г. Саратов |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А57-33855/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 апреля 2021 года по делу N А57-33855/2020
по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (ОГРН 1136455002507, ИНН: 6455059390)
к обществу с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн" (ОГРН 1106450005078, ИНН 6452948289)
о взыскании доначисленной арендной платы за период 1-3 кв. 2020 г. в размере 226 125,29 руб.
при участии в судебном заседании:
- представитель Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области - Дюнова Е.А., действующий на основании доверенности N 125 от 13.01.2021,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, ОГРН 1136455002507 с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн", ИНН 6452948289 о взыскании доначисленной арендной платы за период 1-3 кв. 2020 г. в размере 226 125,29 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 апреля 2021 года по делу N А57-33855/2020 с общества с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн", ИНН 6452948289 в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, ОГРН 1136455002507 взыскана доначисленная арендная плата по договору аренды лесного участка N 298/Р от 06.04.2015 за период 1-3 кв. 2020 г. в размере 226 125,29 руб.
С общества с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн", ИНН 6452948289 в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере 7 523 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В обоснование доводов апелляционной жалобы положены доводы о том, что размер арендной платы по использованию лесного участка определен по результатам аукциона и на основании договора, основания, предусмотренные ч.2 ст. 74.1 ЛК РФ для изменения условий договора аренды в части размера арендной платы исходя из применения иного коэффициента индексации отсутствуют.
В порядке ст. 82 АПК РФ ООО "Марин Газ Дизайн" заявлено ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы по делу.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области поддержал позицию по делу, полагал, что отсутствуют законные основания для назначения землеустроительной экспертизы по делу.
Ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы по делу отклонено судом апелляционной инстанции.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн" в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Саратовской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн" был заключен договор аренды лесного участка от 06.04.2015 N 298/Р (далее - Договор).
Согласно п. 2 Договора ответчик получил в аренду лесной участок площадью 9,4 га, имеющий местоположение: Саратовская область, Воскресенский район, Усовское лесничество, Усовское участковое лесничество, квартал 120, части выдела 2, выдел 3, кадастровый номер 64:09:120201:402, категория земель - земли лесного фонда.
На основании положений ст. 164, ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Договор прошел государственную регистрацию права аренды лесного участка, о чем свидетельствует штамп Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 20.05.2015 года за номером 64-64/008-64/008//007/2015-358/1 на Договоре.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
Актом N 35/2019 от 29.11.2019 плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Саратовской области и должностных лиц органа государственной власти Саратовской области и п. 13 предписания Рослесхоза от 30.12.2019 N 35/2019 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Саратовской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" министерству предписано обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, уведомление арендаторов об изменении размера арендной платы и о сумме, подлежащей уплате (неприменение повышающего коэффициента в отношении защитных лесов (кроме лесопарковых зон, зеленых зон); неприменение поправочных коэффициентов в отношении противоэрозионных лесов, лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, лесопарковых зон городов и населенных пунктов численностью до 50 тыс. человек, от 50 тыс. до 250 тыс. человек, от 250 тыс. до 1 млн. человек; неприменение наибольшей ставки платы для лесных культур; неприменение удваивающего коэффициента для лесных участков с крутизной склона свыше 20 градусов; занижение повышающего коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования; неверное начисление арендной платы; неверное применение понижающих коэффициентов; в отношении прудов, полян, песков, солонцов, выгонов, оврагов, озер, вод, крутых склонов, противопожарных разрывов, ЛЭП, газопроводов, нефтепроводов, щебенников, карьеров, сенокосов и прочих нелесных земель 5988,11 тыс. рублей), доначисление платы по договорам купли-продажи лесных насаждений в сумме 6,54 тыс. рублей (неприменение поправочных коэффициентов 1 и 1,05 при проведении сплошных рубок с учетом ликвидного запаса древесины от 100,1 до 150,0 куб.м. и от 150,1 куб.м. на 1 га), а также пени в размере 11,72 тыс. руб.
Согласно акта N 35/2019 от 29.11.2019 ошибками при расчете арендной платы явилось неприменение повышенного коэффициента в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон), занижение повышенного коэффициента учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, необоснованное применение пониженного коэффициента в отношении площади лесного участка, переданного в результате переуступки прав и обязанностей, предусмотренных примечанием к таблице 11 Постановления N 310.
Необходимость осуществления перерасчета арендной платы вызвана тем, что проверкой Рослесхоза были выявлены факты неверного расчета арендной платы по ряду договоров аренды лесных участков. По договору аренды лесного участка N 298/Р от 06.04.2015 при расчете арендной платы неверно начислялась арендная плата по договору аренды лесного участка, не верно применен коэффициент. Необходимо применять коэффициент 3, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 1 до 2 километров включительно (таблица 11.11 акта проверки).
Перерасчёт суммы платы по договору аренды лесного участка N 298/Р от 06.04.2015 за период 1-2 кв. 2020 года произведен в размере 150 140,23 руб., за 3 кв. 2020 года в размере 75 985,06 руб.
На основании вышеуказанных требований министерство направило в адрес ответчика письмо (претензия) от 19.08.2020 N 489 о перерасчете арендной платы по договору с предложением произвести оплату доначисленной суммы в федеральный бюджет РФ. Однако ответа в адрес министерства от ответчика не поступило.
Данные обстоятельства послужили основанием к обращению Министерства в Арбитражный суд Саратовской области с вышеприведенными исковыми требованиями.
Удовлетворяя иск, Арбитражный суд Саратовской области пришел к выводу, что изменение размера арендной платы в результате применения правильного коэффициента - 3 вместо ошибочно примененного 0,5 не является изменением условия договора о размере арендной платы по смыслу пункта 3 статьи 614 ГК РФ. Применение коэффициента 0,5 привело к занижению размера арендной платы, подлежащей внесению в бюджет. В данном случае сумма перерасчета арендной платы представляет собой доначисленную арендную плату за аренду лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, учитывая, что при осуществлении деятельности на лесном участке применяется коэффициент 3, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 1 до 2 километров с учетом естественного рельефа местности и плотности лесных насаждений с целью сделать доступ к участку, предоставленному для осуществления рекреационной деятельности более удобным и комфортным, в рассматриваемом случае при исчислении арендной платы применение коэффициента 3 правомерно.
Вывод суда является правильным и переоценке по доводам апелляционной жалобы не подлежит в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
В силу пункта 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Из приведенных нормативных положений следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Как следует из материалов дела, спорный договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 4 протокола N 2 об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.03.2015 была сформирована окончательная цена предмета аукциона 31796, 21 руб.
В соответствии с п.5 договора аренды лесного участка N 298/Р от 06.04.2015 размер арендной платы определяется на основе действующих на территории Саратовской области ставок платы за единицу площади лесного участка с учетом коэффициента индексации.
Пунктом 7 договора предусмотрено, что размер арендной подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Предъявленная к взысканию сумма представляет собой недоплаченную за период действия договора ответчиком арендную плату в связи с ошибкой истца при определении размера арендной платы ввиду неприменения повышающего коэффициента.
Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) проведена проверка исполнения органами государственной власти Саратовской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, по результатам проведения которой был составлен акт от 29.11.2019 N 35/2019. При проверке правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков для рекреационной деятельности выявлено неправильное начисление арендной платы по договору N 298/Р от 06.04.2015. В акте проверки отражено, что ошибками при расчете арендной платы явилось занижение коэффициентов, учитывающих приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, предусмотренных Постановлением N 310, а именно: нарушение пункта "б" приложения к таблице 11 Постановления N 310 (коэффициент 3 от 1 до 2 км).
В результате измерений приближенность составляет от 1 до 2 км, а не свыше 3 км, следовательно, подлежит применению коэффициент 3, а не 0,5 в расчете арендной платы, в связи с чем, министерство произвело перерасчет арендной платы с применением коэффициента 3 за спорный период 1-3 кварталы 2020 года на общую сумму 226 125,29 руб.
Занижение коэффициентов, учитывающих приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, предусмотренных Постановлением N 310, а именно: нарушение пункта "б" приложения к таблице 11 Постановления N 310 (коэффициент 3 от 1 до 2 км) в суде апелляционной инстанции нашло свое подтверждение при обозрении распечатки из публичной кадастровой карты на лесной участок, в связи с чем судебная коллегия не усмотрела законных оснований для на назначения по делу судебной землеустроительной экспертизы.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
С учетом установленных по делу обстоятельств и принимая во внимание, что в данном случае арендная плата по договору аренды от N 298/Р от 06.04.2015 является нормативно регулируемой и должна определяться в соответствии с Постановлением N 310, судом сделан правильный вывод о том, что в данном случае в отношении арендуемого ответчиком лесного участка должен применяться коэффициент приближенности участка к дорогам общего пользования в размере 3 вне зависимости от согласования сторонами иного значения данного коэффициента.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что применение коэффициента 0,5 при заключении договора аренды привело к занижению размере арендной платы, подлежащей взысканию в бюджет, а потому имелись правовые основания для удовлетворения иска.
Утверждение ответчика об отсутствии предусмотренных законом оснований для изменения (увеличения) арендной платы противоречит материалам дела и не учитывает регулируемый характер арендных ставок за использование лесных участков.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 апреля 2021 года по делу N А57-33855/2020 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - общество с ограниченной ответственностью "Марин Газ Дизайн".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 апреля 2021 года по делу N А57-33855/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-33855/2020
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии СО
Ответчик: ООО "Марин Газ Дизайн"