г. Саратов |
|
09 июля 2021 г. |
Дело N А57-21468/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 мая 2021 года по делу N А57-21468/2020
по заявлению Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д.4; 410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 135/144)
о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 03.08.2020 N 1368,
заинтересованные лица:
Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003,410031, г. Саратов, ул. первомайская, д. 78),
Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (4100025, г. Саратов, Бабушкин Взвоз, д. 1),
Комитет по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860,410012, г. Саратов, Театральная площадь, д. 7),
при участии в судебном заседании:
представителя Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" - Ефремовой А.А., действующей на основании доверенности от 25.12.2020 N П12-06/072, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя Комитета по управлению имуществом города Саратова - Михайлина К.В., действующего на основании доверенности от 08.02.2021 N 18-05/215, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ПАО "МТС", заявитель, Общество) с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация) от 03.08.2020 N 1368 об отказе в использовании земель площадью 25 кв.м. в кадастровом квартале 64:48:020519, адресный ориентир: Саратовская область, г.Саратов, в 175 м на северо-запад от ориентира ул. Увекская, д. 149, для размещения антенно-мачтового сооружения связи сроком на 10 лет; об обязании Администрации выдать разрешение на использование земель площадью 25 кв.м. в кадастровом квартале 64:48:020519, адресный ориентир: Саратовская область, г. Саратов, в 175 м на северо-запад от ориентира ул. Увекская, д. 149, для размещения антенно-мачтового сооружения связи сроком на 10 лет.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова
Решением от 23 мая 2021 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ПАО "МТС" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Комитет по управлению имуществом города Саратова считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 08.06.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.07.2020 ПАО "МТС" обратилось в Комитет по управлению имуществом города Саратова с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка ориентировочной площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, в 175 м на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Саратовская область, г. Саратов, ул. Увекская 149, согласно прилагаемой схеме границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в целях размещения антенно-мачтового сооружения связи, являющегося объектом капитального строительства, проектной документацией которой предусмотрены характеристики, как высота до 32 метров и заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли до 4 метров, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (пункт 11), для предоставления услуг подвижной радиотелефонной связи. Предполагаемый срок использования земель или земельного участка - 10 лет.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 03.08.2020 N 1368 ПАО "МТС" было отказано в использовании земель площадью 25 кв.м. в кадастровом квартале 64:48:020519, адресный ориентир: г. Саратов, в 175 м на северо-запад от ориентира, ул. Увекская 149, для размещения антенно-мачтового сооружения связи сроком на 10 лет поскольку:
- размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
- в заявлении указан предполагаемый к размещению объект, не предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов". Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предполагаемый заявителем к размещению объект является объектом капитального строительства, исключенным из числа особо опасных и технически сложных объектов, для возведения которых требуется разрешение на строительство. Объекты, включенные в пункт 11 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, представляют собой некапитальные сооружения, т.е. объекты, для которых не требуется получения разрешения на строительство, предназначенные для технологического присоединения объектов капительного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Предусмотренный главой V.6 ЗК РФ порядок использования земельных участков не предусматривает возможность размещения в указанном порядке объектов капительного строительства.
Не согласившись с постановлением Администрации от 03.08.2020 N 1368, ПАО "МТС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что постановление Администрации является законным и обоснованным, права заявителя не нарушены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконным решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух условий: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в частности в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (ред. от 12.11.2020) "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" допускается размещение без предоставления земельных участков линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 статьи 51 указанного Кодекса.
Согласно пункту 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Как следует из заявления Общества, ПАО "МТС" просило выдать разрешение на использование земельного участка ориентировочной площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, в 175 м на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Саратовская область, г. Саратов, ул. Увекская 149, согласно прилагаемой схеме границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории в целях размещения антенно-мачтового сооружения связи, являющегося объектом капитального строительства, проектной документацией которой предусмотрены характеристики, как высота до 32 метров и заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли до 4 метров, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (пункт 11).
Таким образом, по заявленным характеристикам для разрешения указанного объекта не требуется разрешение на строительство.
Однако при этом в заявлении указана цель использование земельного участка - размещение антенно-мачтового сооружения связи, являющегося объектом капитального строительства.
Как обоснованно указывает Комитет по управлению имуществом города Саратова, Администрация муниципального образования "Город Саратов" не вправе за заявителя давать оценку объекту, желаемому к размещению на земельном участке.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27.02.2015 N 79-П утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Положение от 27.02.2015 N 79-П).
В силу пункта 7 Положения от 27.02.2015 N 79-П размещаемые объекты должны соответствовать документам территориального планирования соответствующего муниципального образования области.
На основании пункта 9 Положения от 27.02.2015 N 79-П решение об отказе в использовании земель или земельного участка принимается в случае если: размещение объектов (объекта) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; размещаемые объекты (объект) не соответствуют утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования области.
Размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитута не является произвольным.
Использование земельного участка, находящегося в публичной собственности, без его предоставления и установления сервитута возможно для размещения объектов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, при этом размещение таких объектов имеет срочный характер и определяется исходя из цели размещения объекта.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок частично расположен в территориях общего пользования, частично в зоне Р-4 (зона рекреационно-ландшафтного назначения) и занят зелеными насаждениями (т.2, л.д. 27-31, 57).
Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Саратовской городской Думы от 27.05.2010 N 51-606 утверждено Положение об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов" (далее - Положение от 27.05.2010 N 51-606), которое определяет использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, муниципального образования "Город Саратов", находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, основанное на принципах законности, эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения от 27.05.2010 N 51-606 приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению.
В силу пункта 1.5 Положения от 27.05.2010 N 51-606 земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, тротуарами, скверами, аллеями, пешеходными зонами, парками и другими подобными территориями, приватизации не подлежат и не могут быть использованы для размещения объектов торговли, в том числе нестационарных, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Положения.
Согласно пункту 1.7 Положения от 27.05.2010 N 51-606 использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается для размещения: клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий; детских игровых площадок; площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО; остановочных пунктов общественного транспорта; памятников, мемориалов, скульптурных композиций, малых архитектурных форм; ярмарок, организуемых органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов"; рекламных конструкций в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; нестационарных торговых объектов, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов; некапитальных объектов, используемых для спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, проводимых в порядке, определяемом администрацией муниципального образования "Город Саратов"; объектов систем коммунальной инфраструктуры (за исключением объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов), линий связи; опор путепроводов; лестничных и пандусных сходов подземных и надземных пешеходных переходов; павильонов остановочных пунктов общественного транспорта; объектов транспортной инфраструктуры (площадок для отстоя и закольцовывания общественного транспорта, разворотных площадок, площадок для размещения диспетчерских пунктов); автомобильных стоянок для временного и постоянного хранения автомобилей при их вместимости менее 300 машиномест.
Пунктом 1.8 Положения от 27.05.2010 N 51-606 предусмотрено, что при использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, должны соблюдаться, в том числе следующие условия: сохранение имеющихся на земельном участке зеленых насаждений и обеспечение ухода за ними; выполнение Правил благоустройства на территории муниципального образования "Город Саратов".
Как указывалось выше, приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению.
В соответствии с пунктом 1.7 Положения от 27.05.2010 N 51-606 использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, допускается для размещения исключительно линий связи, а не сооружений связи, как истребует в своем заявлении заявитель, указывая на цель размещения - антенно-мачтового сооружения связи, являющегося объектом капитального строительства.
На основании изложенного, размещение указанного заявителем объекта согласно прилагаемой схеме границ предполагаемых к использованию земель не предусмотрено Положением от 27.05.2010 N 51-606 и приведет к невозможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с его разрешенным видом использования.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановлением принято Администрацией в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы судебной коллегией, но подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 мая 2021 года по делу N А57-21468/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21468/2020
Истец: ПАО МТС
Ответчик: Администрация МО Город Саратов, Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации МО Город Саратов, Комитет по управлению имуществом администрации МО Город Саратов