г. Москва |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А41-68526/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Пивоваровой Л.В.,Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колтан А.В.,
при участии в заседании:
от ИП Стрельченко Г. Э. - Думова А.А. по доверенности от 18.11.2020 года;
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ИП Стрельченко Г. Э. (ОГРНИП: 311774632701212, ИНН: 773465037108, Дата присвоения ОГРНИП: 23.11.2011) к Администрации городского округа Химки о взыскании, о признании
УСТАНОВИЛ:
ИП Стрельченко Г. Э. (далее - "Предприниматель", "заявитель") обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа Химки Московской области (далее - "Администрация", "заинтересованное лицо") N Р001- 2594274872-3709891 от 25.08.2020 г., обязании Администрации издать Постановление об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84 категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: "для размещения автостоянки") виду разрешенного использования "Хранение автотранспорта" (п. 2.7.1 Классификатора) и направить его в Управление Росрееестра по Московской области, обязании Управления Росрееестра по Московской области внести в ЕГРН изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2021 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 01.06.2021 по настоящему делу суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца требования искового заявления поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ИП Стрельченко Г. Э. заявил об отказе от части требований к Управлению Росреестра по Московской области, а именно в части обязать Управлению Росреестра по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84 (п.4 искового заявления).
Арбитражным апелляционным судом отказ истца от указанной части исковых требований принят, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц (ст. 49 АПК РФ). Производство по делу в данной части подлежит прекращению (п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ).
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что исковые требования с учетом принятого судом апелляционной инстанции частичного отказа от исковых требований, удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, заявитель владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 50:10:060109:84 площадью 2 697 кв. м на основании договора от 24.01.2012 N ЮА-15 (с учетом договора от 01.06.2013 N 7/13 о передаче прав и обязанностей, договора от 05.02.2016 N 1 о передаче прав и обязанностей), заключенного с администрацией.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.01.2017, видом разрешенного использования участка является "для размещения автостоянки"
ИП Стрельченко Г.Э. 15.11.2017 обратилась в адрес администрации с заявлением об установлении в качестве вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84 с "для размещения автостоянки" на "обслуживание автотранспорта".
Письмом от 22.12.2017 N Р001-2594274872-9348272 администрация ответила отказом, в котором сослалась на решение МВК от 08.12.2017 N 164-З. Арбитражный суд Московской области решением от 31.05.2018 по делу N А41-18635/18, оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.02.2019, признал незаконным решение Администрации, содержащееся в сообщении от 22.12.2017 N Р001- 2594274872-9348262, и обязал Администрацию издать постановление об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84 виду разрешенного использования "обслуживание автотранспорта" (пункт 4.9), указанному в Классификаторе.
Указанное решение суда не исполнено.
В связи с внесением изменений в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - "Классификатор"), Предприниматель обратилась в Администрацию с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84 категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: "для размещения автостоянки") виду разрешенного использования "Хранение автотранспорта" (п. 2.7.1 Классификатора).
Решением Администрации N Р001-2594274872-3709891 от 25.08.2020 г. в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что земельный участок не освоен, на земельном участке расположена автостоянка.
Исследовав письменные доказательства в материалах дела апелляционный суд приходит к выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Разрешенное использование земельного участка относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, подлежащим внесению в государственный кадастр недвижимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) включено положение о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как следует из представленного в материалы дела ГПЗУ земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84, он расположен в территориальной зоне Ж-2 - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540, вид разрешенного использования "Хранение автотранспорта" (код 2.7.1), предусматривает размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 4.9 (Служебные гаражи).
Разрешенное использование земельного участка "Служебные гаражи" предусматривает возможность размещения постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо.
Поскольку земельный участок находится к зоне Ж-2, что не предусматривает возможность его использования под размещение временных гаражей, хранения транспортных средств общего пользования, депо и т.п., суд приходит к выводу, что в данной зоне предусмотрен условно разрешенный вид использования земельного участка "Хранение автотранспорта".
Доводы представителя Администрации о том, что земельный участок не был предоставлен заявителю для целей строительства судом отклоняется, поскольку из представленного в материалы дела Акта выбора земельного участка (строительной площадки) для строительства, утвержденного постановлением Администрации N 881 от 13.07.2009 г. следует, что земельный участок был предоставлен для целей строительства на основании ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.), где заказчику рекомендовано разработать проект строительства, согласовать и утвердить его в установленном законом порядке.
Доводы Администрации о том, что Предприниматель болеет трех лет не использует земельный участок для целей строительства судом отклоняется, как не имеющий правового значения для рассмотрения спора о виде разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 5.1 и 6.1.1 Административного регламента предоставление государственной услуги "Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков", утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области N 15ВР-1514 "органом, ответственным за предоставление государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района Московской области, на территории которого расположен земельный участок", а так же результатом предоставления Государственной услуги является Решение о предоставлении Государственной услуги, которое оформляется в соответствии с приложением 1 к настоящему административному регламенту.
Согласно п.2 указанного приложения 1, после принятия решения Администрация в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области постановление для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка.
С учетом вышеуказанного, компетентным органом по принятию решения об изменении вида разрешенного использования является местная Администрация.
Учитывая изложенное выше, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что администрация незаконно отказала предпринимателю в принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84 виду разрешенного использования, указанному в классификаторе: "обслуживание автотранспорта".
Пунктом 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное выше, исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене по указанным ранее процессуальным основаниям.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ от иска в части требований к Управлению Росреестра по Московской области.
решение Арбитражного суда Московской области от 17.02.21 по делу N А41- 68526/20 отменить.
Производство по делу в части отказа от иска прекратить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Химки Московской области N Р001-2594274872-3709891 от 25.08.2020 г.
Обязать Администрацию городского округа Химки издать Постановление об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:060109:84 категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: "для размещения автостоянки") виду разрешенного использования "Хранение автотранспорта" (п. 2.7.1 Классификатора) и направить его в Управление Росрееестра по Московской области.
Взыскать с Администрации городского округа Химки в пользу Ип Стрельченко Г.Э. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Л.В.Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-68526/2020
Истец: Стрельченко Галина Эдвардовна
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, Администрация городского округа Химки Московской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ПО М. О.