г. Москва |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А40-254285/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2021 по делу N А40-254285/20
по заявлению АО "ТАНГО КЭШ" (ИНН 7708185471, ОГРН 1027739327967)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745; ОГРН 1097746680822)
третье лицо: Банк ВТБ (ПАО),
о признании незаконным решения, о возложении обязанности,
в присутствии:
от заявителя: |
Хургина В.В. по доверенности от 01.11.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Качурина Н.А. по доверенности от 08.07.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТАНГО КЭШ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - административный орган) от 27.11.2020 об отказе в государственной регистрации сервитута на основании соглашения от 31.12.2019 по заявлениям N 77/011/230/2020-1015 и N 77/011/230/2020-1018 от 25.02.2020, а также о возложении на административный орган обязанности провести государственную регистрацию сервитута в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001085:2042, 77:01:0001085:2048 в пользу общества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2021 заявление общества удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст. 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал решение суда в полном объеме, представитель Банка ВТБ (ПАО) (далее - третье лицо) также поддержал решение суда.
Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей административного органа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, а также изучив отзыв на апелляционную жалобу, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001085:1632 (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 25.12.2003 N 77-77-11/002/2006-139), расположенное в нежилом здании по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, 35, кадастровый номер здания 77:01:0001085:1018.
Третье лицо также является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001085:2042 (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 05.03.2018 N 77:01:0001085:2042-77/011/2018-2), 77:01:0001085:2048 (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 27.01.2015 N 77-77/011-11/015/2014-445/1), расположенных в нежилом здании по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, 35, кадастровый номер здания 77:01:0001085:1018.
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости, копии которых представлены обществом в материалы дела.
Поскольку проход в нежилое помещение общества (с кадастровым номером 77:01:0001085:1632) невозможен без использования нежилых помещений третьего лица (с кадастровыми номерами 77:01:0001085:2042, 77:01:0001085:2048).
Общество и третье лицо заключили соглашение от 31.12.2019 об установлении сервитута части нежилых помещений.
25.02.2020 общество обратилось в административный орган с заявлениями N 77/011/230/2020-1015 и N 77/011/230/2020-1018 о государственной регистрации сервитута на основании соглашения с третьим лицом от 31.12.2020.
Вместе с заявлением о регистрации, обществом были предоставлены заявления об осуществлении государственного кадастрового учета частей помещений N 77-0-1- 88/3004/2020-323 и N 77-0-1-88/3004/2020-325, а также технические планы, подготовленные кадастровым инженером ООО "Бизнес-кадастр".
Уточненные технические планы были предоставлены дополнительно с заявлениями от 16.07.2020 N MFC-0558/2020-57130-1 и N MFC-0558/2020-57313-1.
Уведомлением административного органа N 77/011/230/2020-1015,1018, 77-0-1- 88/3004/2020-325,323 от 27.11.2020 обществу было отказано в государственной регистрации.
Указанное уведомление мотивировано тем, что представленный обществом технический план в нарушение Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" составлен с нарушением принципа обособленности и изолированности объекта, кроме того, в нем неверно указан контур части помещения.
Как указывает административный орган, соглашение о сервитуте не содержит достаточных сведений о нежилом помещении (состав, площадь).
Общество, полагая, что указанное выше решение административного органа об отказе в государственной регистрации, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает его права, обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Административный орган, являясь регистрирующим органом, обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Закона N 218-ФЗ.
Согласно статье 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п.1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (п. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
В то же время, из содержания заключенного между третьим лицом и обществом соглашения об установлении сервитута части нежилого помещения, видно, что сторонами определены адрес и кадастровые номера помещений, право ограниченного пользования частью которых предоставляется обществом, также указана общая площадь частей помещений, право пользования которыми предоставляется.
В частности, как следует из п. 1.1 соглашения о сервитуте собственник (третье лицо) предоставляет обществу право ограниченного пользования частью нежилых помещений общей площадью 83 кв. м. принадлежащих ему на праве собственности, находящихся в составе здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, 35, кадастровый номер здания 77:01:0001085:1018.
Кадастровые номера помещений, право ограниченного пользования частью которых предоставляется обществу: 77:01:0001085:2042 (комната 113), 77:01:0001085:2048 (комната 17), лестничные пролеты.
Конкретизация частей помещений содержится в приложении N 1 к соглашению об установлении сервитута в виде обрисовки частей помещений на плане помещений.
План помещений соответствует сведениям, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости, сведения об обременяемых помещениях внесены в Единый государственный реестр.
Таким образом, доводы административного органа о том, что соглашение о сервитуте не содержит достаточных сведений о нежилом помещении (состав, площадь), противоречит материалам дела.
Доводы административного органа, в части несоответствия технического плана требованиям Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" ввиду нарушения принципа обособленности и изолированности объекта, а также в части неверного указания контура части помещения, суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку Закон N 218-ФЗ не содержит требование об обязательном кадастровом учете части помещения, обременяемого сервитутом.
В то же время, суд первой инстанции учел, что права на помещения, в отношении которых устанавливается сервитут, ранее были зарегистрированы за третьим лицом.
Суд первой инстанции правомерно счел, что обществом на государственную регистрацию представлено подписанное сторонами соглашение, содержащее графическое описание той части помещений, в отношении которой устанавливается сервитут, из которого следует, что предмет соглашения об установлении сервитута согласован сторонами, разногласия относительно местоположения, границ и площади помещений между сторонами отсутствуют.
Таким образом, отказ административного органа в регистрации сервитута по причине несоответствия технического плана требованиям Приказа от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", незаконен.
Кроме того, суд первой инстанции и апелляционный суд учел, что собственник недвижимого имущества, в отношении которого установлен сервитут (третье лицо), поддерживает позицию общества.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что доводы общества были обоснованы и подлежали удовлетворению, так как оспариваемое решение государственного регистратора нарушает требования ч. 5 ст. 18, ст. 29 Закона N 218-ФЗ.
Суд первой инстанции правомерно счел, что права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности нарушаются оспариваемым решением административного органа, поскольку отказом в государственной регистрации сервитута в отношении объекта недвижимости административный орган ограничивает права общества как лица, в пользу которого устанавливается сервитут.
А также право ограниченного пользования объектом недвижимого имущества, собственником которого является третье лицо, и использование которого необходимо обществу для прохода в принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2021 по делу N А40-254285/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-254285/2020
Истец: АО "ТАНГО КЭШ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ