г. Челябинск |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А47-11300/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Лукьяновой М.В. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Виктория" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 апреля 2021 г. по делу N А47-11300/2020.
Муниципальное унитарное предприятие "Очистные сооружения" (далее - истец, МУП "Очистные сооружения") обратилось в суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Виктория" (далее - ответчик, ТСЖ "Виктория") с требованием о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги водоотведения в целях содержания общего имущества в размере 39 159 руб. 76 коп.
Определением от 03.09.2020 Арбитражный суд Оренбургской области в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал возможным рассмотреть спор в порядке упрощенного производства, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области.
Принимая во внимание необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, суд определением от 16.10.2020 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 01.12.2020 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.04.2021 (резолютивная часть объявлена 20.04.2021), исковые требования удовлетворены, также судебным актом распределены судебные расходы.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТСЖ "Виктория" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и вынести новое решение об отказе от иска.
По мнению подателя жалобы, между МУП "Очистные сооружения" и ТСЖ "Виктория" отсутствует договор на оказание услуги по водоотведению на содержание общего имущества. Норматив для водоотведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не утвержден.
Также ответчик указывает, что акты выполненных работ за услугу водоотведения на содержание общего имущества и счета-фактуры. обязывающие произвести оплату не выставлялись.
При наличии прямых договоров с собственниками помещений о предоставлении коммунальной услуги водоотведения и отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета, МУП "Очистные сооружения" не вправе предъявлять к оплате ТСЖ "Виктория" стоимость водоотведения на содержание общего имущества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили, от ТСЖ "Виктория" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, в период с 01.08.2017 по 30.06.2020 по присоединенной централизованной сети водоотведения, истцом осуществлен прием сточных вод в целях содержания общего имущества собственников помещений многоквартирных домов от ТСЖ "Виктория".
Приказом Муниципального казенного учреждения Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа Оренбургской области N 360 от 25.12.2019 осуществлена реорганизация МУП ЖКХ путем выделения из МУП ЖКХ - МУП "Очистные сооружения".
Согласно приказу Муниципального казенного учреждения Комитет по управлению имуществом администрации Гайского городского округа Оренбургской области N 75 от 06.04.2020 завершена реорганизация МУП ЖКХ, утвержден передаточный акт (разделительный баланс). В ЕГРЮЛ внесена запись о создании МУП "Очистные сооружения".
Согласно передаточного акта МУП "Очистные сооружения" переданы права и обязанности по заключенным договорам, в том числе по договору ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества МКД.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
В письменной форме договор оказания услуг водоотведения отсутствует, однако в силу пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" договор считается заключенным.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В период с 01.08.2017 по 30.06.2020 по присоединенной централизованной сети водоотведения МУП "Очистные сооружения" оказывало услуги по подаче коммунального ресурса - холодной воды и прием сточных вод, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, за оказанную услугу, прием сточных вод ответчиком начислена плата в размере 39 159 руб., которые ответчиком оплачены не были.
В связи с образовавшейся задолженностью, МУП "Очистные сооружения" направило в адрес ответчика претензию N 97 от 13.08.2020 с требованиями погасить образовавшеюся задолженность по приему сточных вод, используемых абонентом в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, однако до настоящего времени сумма задолженности не погашена, что послужило основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательства, не допускается.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно статье 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Поскольку водоснабжение и услуги водоотведения оказывались собственникам помещений многоквартирного жилого дома, к спорным правоотношениям также применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 этих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам.
В соответствии с частью 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176- ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
Пункт 21 Правил N 124 предписывает определение объема поставляемого коммунального ресурса в зависимости от наличия (отсутствия) коллективного (общедомового) прибора учета
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 30.05.2017 N 34-н "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Оренбургской области" утверждены нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а так же нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив потребления отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не утвержден.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", в частности Постановление N 306 дополнено пунктом 7(I) следующего содержания:
7(1). При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели:
а) в отношении холодной воды - куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
б) в отношении горячей воды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на I кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
в) в отношении электрической энергии - кВт час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) в отношении объема отводимых сточных вод - куб. метр обшей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 29 Постановления N 306 дополнен абзацем следующего содержания - норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом пункта 29 Постановления N 306 истец определил объем принятых сточных вод. Также истец применил тариф на водоотведение в соответствии с Постановлением Администрации Гайского городского округа N 1921-пА от 20.12.2016 "Об утверждении тарифа" за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 в размере 14,46 руб./куб.м.
Постановлением Администрации Гайского городского округа N 1628-пА от 19.12.2017 "Об утверждении тарифа", с учетом Постановления Администрации Гайского городского округа N 452-пА от 25.04.2018 "О внесении изменений в Постановление Администрации Гайского городского округа N 1628-пА от 19.12.2017 "Об утверждении тарифа" за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 тариф установлен в размере 14,46 руб./куб.м.
Постановлением Администрации Гайского городского округа N 452-пА от 25.04.2018 "О внесении изменений в постановление администрации Гайского городского округа от 19.12.2017 г. N 1628-пА "Об установлении тарифа" за период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф установлен в размере 14,96 руб./куб.м.
Постановлением Администрации Гайского городского округа N 1452-пА от 20.12.2018 "О внесении изменений в постановление администрации Гайского городского округа от 19.12.2017 N 1628-пА "Об установлении тарифа" за периоды с 01.01.2019 по 30.06.2019 15.22 руб./куб.м., с 01.07.2019 по 31.10.2019 тариф установлен в размере 18,72 руб./куб.м., с 31.10.2019 по 31.12.2019 - в размере 18.55 руб/м*.
Постановлением Администрации Гайского городского округа от 20.12.2019 N 1372-пА "О внесении изменений и дополнений в постановление от 19.12.2017 N1628-пА Об установлении тарифа и утверждении программы Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Гая на водоотведение для г. Гая Гайского городского округа на 2018 - 2020 года" за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 тариф установлен в размере 18,55 руб./куб.м.
Постановлением Администрации Гайского городского округа N 518-пА от 23.04.2020 "Об установлении тарифа МУП "Очистные сооружения" на водоотведение с 01.05.2020 по 31.12.2020" для категории "население" с 01.05.2020 по 30.06.2020 тариф установлен в размере 18,55 руб/м.куб., с 01.07.2020 по 31.12.2020 - в размере 18,92 руб./м.куб.
Учитывая приведенные нормативные положения, истцом представлен расчет произведенного прием сточных вод в целях содержания общего имущества собственников помещений многоквартирных домов от ТСЖ "Виктория" в период с 01.08.2017 по 30.06.2020 по присоединенной централизованной сети водоотведения. Согласно расчету истца, размер задолженности ответчика составил 39 159 руб. 76 коп.
Доводы апелляционной жалобы ответчика проверены судом апелляционной инстанции и признаются необоснованными в силу следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В подпункте "в" пункта 4 Правил N 354 определено, что коммунальная услуга водоотведения - это отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
Согласно части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 4 Правил N 354 предусмотрено, что потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как следует из подпункта "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N354).
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества обусловлена наличием соответствующей внутридомовой инженерной системы.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме управляющей компании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" подпункта "в" пункта 4 Правил N 354 дополнен указанием на то, что в случаях, установленных названными Правилами, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по водоотведению из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Названным постановлением также внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пункт 29 которых изложен в новой редакции, согласно которой норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 Правил N 306 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания".
Суд первой инстанции правильно указал на то обстоятельство, что отсутствие ресурсопотребляющего оборудования и устройств в составе общего имущества в многоквартирном доме не свидетельствует о полном отсутствии потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, об отсутствии потребления услуги по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, поскольку потребление может происходить в ходе выполнения обязательных, включенных в минимальный перечень работ, услуг (например, потребление холодной воды и отведение стоков при ежегодной промывке внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения, после замены внутридомовых сетей тепло- и водоснабжения), также в виде технологически неизбежных потерь, но наличие и мощность ресурсопотребляющих оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества, учитывается при дифференциации нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, если в многоквартирном доме потребителям предоставляется услуга по водоотведению, то имеется водоотведение и на содержание общего имущества, учитывая, что оказание такой услуги может иметь место в ходе выполнения минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, например, при ежегодной промывке общедомовых сетей.
Довод жалобы о том, что между МУП "Очистные сооружения" и ТСЖ "Виктория" отсутствует договор на оказание услуги по водоотведению на содержание общего имущества, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в случаях, когда потребитель пользуется услугами, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость оказанных услуг.
Суд первой инстанции установил фактическое оказание истцом услуг ответчику, в этой связи у подателя жалобы нет правовых оснований ссылаться на незаключенность договора.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на невыставление в адрес ответчика счетов-фактур, актов выполненных работ за услугу водоотведение на содержание общего имущества подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от оплаты коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающая организация и абоненты (потребители) находятся в правоотношениях, построенных по принципу возмездности. Основанием для оплаты является факт поставки ресурса (оказания услуги), а не сами по себе акты либо счета, счета-фактуры и т.п. (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
С учётом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклонены.
Поскольку ТСЖ "Виктория" не представлены доказательства отсутствия технической возможности использования спорного ресурса на общедомовые нужды, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика основного долга за период с 01.08.2017 по 30.06.2020 в размере 39 159 руб. 76 коп. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Иные обстоятельства, а также возражения не имеют существенного значения для рассматриваемого спора с учетом вышеизложенного.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Судебные расходы по уплате государственной пошлины в суде апелляционной инстанций распределяются между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 апреля 2021 г. по делу N А47-11300/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Виктория" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11300/2020
Истец: МУП "Очистные сооружения"
Ответчик: ТСЖ "Виктория"
Третье лицо: Департамент по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области, МУП жилищно-коммунальное хозяйства, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области