06 июля 2021 г. |
Дело N А83-10121/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.07.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Лазарева С.Г., |
судей |
Карева А.Ю., Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 апреля 2021 года по делу N А83-10121/2020 по заявлению Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Общество с ограниченной ответственностью "Пансионат Азовский" о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Служба государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Госстройнадзор, заявитель), правопреемником которой является Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г.Севастополь (далее - Крымское УФАС России) о признании незаконным решения от 15.04.2020 по делу N 07/34-20.
Спор рассмотрен с участием Общества с ограниченной ответственностью "Пансионат Азовский" (далее - ООО "Пансионат Азовский"), привлеченного судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.04.2021 в удовлетворении заявленных требований Министерства отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что отказ в выдаче ООО "Пансионат Азовский" разрешения на строительство линейного объекта "Трасса напорной канализации пансионата "Азовский" является законным и обоснованным.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из представленных документов, 10.03.2020 ООО "Пансионат Азовский" обратился в Гостройнадзор с заявлением о выдаче разрешения на строительство линейного объекта "Трасса напорной канализации пансионата "Азовский".
Уведомлением от 23.03.2020 заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство от 16.03.2020 N 1/51/исх, мотивированное следующим:
1. в заявлении о выдаче разрешения на строительство не указаны сведения о проекте планировки и проекте межевания территории;
2. в заявлении о выдаче разрешения на строительство указаны кадастровые номера земельных участков не в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации "Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ";
3. документы, являющиеся приложением к заявлению, поданы не в соответствии с Административным регламентом предоставления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственной услуги по выдаче разрешения на строительство на территории Республики Крым утвержденным Приказом Службы от 26.06.2019 N 176-П. Документы подаются в копиях, заверенных заказчиком, а также с приложением скан-образа данных документов на электронном носителе (не приложены заверенные копии документов).
Дополнительно указано на отсутствие договора на вывоз грунта и строительных отходов на полигоны или площадки по складированию отходов по Поручению Главы Республики Крым N 1/01-32/2631 от 22.04.2019.
Кроме того, Госстройнадзор разъяснил, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Республики Крым от 15.09.2014 N 74-ЗРК "О размещении инженерных сооружений" (далее - Закон N 74-ЗРК) инженерные сооружения, которые размещаются на условиях публичных сервитутов, строятся без выдачи разрешения на строительство и эксплуатируются без разрешения на ввод в эксплуатацию, если названные сооружения не являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. Названные объекты не учитываются в государственном кадастре недвижимости, а права на них подлежат государственной регистрации (л.д.58 т.1).
Не согласившись с указанным Уведомлением об отказе, ООО "Пансионат Азовский" обратилось в Крымское УФАС России с жалобой на действия Госстройнадзора, совершенные в отношении юридического лица, являющегося субъектом градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в обоснование которой указывается на неправомерное указание о дополнительном информировании об отсутствии договора на вывоз грунта и строительных отходов на полигоны или площадки по складированию отходов, недопустимости указания кадастровых земельных участков не соответствующих приказу Министерства экономического развития, необходимости предоставления заверенных копий документов на бумажном носителе, а также на необходимость предоставления документации по планировки территории.
Кроме этого, ООО "Пансионат Азовский" считает несостоятельным ссылку Госстройнадзора относительно отсутствия необходимости получения разрешения на строительство инженерных сооружений, которые размещаются на условиях публичных сервитутов, поскольку Закон N 74-ЗРК не содержит норм, согласно которым является законодательством субъекта Российской федерации о градостроительной деятельности.
Рассмотрев поступившую жалобу и представленные материалы, решением Крымского УФАС России от 17.04.2020 по делу N 07/34-20, жалоба ООО "Пансионат Азовский" на действия Госстройнадзора, совершенные в отношении юридического лица, являющегося субъектом градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации признана обоснованной (л.д.45-48 т.1).
Мотивировочная часть указанного решения содержит указания на исключение доводов ООО "Пансионат Азовский" об отнесении линейного объекта к инженерным сооружениям, строительство которых осуществляется без выдачи разрешения на строительство, которые были оставлены без рассмотрения в силу отсутствия полномочий для разрешения данных вопросов.
При этом, исходя из разъяснений, изложенных в письме ФАС России от 23.04.2014 N АЦ/16109/14, относительно невозможности признания жалобы обоснованной в какой-либо части (или частично обоснованной), Комиссия Крымского УФАС России признала жалобу ООО "Пансионат Азовский" обоснованной.
Учитывая, что в ходе рассмотрения жалобы не выявлено фактов, влекущих нарушения прав и законных интересов заявителя жалобы при подаче заявления на выдачу разрешения на строительство, вопрос о выдаче предписания, комиссией Крымского УФАС России не рассматривалась.
Не согласившись с вышеуказанным решением Крымского УФАС России, Госстройнадзор обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ (далее - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством РФ), в части: а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства; б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства; в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений; г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Учитывая правовое регулирование установленных полномочий антимонопольного органа, предусмотренных статьей 23 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган и его территориальные управления наделены полномочиям на рассмотрение жалоб на действия в отношении юридического лица, являющегося субъектом градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 169 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), Служба государственного строительного надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
В силу части 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 N 1138 утверждены, в том числе, Процедуры, связанные с осуществлением строительства, реконструкции (применяются в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации), пунктом 79 которых предусмотрено предоставление разрешения на строительство.
Приказом Госстройнадзора от 26.06.2019 N 176-"П" утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство на территории Республики Крым, который определяет порядок и стандарт предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство на территории Республики Крым, особенности предоставления государственной услуги в электронном виде и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления.
Подпунктом 1 пункта 2.6.1 Административного регламента, заявителем, в соответствии с исчерпывающим перечнем документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, подлежит предоставить заявление о выдаче разрешения на строительство (Приложение N 1 к Административному регламенту) с приложением копии документа, удостоверяющего личность, документа, удостоверяющего полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель застройщика.
В заявлении, являющимся Приложением N 1 Административного регламента, в пункте 3.2 таблицы установлены требования об указании сведений о проекте планировки и проекте межевания территории, обязательные для заполнения.
Приложение 1 также содержит ссылки для заполнения документа, указанные в конце документа, в соответствии с которым в случае, если для заявленного случая строительства (реконструкции) объекта по действующему законодательству предоставление документа не требуется, либо застройщик не предоставляет какой-либо документ по иным основаниям, в соответствующем пункте заявления следует вписать слова "не требуется" или поставить прочерк.
Относительно доводов Госстройнадзора о том, что ООО "Пансионат Айвазовский" в заявлении не указаны сведения о проекте планировки и проекте межевания территории судом первой инстанции обоснованно установлено, что обществом правомерно в отношении таких сведений в п.3.2 не проставлен прочерк, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории" к таким объектам отнесены линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм.
В отношении диаметра линейного сооружения, в решении Крымского УФАС России установлено, что в заявлении (в пункте 6 таблицы в разделе "Иные показатели") и прилагаемых материалах указаны сведения о диаметре - 125х7,4 мм, в том числе в положительном заключении экспертизы "Трасса напорной канализации пансионата "Азовский", проведенной ООО "Проммаш тест" на странице 3 указаны "Сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства", где также указан диаметр - 125х7,4 мм (л.д.79-101 т.1).
С учетом изложенного, вывод Крымского УФАС России о необоснованности доводов Госстройнадзора относительно не указания в заявлении о выдаче разрешения на строительство сведений о проекте планировки и проекте межевания территории, является правомерным.
Кроме этого согласно части 2 статьи 11 Закона Республики Крым от 15.09.2014 N 74- ЗРК "О размещении инженерных сооружений" (далее - Закон N 74-ЗРК) не требуется предоставление градостроительных планов, проектов планировки и проектов межевания территории или иной градостроительной документации, равно как и правоустанавливающих документов на земельный участок.
Частью 1 статьи 1 Закона N 74-ЗРК предусмотрено, что под инженерными сооружениями, имеющими государственное или местное значение, в настоящем Законе понимаются водопроводы и водозаборы, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, линии электропередач, сооружения связи, линии теплоснабжения, канализация, объекты недропользования и им подобные сооружения, а также все прочие сооружения, неотрывно связанные с ними.
В части не указания ООО "Пансионат Айвазовский" в заявлении о выдаче разрешения на строительство кадастровых номеров земельных участков, комиссия Крымского УФАС России пришла к обоснованному выводу о допустимости отражения учетных номеров, поскольку на основании постановлений Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым N 301 от 30.07.2019 и Администрации Останинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым N 172 от 29.07.2019 в отношении соответствующих земельных участков установлены публичные сервитуты (л.д. 64-67 т.1).
Относительно отсутствия заверенных копий документов в качестве приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительство судом первой инстанции установлено и не отрицалось представителем Госстройнадзора, что необходимые документы, предусмотренные пунктом 2.6.1 Административного регламента, Обществом были предоставлены.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.10.1 Административного регламента исчерпывающим перечнем оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства является:
1) отсутствие документов, указанных в пункте 2.6.1 Административного регламента с учетом положений пункта 2.7.2;
2) несоответствие проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
3) несоответствие проектной документации требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
4) несоответствие проектной документации требованиям допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
5) несоответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
6) поступление от Государственного комитета по охране объектов культурного наследия Республики Крым заключения о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства.
Пунктом 2.8.1 Административного регламента установлено, что запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением настоящей государственной услуги.
Учитывая вышеизложенное, указание Госстройнадзора на необходимость предоставления договора на вывоз грунта и строительных отходов, как основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с данным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1064 "Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство", действующим на момент возникновения спорных правоотношений, принятым с учетом пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Однако возведение линейного объекта "Трасса напорной канализации пансионата "Азовский", т.е. объекта водоотведения, не относится к указанным категориям, и возможно только после получения соответствующего разрешения на строительство.
Кроме того, следует согласиться с выводом суда первой инстанции, что в нарушение принципа правовой определенности, Гостройнадзор, отказывая ООО "Пансионат Азовский" в выдаче разрешения на строительство, не классифицировал линейный объект планируемого строительства, как инженерное сооружение по критерию технической сложности, имея в распоряжении проектную документацию, результаты инженерных изысканий и заключение экспертизы.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что Комиссия Крымского УФАС России, с учетом подпункта "г" пункта 2 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, пришла к обоснованному выводу, что Гостройназором при направлении уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство ООО "Пансионат Айвазовский" допущены нарушения части 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого решения Крымского УФАС России, принятого антимонопольным органом в пределах его компетенции, соответствия положениям действующего законодательства, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований Госстройнадзора.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, принятого судом первой инстанции с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 апреля 2021 года по делу N А83-10121/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
С.Г. Лазарев |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10121/2020
Истец: СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: ООО "ПАНСИОНАТ АЗОВСКИЙ"