Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", источник возмещения расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе при расчете пособий с использованием коэффициента 1,3, формируется на счетах Фонда социального страхования, в том числе, за счет отчислений работодателя из заработной платы работника.
Следовательно, общество, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3, что фондом не оспаривается, соответственно, уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования России, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Поскольку общество правомерно применяло коэффициент 1,3 при выплате пособий по временной нетрудоспособности и источником финансирования выплаты таких пособий является Фонд социального страхования Российской Федерации, несостоятельным является довод Фонда о том, что пособия по временной нетрудоспособности в части, превышающей коэффициент 1,2, выплачиваются за счет организации.
Письмо Минтруда России от 13.03.2015 N 17-1/10/В-1691, на которое сослался фонд, апелляционным судом во внимание не принимается, поскольку данный документ не относится к нормативным актам и носит информационный характер.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 апреля 2021 года по делу N А19-21789/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.И. Кайдаш |
Судьи |
Т.В. Лоншакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21789/2020
Истец: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: АО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами"