г. Челябинск |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А76-45235/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу объединенного жилищно-строительного кооператива "Магнит" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.04.2021 по делу N А76-45235/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
объединенного жилищно-строительного кооператива "Магнит" - Вячеславова И.А. (доверенность от 29.06.2021, диплом),
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области - Шеметова Г.С. (доверенность от 12.02.2021), Спирин В.В. (доверенность от 30.05.2021), Толкачев О.А. (доверенность от 24.12.2020, диплом), Волегов В.И. (доверенность от 18.09.2020, диплом).
Объединенный жилищно-строительный кооператив "Магнит" (далее - заявитель, ОЖСК "Магнит", кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, межрайонная ИФНС России N 17 по Челябинской области) о признании недействительным решения от 06.08.2020 N 2004 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
ОЖСК "Магнит", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) членам кооператива, расходы на приобретение которых принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не являются объектом налогообложения налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Полученные от членов кооператива взносы на оплату содержания общего имущества и коммунальных платежей в полном объеме перечисляются поставщикам, кооператив действует как посредник между организациями, оказывающими коммунальные и иные услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и собственниками. Все поступающие от членов кооператива денежные средства не обладают признаками выручки и/или реализации ни в целях налогообложения налогом на прибыль, ни в целях НДС, а являются целевым финансированием. Между кооперативом и собственниками отсутствует договор управления. Отражение в декларациях по НДС "Операции, не подлежащие налогообложению" не вызывало нареканий со стороны налоговых органов. Податель жалобы указывает на отказ налогового органа в применении по заявлению кооператива положений статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В представленном отзыве налоговый орган ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.04.1979 ОЖСК "Магнит" создано в качестве юридического лица, основным видом деятельности кооператива заявлено Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, кооператив применяет общую систему налогообложения.
Налоговым органом в период с 17.03.2020 по 18.05.2020 проведена камеральная налоговая проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года, представленной налогоплательщиком 17.03.2020,
Проверкой установлено, что в спорном периоде налогоплательщик для собственников помещений в обслуживаемых многоквартирных домах (далее - МКД), то есть для членов кооператива, выполнял работы по содержанию и ремонту общего имущества в данных МКД, а также оказывал коммунальные услуги, связанные с содержанием общего имущества.
Из налоговой декларации налогоплательщика следует, что общие суммы выручки от реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и коммунальные услуги отражены в налоговой декларации по НДС в разделе "Операции, не подлежащие налогообложению" в сумме 10354 150,45 рублей, код льготы 1010262 - подпункт 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ - 2 660 565 рублей, код льготы 1010263 - подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ - 7 693 586 рублей.
Между тем в ходе налоговой проверки установлено, что часть услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и коммунальные услуги оказаны с привлечением подрядных организаций, а часть собственными силами кооператива (в штате кооператива состоят дворники, слесари, бухгалтеры и иные работники, силами которых оказаны соответствующие услуги).
На основании отчетов о начислении и оплате за жилищно-коммунальные услуги, первичных учетных документов и счетов-фактур, данных налоговых деклараций по НДС (разделы 3, 7) и бухгалтерской справки от 20.01.2020 N 4 инспекцией определена стоимость реализованных в 4 квартале 2019 года работ и услуг, по которым не исчислен НДС.
Кооперативом исчислялся НДС лишь со стоимости услуг по предоставлению в аренду нежилых помещений, сантехнических услуг отдельным покупателям и стоимости реализации бланков (выручка в сумме 214255 рублей).
На основании первичных учетных документов (актов, накладных) и регистров учета затрат по счетам 20 "Основное производство" и 26 "Общехозяйственные расходы", 60 "Расчеты с поставщиками" инспекцией установлены расходы по приобретению в сентябре, октябре, ноябре 2019 года у ресурсоснабжающих организаций коммунальных услуг и у подрядчиков - работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 01.06.2020 N 2854 и с учетом возражений общества вынесено решение от 06.08.2020 N 2004 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислены НДС в сумме 1087727 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 56 999,89 рублей и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 27 193,11 рублей.
Решением УФНС России по Челябинской области от 02.11.2020 N 16-07/005614, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, решение инспекции от 06.08.2020 N 2004 изменено путем отмены в резолютивной части решения:
- начисления штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 9 523,16 рублей,
- начисления пени в размере 20 031,57 рублей,
- начисления НДС за 4 квартал 2019 в размере 380 929 рублей.
В остальной части решение инспекции от 06.08.2020 N 2004 утверждено.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции в части, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что у кооператива возникла обязанность исчислять и уплачивать НДС с сумм, полученных от членов кооператива в качестве платы (взносов) за оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, в части услуг, оказанных собственными силами, за вычетом денежных средств, полученных кооперативом, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в последующем содержании многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме включается в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Вместе с тем работы и услуги, стоимость которых включена в плату за содержание и ремонт жилого помещения, являются самостоятельными видами работ (услуг).
В соответствии с уставом ОЖСК "Магнит" имеет право выполнять работы и оказывать услуги членам кооператива.
Исходя из норм жилищного законодательства, кооператив в данном случае выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений с собственниками помещений в многоквартирных домах по выполнению работ и оказанию коммунальных услуг, связанных с содержанием общего имущества многоквартирных домов.
В силу статьи 143 НК РФ кооператив является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Операции, не подлежащие обложению НДС, перечислены в статье 149 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 29, 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющие (оказывающих) данные работы (услуги).
От налогообложения НДС освобождаются коммунальные услуги, предоставленные кооперативом по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
От налогообложения НДС также освобождается реализация работ (услуг) по содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемая кооперативом по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Положений, освобождающих от налогообложения работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по управлению многоквартирными домами и другие, выполняемые (оказываемые) собственными силами кооператива, подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не содержит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, кооператив на основе членства удовлетворяет потребности своих членов в управлении многоквартирными домами, для чего выполняет работы и оказывает коммунальные услуги, приобретенные у ресурсоснабжающих организаций, по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений (членов кооператива) многоквартирных домов.
В связи с чем довод подателя апелляционной жалобы о посреднической роли кооператива, аккумулирующего денежные средства собственников и перечисляющего их поставщикам коммунальных услуг, в рассматриваемом споре не нашел своего подтверждения.
Пунктом 1 статьи 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Исходя из положений статьи 143 НК РФ, плательщиками НДС признаются все организации, за исключением лиц, прямо указанных в пунктах 2, 3 статьи 143 НК РФ. При этом жилищно-строительные кооперативы не поименованы среди организаций, не являющихся плательщиками НДС.
Таким образом, поскольку статья 143 НК РФ не содержит ограничений, согласно которым налогоплательщиком НДС является только коммерческая организация, то любая организация, имеющая статус юридического лица, независимо от организационно-правовой формы, признается налогоплательщиком НДС.
Следовательно, обстоятельство создания кооператива как некоммерческой организации при установленном факте выполнения работ и оказания коммунальных услуг кооперативом по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений (членов кооператива) многоквартирных домов, что по смыслу Налогового кодекса Российской Федерации является реализацией работ (услуг), не исключает обязанность кооператива по уплате НДС с указанной реализации работ (услуг).
Доказательств, свидетельствующих о том, что установленная налоговым органом налогооблагаемая база НДС, имеет отношение только к операциям, указанным в подпункте 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, либо к иным операциям, подлежащим освобождению от уплаты НДС, материалы дела не содержат, равно как и доказательств, подтверждающих, что собственникам жилых помещений в многоквартирных домах предъявлена стоимость работ (услуг), связанных с содержанием общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, соответствующая стоимости их приобретения у сторонних лиц, отсутствуют.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, у кооператива возникла обязанность исчислять и уплачивать НДС.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии на протяжении длительного времени претензий со стороны налогового органа подлежит отклонению, поскольку налоговым органом в адрес налогоплательщика каких-либо рекомендаций либо разъяснений, ориентирующих его на ошибочное определение налоговой базы по НДС, не давалось.
Довод о необоснованном отказе в применении освобождения от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ был заявлен в суде первой инстанции и обоснованно отклонен. Оснований для несогласия с оценкой суда первой инстанции коллегия судей не усматривает.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.04.2021 по делу N А76-45235/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу объединенного жилищно-строительного кооператива "Магнит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-45235/2020
Истец: ОБЪЕДИНЕННЫЙ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "МАГНИТ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области