г. Самара |
|
09 июля 2021 г. |
дело N А65-4400/2021 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лига-Фарм" на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 мая 2021 года, принятого в порядке упрощенного производства по делу N А65-4400/2021 (судья Гиззятов Т.Р.).
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лига-Фарм" (ОГРН 1111690087607, ИНН 1657111870)
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лига-Фарм" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.01.2021 в размере 108 123,94 руб. долга, неустойки в размере 16 019,44 руб.
Решением в виде резолютивной части от 03.05.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном размере. Мотивированное решение изготовлено 19.05.2021
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в нарушение подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" истец не представил лицензию на транспортирование отходов I-IV классов опасности.
Также истец не представил доказательства, подтверждающие факт оказания услуг в данный период.
Односторонние акты не могут являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт оказания услуг, так как иных предусмотренных действующим законодательством доказательств истец не предоставил. Суд не дал оценки доводам ответчика. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
01.01.2019 между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор N 1657111870/1 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому истец обязуется принять твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствие с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплатить услуги Регионального оператора по цене, определённой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
В пункте 4 договора стороны установили дату начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019.
С учетом представленных ответчиком данных (указанных в заявке) в приложении N 1, приложении N 2 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами стороны определили объемы оказываемых услуг, места сбора и накопления ТКО, а также размер ежемесячной платы за оказанные услуги по обращению с ТКО.
В пункте 5 договора стороны предусмотрели, что под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 439,03 руб. (в том числе НДС) за 1 м3.
Пунктом 21 договора стороны согласовали производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
За период с 01.01.2019 по 31.01.2021 стоимость оказанных услуг составила 108 123,94 руб., что подтверждено актами оказанных услуг по обращению с ТКО, составленными с использованием указанных в приложении N 1, N 2 к договору данных об объеме накопления отходов, а также исходя из норматива накопления отходов, определенного в соответствии с Постановлением КМ РТ от 12.12.2016 N 922 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан" и тарифов, утвержденного Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 10-190/кс от 19.12.2018 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2019 год", Постановлением КМ РТ от 19.12.2019 N11-55/тко. "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы".
Истец направил акты оказанных услуг в адрес ответчика в электронном виде в соответствии с пунктом 10 договора, которым стороны признали юридическую силу всех полученных или отправленных электронных документов.
Согласно пункту 9 договора, потребитель вправе самостоятельно получить у регионального оператора акт оказанных услуг и до 10 числа месяца, следующего за расчетным, возвратить надлежаще оформленный со своей стороны, а именно подписанный уполномоченным лицом и скрепленный печатью (при ее наличии) акт оказанных услуг Региональному оператору, либо предоставить мотивированный письменный отказ от его подписания. В случае, если в течение срока, указанного в данном пункте настоящего договора, акт оказанных услуг не будет подписан потребителем, и потребитель не представит в письменной форме мотивированный отказ от его подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объёме.
Ответчик оказанные истцом услуги не оплатил, претензию истца оставил без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Федеральный закон N 89-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства"признано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (протокол N 270818/2342676/03 от 25.09.2018 г.).
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услугу регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (Правила N 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления поселений или городских округов. Нормативы могут устанавливаться дифференцировано в отношении муниципальных образований, зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц, а также категорий объектов, на которых образуются отходы.
Приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В Республике Татарстан выполнены работы по определению нормативов накопления и образования ТКО, определению морфологического и фракционного состава ТКО от жилищного фонда и категорий предприятий различного рода деятельности. На основании результатов инструментальных замеров вычислены массы и объемы образования отходов от населения и хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.12.2016 г. N 922 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан" (далее - Постановление КМ РТ N 922) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов как от объектов жилищного фонда Республики Татарстан, так и от объектов различных категорий на территории Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 1.2 Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Татарстан, утвержденной Постановлением КМ РТ от 14.05.2019 N 391, норматив накопления ТКО - это среднее количество ТКО, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в гостинице, общежитии и т.д.;
1 кв. метр торговой площади - для магазинов, складов и т.д.) в единицу времени (сутки, месяц, сезон, год). Нормативы накопления ТКО определяют в единицах массы (кг) и объема (л, куб. метр).
При проведении инструментальных замеров и, впоследствии, определении нормативов использовалось много факторов, начиная от сезонности, и заканчивая категорией объекта.
Единицей времени, согласно Постановлению КМ РТ N 922, является год. Норматив, рассчитанный по категориям объектов, является усредненным, среднегодовым, включающим в себя рабочие и нерабочие дни, дни нахождения в отпуске, декретном отпуске, больничные и т.д., в т.ч. все возможные факторы форс-мажора.
При этом, оплата услуг по нормативу подразумевает под собой фактически абонентскую плату - то есть размер оплаты не зависит от количества оказанной услуги, объем вывезенных ТКО в определенный месяц может быть меньше норматива, а в следующем в несколько раз больше, однако данное обстоятельство не повлияет на размер платы потребителя.
Пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов"(далее -Правила коммерческого учета N505).
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Положениями статьи 781 ГК РФ предусмотрена обязанность заказчика по оплате оказанных ему услуг в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из содержания пункта 6 договора, что потребитель - ответчик оплачивает оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца следующего за месяцем, в котором оказана услуга обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 5 договора стороны предусмотрели, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 439,03 руб. (в том числе НДС) за 1 м3.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные истцом акты оказанных услуг, суд первой инстанции правомерно признал их надлежащими доказательствами по делу, подтверждающими факт оказания услуг и их стоимость.
Указанные акты направлены ответчику надлежащим образом, в соответствии с пунктом 10 договора.
Полученные документы ответчиком не подписаны и не возвращены в адрес истца, в тоже время претензия относительно качества оказанных услуг в спорный период не заявлено.
Ответчиком не представлено доказательств уведомления регионального оператора и составления акта нарушения. В свою очередь ответчик в случае выявления недостатков услуг вправе требовать их устранения.
Доказательств наличия у ответчика мотивированных и обоснованных возражений об отказе в приемке оказанных услуг и подписания актов истцу на сумму исковых требований в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал доводы ответчика об отказе от подписания актов оказанных услуг необоснованными, а заявленное требование о взыскании задолженности в размере 108 123, 94 руб. за период с 01.01.2019 по 30.01.2021 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Также истец предъявил к взысканию пени за период с 13.05.2019 по 26.02.2021 в сумме 16 019,44 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 и частью 1 статьи 333 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В договоре стороны согласовали размер ответственности, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, (пункты 31,32 договора).
Поскольку материалами дела подтвержден факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате оказанных истцом услуг, суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании неустойки обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд учел, что размер неустойки согласован сторонами в договоре, ответчик об уменьшении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ не заявил
При указанных обстоятельствах, требование истца о взыскании с ответчика неустойки в размере 16 019,44 судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что доказательств оказания услуг истцом не представлено, отклонятся как необоснованный. Обстоятельства оказания услуг исследованы судом первой инстанции, суд установил, что истец оказал услуги в соответствии с условиями договора и направил в адрес ответчика акты, которые ответчик не подписал, вместе с тем мотивированный отказ от подписания актов в адрес истца не направил, в связи с чем услуги считаются оказанными и принятыми ответчиком.
Довод ответчика об отсутствии у истца лицензии на осуществление транспортирования отходов I-IV классов опасности ответчиком в суде первой инстанции не приводился, в связи с чем, судом первой инстанции не исследовался.
Согласно части 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 8.12.7 пункта 8.12 документации об отборе для подтверждения заявленных значений по критериям конкурса заявитель должен предоставить, в том числе сведения о лицензиях на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности, выданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, у которых работник заявителя получал стаж.
По результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан истец признан региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (протокол N 270818/2342676/06 от 25.09.2018), в связи с чем соответствовал требованиям Федерального закона N89-ФЗ.
Доказательств отсутствия лицензии у истца на момент заключения договора ответчик не представил.
Действующая лицензия N 16-00440/П от 26.08.2020 размещена на официальном сайте истца.
Ответчик представил отзыв на возражения ответчика на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что жалоба подана не истцом, а ответчиком, указанные в отзыве возражения истца в суд апелляционной инстанции не поступали, в связи с чем, доводам приведенным в указанном отзыве суд апелляционной инстанции оценку не дает.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-4400/2021 (резолютивная часть от 03 мая 2021 года, мотивированное решение от 19 мая 2021 года), принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лига-Фарм" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4400/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: ООО "Лига-Фарм", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд