г. Саратов |
|
09 июля 2021 г. |
Дело N А57-20128/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, Ю.А. Комнатной,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 12 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 апреля 2021 года по делу N А57-20128/2020
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 12 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области,
Военная прокуратура Саратовского гарнизона
об отмене постановления от 24.09.2020 N 326 и прекращении производства по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 12 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - М.А. Каткова по доверенности от 28.12.2020 N 12, сроком по 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 12 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Учреждение) с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - административный орган, Инспекция) от 24.09.2020 N 326 и прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 апреля 2021 года требования общества удовлетворены частично. Постановление Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 24.09.2020 N 326 о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей на административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным атом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, прекратить производству по административному делу ввиду наличия обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что учреждением предпринимались меры для соблюдения правил и норм технической эксплуатации МКД, необходимые работы не могли быть выполнены ввиду отсутствия денежных средств и большого объема восстановительных работ, необходимых для выполнения поставленных задач. Вина Учреждения отсутствует. В рассматриваемом случае возможно применение положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание явился представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123,186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 12 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 апреля 2021 года по делу N А57-20128/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Военной прокуратурой Саратовского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проведенной проверки установлено, что Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на основании лицензии от 31.07.2017 N 064-000356, выданной Государственной жилищной инспекцией Саратовской области, а также договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 13.09.2017 N З-УЖФ-1, осуществляет управление общежитием, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Навашина, д. N 18 и общежитием, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Техническая, д. N 2.
По результатам проверки установлены нарушения лицензионных требований, выразившиеся в неисполнении обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, требований к деятельности по управлению многоквартирными домами, предусмотренными ч. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ, несоблюдении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - ПиН).
В доме по адресу: г. Саратов, ул. Навашина, д. 18, установлены нарушения норм закона и пунктов 4.1.6, 4.1.7, 4.2, 4.2.3.1, 4.6.1, 4.6.1.26, 4.6.4, 4.8.10, 3.2, 3.4, 5.2.22, 5.8.3, 5.6.2, 3.2.18, 3.1.1, 4.5, 5.2, 5.3, 5.8, 4.4, 4.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при эксплуатации общедомового имущества названного здания, а именно: локальные повреждения штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, частичное разрушение отмостки, неисправность внутридомовых электросетей в местах общего пользования, отсутствие запирающих устройств электрических этажных щитков, утечки в системе горячего водоснабжения, частичное затопление подвального помещения, частичная неисправность, износ кровельного покрытия, протечки, неисправность наружного водостока, разрушение конструкции крыльца, неисправность оконных блоков, рам лестничных клеток, отсутствует остекление лестничных клеток, повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, отсутствие тепловой изоляции трубопроводов в подвальных помещениях, нарушение герметичности трубопроводов внутренней системы канализации, отсутствие осветительных приборов на лестничных клетках в подъездах, наличие протечек, трещин и разрушений штукатурного и окрасочного слоя потолков, неисправность канализации, ветхость оконных блоков, частичные разрушения облицовки, штукатурного, фурнитурного или окрасочного слоев цоколя.
В доме по адресу: г. Саратов, ул. Техническая, д. 2, установлены нарушения норм закона и пунктов 4.2.1.7, 4.10.2.8, 4.6.1, 4.6.3, 4.8.10, 4.2, 4.2.1.3, 3.2.11, 4.8, 3.2, 3.4.1, 4.1.15, 4.6.1.26, 3.4, 5.6.2 Правил, при эксплуатации общедомового имущества названного здания, а именно: нарушение заделки межпанельных стыков, межблочных швов наружных стен, нарушение герметизации стыков наружных стен, неисправность кровельного покрытия, протечки, нарушение примыканий кровли к вертикальным поверхностям, разрушение конструкций крылец, повреждение конструкций входов, отсутствие самозакрывающихся устройств на дверях в осенне-зимний период, неисправность ограждений лестничных маршей и площадок, повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, захламленность лестничных маршей и площадок, утечки в системах инженерного оборудования в подвале здания, отсутствие тепловой изоляции трубопроводов в подвальном и чердачном помещениях дома, отсутствие осветительных приборов на лестничных клетках в подъездах дома.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что с момента передачи указанных выше объектов в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, текущий ремонт управляющей организацией не проводился.
14.08.2020 составлен акт инспекционной проверки.
26.08.2020 заместителем военного прокурора Саратовского гарнизона в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и направлено на рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области.
Государственной жилищной инспекцией Саратовской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 326 от 24.09.2020, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции исходил из доказанности факта административного правонарушения и вины Учреждения в его совершении, отсутствии процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности. При этом суд, с учетом обстоятельств дела, пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера административного штрафа до 125 000 рублей.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 13.19.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
На момент проверки Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации осуществляло управление общежитием, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Навашина, д. N 18 и общежитием, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Техническая, д. N 2 на основании лицензии от 31.07.2017 N 064-000356, выданной Государственной жилищной инспекцией Саратовской области, а также договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 13.09.2017 N З-УЖФ-1.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является лицом, ответственным за соблюдение лицензионных требований по управлению указанными домами.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 указанной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имуществ включаются 2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьёй 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором (пункт 42 Правил N 491).
По результатам проверки установлены нарушения лицензионных требований, выразившиеся в неисполнении обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, ч. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ, несоблюдении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - ПиН).
В доме по адресу: г. Саратов, ул. Навашина, д. 18, установлены нарушения норм закона и пунктов 4.1.6, 4.1.7, 4.2, 4.2.3.1, 4.6.1, 4.6.1.26, 4.6.4, 4.8.10, 3.2, 3.4, 5.2.22, 5.8.3, 5.6.2, 3.2.18, 3.1.1, 4.5, 5.2, 5.3, 5.8, 4.4, 4.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при эксплуатации общедомового имущества названного здания, а именно: локальные повреждения штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, частичное разрушение отмостки, неисправность внутридомовых электросетей в местах общего пользования, отсутствие запирающих устройств электрических этажных щитков, утечки в системе горячего водоснабжения, частичное затопление подвального помещения, частичная неисправность, износ кровельного покрытия, протечки, неисправность наружного водостока, разрушение конструкции крыльца, неисправность оконных блоков, рам лестничных клеток, отсутствует остекление лестничных клеток, повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, отсутствие тепловой изоляции трубопроводов в подвальных помещениях, нарушение герметичности трубопроводов внутренней системы канализации, отсутствие осветительных приборов на лестничных клетках в подъездах, наличие протечек, трещин и разрушений штукатурного и окрасочного слоя потолков, неисправность канализации, ветхость оконных блоков, частичные разрушения облицовки, штукатурного, фурнитурного или окрасочного слоев цоколя.
В доме по адресу: г. Саратов, ул. Техническая, д. 2, установлены нарушения норм закона и пунктов 4.2.1.7, 4.10.2.8, 4.6.1, 4.6.3, 4.8.10, 4.2, 4.2.1.3, 3.2.11, 4.8, 3.2, 3.4.1, 4.1.15, 4.6.1.26, 3.4, 5.6.2 Правил, при эксплуатации общедомового имущества названного здания, а именно: нарушение заделки межпанельных стыков, межблочных швов наружных стен, нарушение герметизации стыков наружных стен, неисправность кровельного покрытия, протечки, нарушение примыканий кровли к вертикальным поверхностям, разрушение конструкций крылец, повреждение конструкций входов, отсутствие самозакрывающихся устройств на дверях в осенне-зимний период, неисправность ограждений лестничных маршей и площадок, повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, захламленность лестничных маршей и площадок, утечки в системах инженерного оборудования в подвале здания, отсутствие тепловой изоляции трубопроводов в подвальном и чердачном помещениях дома, отсутствие осветительных приборов на лестничных клетках в подъездах дома.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что с момента передачи указанных выше объектов в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, текущий ремонт управляющей организацией не проводился.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее ПиН), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими (пункт 1.1).
В силу указанных ПиН наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы) (п. 3.2.11. ПиН).
Располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты (п. 3.2.18. ПиН).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак (п. 3.4.1. ПиН).
Не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования (п.4.1.15.ПиН)
Из содержания пункта 4.1.6. ПиН следует, что отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (п. 4.1.7. ПиН).
Стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности;воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов (п. 4.2.1.7. ПиН).
Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей (п. 4.2.1.3. ПиН).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (п. 4.2.3.1. ПиН).
При обслуживании крыш следует обеспечить: исправность системы водостока; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков; водосточные трубы следует прокладывать вертикально; стояки внутреннего водостока, проходящие в чердачном помещении, следует утеплять; водоприемные воронки должны быть оборудованы защитными решетками, установленными на прижимном кольце, и колпаками с дренирующим отверстием; водоприемные воронки должны регулярно очищаться от мусора и снега, а также промываться; достаточность и исправность тепловой изоляции всех трубопроводов, стояков и запорной арматуры.
Усиление тепловой изоляции трубопроводов и стояков систем горячего водоснабжения и центрального отопления следует выполнять эффективным теплоизоляционным материалом (п. 4.6.1.26. ПиН).
Приклейка гидроизоляционных слоев к основанию и оклейка их между собой должна быть прочной, отслоение рулонных материалов не допускается, поверхность кровли должна быть ровной, без вмятин, прогибов и воздушных мешков и иметь защитный слой с втопленным мелким гравием или крупнозернистым песком или окраска светлого тона. Рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам должен иметь механическое закрепление с устройством фартука с промазкой его примыкания герметиком, армированной стеклотканью и т.п.
Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли (п. 4.6.3.3. ПиН).
Входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м (п. 4.8.10 ПиН)
Предельное рабочее давление для систем отопления с чугунными отопительными приборами следует принимать 0,6 МПа (6 кгс/см2), со стальными - 1,0 МПа (10 кгс/см2). (п. 5.2.2.ПиН)
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома (п. 5.6.2 ПиН).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
Пунктом 2 Минимального перечня предусмотрено, что работы, выполняемые в зданиях с подвалами: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества принятых в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России домов должен обеспечивать соблюдение требований установленных названными нормативными актами и содержать весь спектр мероприятий, направленных на устранение имеющихся недостатков в содержании общего имущества жилых домов.
Выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о том, что качество услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества жителям домов не соответствует установленным Правительством Российской Федерации Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме - нарушение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Возложенные на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России договором управления обязанности должным образом не исполняются, тем самым, требования части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации не соблюдены.
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушены лицензионные требования, установленные подпунктом "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательства, подтверждающие принятие ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательства отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, не представлены.
Апелляционная коллегия признаёт верными выводы административного органа и суда первой инстанции о доказанности вины Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выступает как специализированная организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, в качестве своей основной предпринимательской деятельности обязана за плату содержать общее имущество в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Работы, необходимость проведения которых предусмотрена Минимальным перечнем, являются работами текущего характера и входят в круг непосредственных обязанностей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что необходимые работы не могли быть выполнены ввиду отсутствия денежных средств и большого объема восстановительных работ, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В силу статьи 39 ЖК РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Таким образом, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, направлены исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности.
Процедура привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции. Существенных нарушений не допущено.
Согласно доводам апелляционной жалобы Апеллянт полагает возможным признать вменённое правонарушение малозначительным согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Вышеуказанная норма не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
При этом необходимо учитывать, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Состав административного правонарушения, указанный в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Кроме того, совершенное Учреждением правонарушение посягает на права граждан на охрану жизни и здоровья, а также на благоприятные и безопасные условия проживания.
Учреждением не привело достаточных доказательств исключительности рассматриваемого случая и возможности освобождения его от административного наказания. Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ
Санкция ч. 2 ст.14.1.3 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от 250 000 до 300 000 рублей.
Административным органом назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Снижение размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом административного органа и суда, которое реализуется ими в случае установления исключительных обстоятельств совершения правонарушения.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания, суд первой инстанции, с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к ответственности, конституционный принцип соразмерности административного наказания, руководствуясь указанными выше положениями КоАП РФ, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, установил основания для снижения назначенного административным органом административного штрафа в два раза до 125 000 руб.
При снижении размера административного штрафа судом первой инстанции учтено финансовое положение Учреждения.
Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, размер которого снижен судом первой инстанции до половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 апреля 2021 года по делу N А57-20128/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20128/2020
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ "ЦЖКУ" МО РФ, ФГБУ "Центральное ЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N 12 филиала "Центральное ЖКУ" Министерство обороны российской Федерации, ФГБУ Жилищно-коммунальная служба N12г.Саратов филиала "ЦЖКУ" МО РФпо Центральному военному округу
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Государственная жилищная инспекция СО
Третье лицо: Военная Прокуратура Саратовского гарнизона