город Ростов-на-Дону |
|
09 июля 2021 г. |
дело N А32-3341/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи: представитель Томшин В.А. по доверенности от 22.01.2021, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.04.2021 по делу N А32-3341/2021
по заявлению Управления муниципальных закупок администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи
(ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "СКС"
(ИНН 7839504097, ОГРН 1147847369119), муниципального бюджетного учреждения
г. Сочи "Дирекция по реализации программ" (ИНН 2320135635,
ОГРН 1052311750028)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципальных закупок администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - ответчик, управление, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю N 2043/2020-КС по делу N 023/06/54.3-6079/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и предписания N 597 от 30.11.2020 года по делу N 023/06/54.3-6079/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение от 30.11.2020 N 2043/2020-КС не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и нарушает права и законные интересы администрации. Критерии оценки заявок участников закупки установлены Заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе и постановления Правительства N1085. Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях..." Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы в очередной раз не отобразив путь принятия решения в пользу ООО "СКС", отразила их позицию.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ООО "СКС" на действия МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" при проведении администрацией г Сочи открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение комплекса работ по санитарной очистке (уборке) и благоустройству территории олимпийского объекта "Набережная (пешеходная улица, совмещенная с велосипедной дорожной)", протяженность: 5342 м. Адрес (местоположение): Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, Имеретинская низменность в междуречье р. Мзымта и р. Псоу, от моря до федеральной дороги" (извещение N 0118300018720000722). Начальная (максимальная) цена контракта - 15 455 340,00 рублей.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, по результатам рассмотрения жалобы ООО "СКС", вынесено решение от 30.11.2020 года N 2043/2020-КС по делу N 023/06/54.3-6079/2020 о признании в действиях МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" нарушений частей 1 и 8 статьи 32, пункта 8) части 1 статьи 54 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с вышеуказанным решением управления, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1 статьи 54.1 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1085).
Согласно пункту 10 Правил N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил N 1085 предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В подпункте б) пункта 4 Правил N 1085 предусмотрено, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
- характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 27 Правил N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Разделе 10 "Критерии оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме и величины их значимостей" конкурсной документации Заказчиком установлено: "Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора (контракта) в соответствии с критериями, установленными в конкурсной документации. Оценка и сопоставление заявок осуществляется по 100 бальной системе со следующим распределением максимальных баллов по критериям:
- цена договора (контракта), значимость критерия - 60 процентов;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40 процентов.
Совокупная значимость критериев составляет 100 процентов.
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость данного критерия составляет 40 процентов.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется следующим образом: содержанием данного критерия являются несколько показателей, по каждому из которых выставляется определенное количество баллов, сумма которых не должна превышать 100 баллов. Соответственно, каждой заявке по данному критерию выставляется суммарное значение от 0 до 100 баллов. При оценке заявок по рассматриваемому критерию наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением участника конкурса.
По каждому показателю критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" баллы присваиваются в следующем порядке:
Показатель критерия (подкритерия): Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг. Значимость критерия (подкритерия) -50%.
Значение показателей, подтверждающие документы: Оценивается обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, которые будут использованы при уборке и благоустройстве территории Заказчика, в соответствии с установленными минимальными требованиями к составу и производительности используемой для выполнения работ (оказания услуг) собственной и (или) арендованной на срок исполнения контракта техники, а также минимальные значения её количества.
Техника, необходимая для оказания услуг:
- коммунальная вакуумно-подметальная машина. Количество - не менее 2 шт. Использование машины: возможность распределения жидких реагентов. Возможность использования в качестве поливомоечной. Возможность уборки фронтальной щёткой слой снега до пятнадцати см. Радиус разворота не более 193 см. Геометрический/полезный объем бункера не менее двух метров кубических. Мойка высокого давления: не менее восьмидесяти семи бар. Вместимость баков для воды: не менее двухсот восьмидесяти литров. Полная масса: не более четырех тонн. Коммунальная машина должна быть разработана для круглогодичного механизированного содержания дорог, площадей, парковых и дворовых территорий, иметь набор быстросменного оборудования для эффективного оказания различных услуг.
- комбинированная дорожная машина. Количество - не менее 2 шт. В состав оборудования должны входить: цистерна, кузов с транспортёром и разбрасывающим диском, центробежный насос с коробкой отбора мощности, плуг с системой навески, щётка с гидравлическим приводом. Полная масса: не более 20 000 кг.
- гольфкар. Количество - не менее 1 шт. Грузоподъемность не менее 300 кг. Наличие буксировочного устройства. Наличие тормозных механизмов на 4-х колесах. Рабочий объем двигателя не менее 300 смЗ. Максимальная мощность не менее 10 л.с. Оборудован передними фарами и задними фонарями. Наличие ветрового стекла.
Подтверждающие документы (копии):
- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, паспорта транспортных средств, копии свидетельства о праве собственности на технику, необходимую для выполнения работ, являющихся предметом конкурса (при наличии указанной техники в собственности), и (или) копии договоров аренды (лизинга) с приложением актов, подтверждающих факт передачи техники участнику закупки, и приложением копии свидетельства о праве собственности на технику арендодателя, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такой техники участнику закупки, копии договора аренды техники и приложением копии свидетельства о праве собственности на технику арендодателя, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия техники у участника закупки на ином законном основании. При отсутствии подтверждающих документов на всю указанную технику (либо на часть техники) комиссия не учитывает такие данные участника закупки.
Показатель критерия (подкритерия): Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, в части наличия у участника закупки собственных или арендованных площадей (недвижимости) для размещения и хранения техники, необходимой для выполнения работ (оказания услуг). Значимость критерия (подкритерия) -40%.
Значение показателей, подтверждающие документы: Оценивается наличие у участника закупки собственных или арендованных площадей (объекта недвижимости) для размещения и хранения техники, необходимой для выполнения работ, либо производственной базы, предназначенной для хранения материалов и оборудования, размещения автомобилей и техники. Площадь объекта недвижимости необходима не менее 200 м2. Объект недвижимости должен располагаться на расстоянии не далее 3 километров по одометру автомобиля от технологических въездов на территорию Объекта заказчика (географические координаты технологических въездов: N 1 - 43.403872 (северной широты) либо 43°24'14", 39.945020 (восточной долготы) либо 39°56'42"; N 2 - 43.399812 (северной широты) либо 43°23'59", 39.950652 (восточной долготы) либо 39°57'2").
Подтверждающие документы (копии):
В отношении объекта недвижимости подтверждением является выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, и (или) копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок более 12 месяцев (либо со сроком действия не позднее даты окончания срока исполнения контракта), зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) и выписка из Единого государственного реестра недвижимости, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия у участника закупки площадей (объекта недвижимости) для размещения и хранения техники на ином законном основании.
Показатель критерия (подкритерия): Наличие у участника закупки документа, удостоверяющего соответствие оказываемых услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации. Значимость критерия (подкритерия) -10%.
Значение показателей, подтверждающие документы: Оценивается документальное удостоверение соответствия оказываемых услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации (ГОСТ ИСО 9001-2015; ГОСТР 51870-2014).
Подтверждающие документы (копии): Документами, удостоверяющими соответствие оказываемых услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации, являются действующие сертификаты соответствия (ГОСТ ИСО 9001-2015; ГОСТ Р 51870-2014)".
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что указание в конкурсной документации в качестве подтверждающего документа свидетельства о праве собственности, не нарушает права участников. Указание на представление свидетельства о праве собственности, заказчик имел ввиду представление копий документов, подтверждающих право участника владеть, пользоваться и распоряжаться техникой.
В соответствии со частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" документами, идентифицирующими транспортное средство, являются:
1) паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства);
2) регистрационный документ. Регистрационными документами являются;
3) свидетельство о регистрации транспортного средства;
4) регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
Таким образом, на транспортное средство выдается ПТС и свидетельство о регистрации, понятие свидетельства о праве собственности к транспортным средствам не применимо.
Кроме того, данные документы не подтверждают характеристики требуемого оборудования.
Также не принимается довод апелляционной жалобы о том, что не ограничивает участников закупки требование заказчика о расположении объекта недвижимости в строго определенном месте - на расстоянии не далее 3-х километров по одометру автомобиля от технологических въездов на территорию заказчика и наличие договора аренды на данный объект недвижимости на срок более 12 месяцев.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требование заказчика о расположении объекта недвижимости в строго определенном месте - на расстоянии не далее 3-х километров по одометру автомобиля от технологических въездов на территорию заказчика и наличие договора аренды на данный объект недвижимости на срок более 12 месяцев, ограничивает количество участников закупки, а также никак не может сказаться на качестве оказываемых услуг.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что указание в рамках критерия оценки наличие "Гольфкара" не влияет на количество участников закупки по следующим основаниям.
Исходя из пояснений заказчика ему необходимо транспортное средство с электроприводом, предназначенного для перевозки грузов и пассажиров, и обладающее при этом небольшими габаритами, однако было указано на наличие "Гольфкара", что фактически влияет на количество участников закупки по следующим основаниям.
Следовательно, критерии оценки заявок участников закупки установлены заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе и постановления Правительства N 1085.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях заказчика - МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ" нарушения частей 1, 8 статьи 32, пункта 8) части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, у ответчика имелись законные основания для вынесения оспариваемого решения от 30.11.2020 N 2043/2020-КС по делу N 023/06/54.3-6079/2020.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что материалами дела подтверждается соответствие решения управления от 30.11.2020 года N 2043/2020-КС требованиям Закона N 44-ФЗ и не нарушение им прав и законных интересов администрации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2021 по делу N А32-3341/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3341/2021
Истец: Управление муниципальных закупок Администрации МО Городской округ г-к Сочи КК, Управление муниципальных закупок администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: МБУ г. Сочи "Дирекция по реализации программ", Муниципальное бюджетное учреждение города Сочи "Дирекция по реализации программ ", ООО "СКС", АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОЧИ