город Омск |
|
09 июля 2021 г. |
Дело N А81-6267/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Краецкой Е.Б., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6911/2021) общества с ограниченной ответственностью "Строймонтажпроект" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.04.2021 по делу N А81-6267/2020 (судья Курекова О.В.), по исковому заявлению Администрации города Лабытнанги (ИНН 8902002956, ОГРН 1028900555375) к обществу с ограниченной ответственностью "Строймонтажпроект" (ИНН 8902014711, ОГРН 1128901001932), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901003107, ОГРН 1028900508746), Федеральному автономному учреждению "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу" (ИНН 8902007055, ОГРН 1028900558092), Государственному казённому учреждению "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН 8901025333 ОГРН 1118901002065), Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901024756, ОГРН 1118901000085) об обязании произвести работы,
при участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции представитель общества с ограниченной ответственностью "Строймонтажпроект" - Чучкаловой Е.В. (по доверенности от 21.09.2020),
при участии в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа представителя Федерального автономного учреждения "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу" - главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу - Ненашевой К.В. (по доверенности от 31.01.2020, паспорт, диплом),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Лабытнанги (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строймонтажпроект", Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, Федеральному автономному учреждению "Центр материально-технического обеспечения Федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу", Государственному казённому учреждению "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ООО "Строймонтажпроект", УМВД РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу, ФАУ "ЦМТО ФПС по Ямало-Ненецкому автономному округу", ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа", ответчики соответственно) об обязании в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по очистке земельного участка с кадастровым номером 89:09:030101:54, расположенного по адресу: г. Лабытнанги, ул. Бованенко, 6А, от несанкционированных свалок мусора, а именно:
- свалки, площадью 65,55 кв.м, состоящей из разрушенного деревянного строения, строительного мусора и строительного материала б/у, бытовой техники и мягкой мебели б/у, металлической бочки, металлолома;
- свалки, площадью 23,30 кв.м, состоящей из строительного мусора (досок), металлических бочек;
- свалки, площадью 151,72 кв.м, состоящей из строительного мусора, деревянных поддонов, досок, металлических бочек, металлической проволоки, металлолома, битых кирпичей, автомобильного колеса, обломков ж/б свай;
- свалки, площадью 26,70 кв.м, состоящей из строительного мусора, металлической конструкции, автомобильной покрышки;
- свалки, площадью 1014,05 кв.м, состоящей из строительного мусора металлолома и металлической проволоки, шлангов, металлических листов, деревянных ящиков, деревянных панелей, утеплителя (минваты);
- свалки, площадью 985,91 кв.м, состоящей из металлических конструкций, автомобильных покрышек, металлических бочек, металлических сейфов, строительного мусора, обломков ж/б изделий, разорванных мешков с сухими смесями;
- строительного мусора, площадью 16 965, 98 кв.м, состоящего из обломков досок, кусков ж/б плит, деревянного бруса, кусков арматуры и проволоки, бытового мусора, деревянных катушек, картона, деревянных поддонов, ж/б конструкций, заброшенного судна, емкости для хранения ГСМ.
Кроме того, истец просил обязать соответчиков в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести ремонтновосстановительные работы объектов, расположенных на земельном участке кадастровым номером 89:09:030101:54, а именно:
- восстановить оконные рамы и входную группу в здании административнобытового корпуса,
- восстановить входные группы в двух арочных складах, а также обязать соответчиков на земельном участке с кадастровым номером 89:09:030104:3, расположенном по адресу: г. Лабытнанги, ул. Бованенко, 59, провести ремонтно-восстановительные работы объектов, а именно:
- в трехэтажном здании восстановить оконные рамы, произвести остекленение окон, установить входные группы здания,
- в арочном складе восстановить входные группы,
- в строении из железобетонных плит восстановить входные группы, крышу, оконные рамы.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца и ответчиков суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - СУ СК России по ЯНАО, ответчик).
Решением от 26.04.2021 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа обязал ООО "Строймонтажпроект" произвести работы по очистке земельного участка с кадастровым номером 89:09:030101:54, расположенного по адресу:
г. Лабытнанги, ул. Бованенко, 6А, от несанкционированных свалок строительного, бытового и иного мусора согласно акту обследования от 17.06.2019 N 153, акту обследования от 02.07.2019 N 200, площадью 65,55 кв.м, 23,30 кв.м, 151,72 кв.м, 6,70 кв.м, 1014,05 кв.м, 985,91 кв.м, 16965,98 кв.м, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении иска к ООО "Строймонтажпроект" в остальной части отказал; в удовлетворении требований к УМВД РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу, ФАУ "ЦМТО Федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу", ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа", СУ СК России по ЯНАО отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Строймонтажпроект" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.04.2021 отменить в части возложения на ООО "Строймонтажпроект" обязанности по проведению работ по очистке земельного участка, принять по делу новый судебный акт о возложении обязанностей по проведению работ на ФАУ "ЦМТО Федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу" и ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа".
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Строймонтажпроект" указывает на отсутствие у него обязанности по проведению работ по очистке земельного участка с кадастровым номером 89:09:030101:54, при этом ссылается на следующее: на основании заключенного в 2006 году договора ООО "Строймонтажпроект" передало ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" имущество, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 89:09:030101:54, и, соответственно, и право пользования указанным земельным участком; в период действия договора аренды имущества постановлением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.05.20207 в рамках уголовного дела на имущество ООО "Строймонтажпроект", в том числе переданное по договору аренды, наложен арест, объекты переданы на ответственное хранение ГУ УПС по ЯНАО (правопредшественник ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа"); ООО "Строймонтажпроект" не имело допуск на земельный участок с кадастровым номером 89:09:030101:54, что следует из акта проверки от 13.02.2013 N 10, акт осмотра земельного участка от 24.07.2013.
ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" и ФАУ "ЦМТО ФПС по Ямало-Ненецкому автономному округу" в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу не согласились с доводами жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, УМВД РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу, ГКУ "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа" и СУ СК России по ЯНАО, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, Администрация направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жлобы в отсутствие ее представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Строймонтажпроект" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт; представитель ФАУ "ЦМТО ФПС по Ямало-Ненецкому автономному округу" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей ООО "Строймонтажпроект" и ФАУ "ЦМТО ФПС по Ямало-Ненецкому автономному округу", рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 28.04.2000 между Администрацией (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Строймонтажпроект" (правопредшественник ООО "Строймонтажпроект" (арендатор) заключены следующие договоры аренды земельных участков:
- договор аренды земельного участка от 28.04.2000 N ЯНО-Л-02-2020, в соответствии с которым арендатору сроком на 25 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 89:09:030101:20;21, площадью 50089 кв.м (в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 89:09:030101:54), находящийся по адресу:
г. Лабытнанги, ул. Бованенко, 6 А, в целях размещения производственной базы. Согласно приложению к договору, на земельном участке были расположены, в том числе: административно-бытовой корпус, холодный арочный склад;
- договор аренды земельного участка от 28.04.2000 N ЯНО-Л-02-2021, в соответствии с которым арендатору сроком на 25 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 89:09:030104:04, площадью 32041 кв.м (в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 89:09:030104:3), находящийся по адресу:
г. Лабытнанги, ул. Бованенко, д. 59, в целях размещения производственной базы.
На основании Приказа начальника Департамента от 04.06.2019 N 167-П "Об утверждении планового (рейдового) задания на проведение осмотра, обследования земельного участка" специалистами отдела земельного контроля управления землепользования Департамента проведено обследование территории г. Лабытнанги, расположенной в районе протоки Выл-Поел со следующими координатами: 66.666108° 66.457453°, 66.666094°, 66.457503°, 66.666113°, 66.457588°, 66.666134°, 66.457557°, 66.666193°, 66.457634°, 66.666152° 66.457745°, 66.666170° 66.457769°, 66.666204° 66.457669°.
В ходе обследования составлен Акт от 17.06.2019 N 153 (с приложением фототаблицы, схемы размещения свалки мусора) устанавливающий, что в районе указанных координат расположен земельный участок с кадастровым номером 89:09:030101:54 (ранее кадастровый номер земельного участка был 89:09:030101:20:21), на земельном участке расположены несанкционированные свалки мусора.
На основании приказа начальника Департамента от 26.06.2019 N 80-П "Об утверждении планового (рейдового) задания на проведение осмотра, обследования земельного участка" специалистами отдела земельного контроля управления землепользования Департамента проведено обследование территории г. Лабытнанги, расположенной в районе протоки Выл-Поел со следующими координатами: 66° 39.934°, 66° 27.542, 66° 39.954, 66° 27.511, 66° 40.022, 66° 27.682, 66° 40.008, 66° 27.741, 66°39.941, 66° 27.544.
В ходе обследования составлен акт от 02.07.2019 N 200 (с приложением фототаблицы, схемы размещения земельного участка) устанавливающий, что в районе указанных координат расположен земельный участок с кадастровым номером 89:09:030101:54 (ранее кадастровый номер земельного участка был 89:09:030101:20:21). На части земельного участка, площадью 16 965,98 кв.м, располагается строительный мусор, а именно: обломки досок, куски ж/б плит, деревянный брус, куски арматуры и проволоки, бытовой мусор, деревянные катушки, картон, деревянные поддоны, ж/б конструкции, заброшенное судно. Также на земельном участке размещены емкости для хранения ГСМ, предположительно облитые горюче-смазочными материалами, и емкости с содержимым, похожим на горюче-смазочный материал, разливы ГМС.
В соответствии с поручением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.06.2017 N 10 главным специалистом отдела земельного контроля управления землепользования Департамента проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 89:09:030104:3, расположенного по адресу: г. Лабытнанги, ул. Бованенко, д. 59.
В ходе обследования составлен акт от 07.08.2019 N 250 (с приложением фототаблицы, схемы разложения земельного участка и объектов), устанавливающий, что на земельном участке располагаются: трехэтажное здание, арочный склад и строение из железобетонных плит. Следов, указывающих на пребывание людей, какой-либо техники не обнаружено. К производственной базе, а также к трем объектам, расположенным на ней, имеется свободный доступ. Трехэтажное здание (снимок N 1) с поврежденными оконными рамами, отсутствует остекленение в окнах, без входной группы. Арочный склад (снимок N 2) имеет наружные повреждения в виде отсутствия входных групп. Строение из железобетонных плит (снимки N N 4, 5) имеет наружные повреждения в виде отсутствующих входных групп, крыши, оконных рам.
11.10.2019 Департамент направил в адрес ООО "Строймонтажпроект" письма (N 2501-13/3237 и N 2501-13/3238) с требованием провести ремонтно-восстановительные работы объектов, расположенных на арендуемых земельных участках.
В ответ на полученные претензии ООО "Строймонтажпроект" сообщило (ответы на претензии от 14.11.2019 N N 2501-13/4444, 2501-13/4443), что на арендованные земельные участки наложены аресты старшим оперуполномоченным Управления по борьбе с организованной преступностью Управления внутренних дел Ямало-Ненецкого автономного округа Даниловым А. С.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.05.2007 в рамках уголовного дела N 201/383040-09 на имущество ООО "Строймонтажпроект" наложен арест, в том числе:
- объекты на базе по ул. Бованенко 6 А (ж/д тупик для разгрузки ж/д подвижного состава, разгрузочная прирельсовая рампа, навес для укрытия пакетированных строительных материалов, слесарная мастерская, пожарный водоем, блок-бокс дизельной электростанции, гараж для легковых автомобилей, холодный арочный склад) с передачей на хранение, по тексту протокола наложения ареста от 01.06.2007, главному специалисту административно-хозяйственного отдела ГУ УГПС по ЯНАО (правопредшественника ГКУ "Противопожарная служба ЯНАО") Яковлеву В.С.;
- объекты на базе по Бованенко, 59 (административное здание (корпус), производственный корпус, насосная станция ГСМ, кузнечно-сварочный цех, материальный склад, насосная пожарной и технологической подачи воды, ремонтномеханический цех, проходная КПП) с передачей на хранение, по тексту протокола наложения ареста от 31.05.2007, начальнику ГУ "35 отряд технической службы государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ЯНАО" (правопредшественника ГУ "17 пожарная часть технической службы по ЯмалоНенецкому автономному округу", затем ФАУ "ЦМТО ФПС по ЯНАО") Познахарёву А.В.
При этом, на момент ареста указанных объектов между ЗАО "Строймонтажпроект" и правопредшественниками ГКУ "Противопожарная служба ЯНАО", ФАУ "ЦМТО ФПС по ЯНАО" существовали правоотношения по аренде имущества производственных баз по адресам: ул. Бованенко 6 А, ул. Бованенко, 59.
Арест производился старшим оперуполномоченным УБОП УВД ЯНАО Даниловым А.С. в порядке исполнения поручения следователя по особо важным делам прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках статей 38, 115 и 152 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
УВД РФ по ЯНАО самостоятельных процессуальных решений по аресту в отношении имущества ООО "Строймонтажпроект" не принимало. Расследование уголовного дела N 201/383040-09 осуществляет СУ СК России по ЯНАО. Аресты имущества ООО "Строймонтажпроект", расположенного на производственных базах, не были сняты, несмотря на принятые по указанному вопросу судебные акты.
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 89:09:030101:54 находится в ненадлежащем состоянии, требования о проведении ремонтно-восстановительных работ и очистке земельного участка от мусора ответчиками не исполнены, Администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, указав в качестве ответчиков всех перечисленных выше юридических лиц.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 309, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", исходя из доказанности факта ненадлежащего состояния земельного участка с кадастровым номером 89:09:030101:54, пришел к выводу о правомерности исковых требований в части обязания выполнить работы по очистке земельного участка, приняв во внимание действующий договор аренды земельного участка от 28.04.2000 N ЯНО-Л-02-2020, по которому арендатором является ООО "Строймонтажпроект", обязал последнего произвести работы по очистке земельного участка, в удовлетворении требования к остальным ответчикам, в данной части, отказал; отказывая в удовлетворении исковых требований о проведении ремонтно-восстановительных работ в отношении перечисленных в иске объектов, исходил из недоказанности того обстоятельства, что спорные объекты представляют собой опасность для окружающих.
ООО "Строймонтажпроект" в апелляционной жалобе выразило несогласие с выводами суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268, пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ, а отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 266, части 5 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения в части удовлетворённых исковых требований в отношении ООО "Строймонтажпроект", исходя из следующего.
Как верно отмечено судом первой инстанции, Администрация города Лабытнанги осуществляет полномочия собственника земельного участка с кадастровым номером 89:09:030101:54 и выступает арендодателем, предоставившим право пользования земельным участком ООО "Строймонтажпроект" по договору аренды от 28.04.2000 N ЯНО-Л-02-2020.
В силу 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В силу статьи 42 ЗК РФ на арендатора земельного участка возлагается обязанность использовать арендуемый земельный участок в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
Арендатор земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель в соответствии с требованиями статьи 13 ЗК РФ.
Обязанность ООО "Строймонтажпроект" как арендатора земельного участка по его надлежащему содержанию вытекает из пункта 5.2 договора аренды земельного участка от 28.04.2000 N ЯНО-Л-02-2020.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 89:09:030101:54 несанкционированной свалки мусора подтверждается представленными в материалы дела актами от 17.06.2019 N 153, от 02.07.2019 N 200 (с приложением фототаблицы, схемы размещения свалок мусора), а также не оспаривается сторонами.
Изложенное, свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств как арендатора земельного участка.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, арендодатель, предъявляя требование к арендатору о принятии соответствующих мер по уборке земельного участка от размещенного на нем мусора, не обязан выяснять, кто фактически разместил или мог разместить мусор на предоставленном в аренду земельном участке.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на передачу в пользование имущества, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 89:09:030101:54, наложение ареста на имущество ООО "Строймонтажпроект", находящееся на земельном участке с кадастровым номером 89:09:030101:54 и передачу на ответственное хранение иным лицам, а также отсутствие доступа на земельные участки, не принимается судом апелляционной инстанции, на основании следующего.
Действительно, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами на имущество, принадлежащее ООО "Строймонтажпроект" и находящееся на земельном участке с кадастровым номером 89:09:030101:54 (производственная база), в рамках уголовного дела N 201/383040-09 был наложен арест с передачей на ответственное хранение.
При наложении ареста на имущество производственных баз, ООО "Строймонтажпроект", как собственник имущества, ни в постановлении Салехардского городского суда от 02.05.2007, ни в протоколах наложения ареста от 31.05.2007, от 01.06.2007 не было ограничено в порядке статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в праве пользоваться арестованным имуществом.
Как верно указал суд первой инстанции, требований об устранении нарушения своих прав в порядке статей 301, 304 ГК РФ в связи с невозможностью фактического использования данных объектов недвижимости, доступа к земельным участкам ООО "Строймонтажпроект", как это предусмотрено действующими нормами законодательства, не заявляло.
При этом, актами 2013 года, 2018 года подтверждается, что ООО "Строймонтажпроект" принимало меры к осмотру состояния производственных баз, земельных участков, на которых они расположены, из указанных актов следует, что общество было допущено на территорию земельного участка.
Согласно положениям части 2 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.
Таким образом, наложение ареста на объекты недвижимости не лишало ООО "Строймонтажпроект" права использования земельных участков на основании договора аренды.
Кроме того, из материалов дела следует, что в момент наложения ареста объекты производственных баз находились в пользовании правопредшественников ФАУ "ЦМТО ФПС по ЯНАО" и ГКУ "Противопожарная служба ЯНАО" на основании договоров аренды от 01.01.2006 N 3, от 01.01.2007 N 08, государственного контракта на аренду нежилых помещений, площадей и механизмов для производственного назначения 2006 года.
Данные арендаторы в отношениях с ООО "Строймонтажпроект" получали право пользоваться землей, на которой расположены арендуемые объекты (пункт 1.7 договоров), принимали на себя обязательства не захламлять бытовым и строительным мусором внутренние дворы зданий, арендуемых помещений и мест общего пользования (пункт 2.2.5 договоров, контракта)
При этом, как верно указал суд первой инстанции, арендные отношения между ООО "Строймонтажпроект" и правопредшественниками ФАУ "ЦМТО ФПС по ЯНАО" и ГКУ "Противопожарная служба ЯНАО" на основании новых договоров аренды после наложения ареста не могли существовать в силу части 2 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в период нахождения имущества под арестом совершение сделок по распоряжению имуществом запрещено).
Из материалов дела следует, что правопредшественники ФАУ "ЦМТО ФПС по ЯНАО" и ГКУ "Противопожарная служба ЯНАО" и в дальнейшем после наложения ареста на имущество ООО "Строймонтажпроект" находились на территории производственных баз, осуществляли там свою деятельность, что подтверждается представленными в дело доказательствами: приказом ГУ МЧС по ЯНАО от 25.06.2009 N 260-к/58-11 "О передаче недвижимого имущества"; решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.06.2012 по делу N А81-5510/2011, которым с федерального государственного бюджетного учреждения "17 пожарная часть технической службы Федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу" (правопредшественник ФАУ "ЦМТО ФПС по ЯНАО") в пользу ООО "Строймонтажпроект" взыскано неосновательное обогащение в размере стоимости такого пользования в 2009-2011 годах в сумме 1 080 000 руб.; постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012, которым решение по указанному делу оставлено в силе; актами осмотра земельного участка от 24.07.2013; постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 11.07.2015; актом проверки органом муниципального контроля N 10 от 13.02.2013; письмом АО "ЕРИЦ" от 02.03.2021 о поставке на объект по адресу: г. Лабытнанги, ул. Бованенко 6А с 01.01.2012 по 31.05.2012 тепловой энергии на основании государственного контракта теплоснабжения N 435-Т, заключенного с ГУ "Управление государственной противопожарной службы ЯНАО"; контрактами на поставку электроэнергии на территорию производственных баз в 2012 году, производственной базы по ул. Бованенко 6А в 2016, 2017 годах, заключенными между ПАО "Передвижная энергетика" и ФАУ "ЦМТО ФПС по ЯНАО" (его правопредшественником).
Как установлено судом первой инстанции, в настоящее время пользование объектами производственных баз ФАУ "ЦМТО ФПС по ЯНАО", ГКУ "Противопожарная служба ЯНАО" не осуществляется.
Доказательств, свидетельствующем об обратном не представлено.
Таким образом, поскольку в настоящее время договор аренды земельного участка от 28.04.2000 N ЯНО-Л-02-2020, заключенный между истцом и ООО "Строймонтажпроект", является действующим, доступ арендатора к земельному участку с кадастровым номером 89:09:030101:54 не ограничен, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ответственность за надлежащее состояние земельного участка с кадастровым номером 89:09:030101:54 в период действия договора аренды несет арендатор - ООО "Строймонтажпроект".
Следовательно, требование об освобождении земельного участка от мусора по иску Администрации обоснованно удовлетворено в отношении ООО "Строймонтажпроект".
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.04.2021 по делу N А81-6267/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6267/2020
Истец: Администрация города Лабытнанги
Ответчик: Государственное казённое учреждение "Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа", ООО "Строймонтажпроект", Следственное управление Следственного Комитета РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу, Следственное управление Следственного Комитета РФ по ЯНАО, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ"
Третье лицо: Арбитражный суд Свердловской области, Арбитражный суд Уральского округа, Восьмой арбитражный апелляционный суд, Главное управление МЧС по ЯНАО, ОАО "Тепло-Энергетик", Октябрьский районный суд, ПАО "Ростелеком", ПАО энергетики и электрификации "Передвижная энергетика", Чкаловский районный суд
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13841/2022
22.10.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6224/2021
09.07.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6911/2021
26.04.2021 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-6267/20