г. Самара |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А55-28357/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 08 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Драгоценновой И.С., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу администрации г.о.Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2021 по делу N А55-28357/2020 (судья Степанова М.К.), принятое по исковому заявлению администрации г.о.Тольятти к Управлению Росреестра по Самарской области, к Министерству финансов Российской Федерации, к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Росреестр), о взыскании денежных средств,
с участием в судебном заседании:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Тольятти (далее - администрация г.о.Тольятти, истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Росреестр) (далее - ответчики), о взыскании денежных средств в размере 485000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2021 по делу N А55-28357/2020 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, администрация г.о.Тольятти подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым исковые требования администрации г.о. Тольятти удовлетворить в полном объеме.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Росреестр) апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Управление считает требование администрации г.о.Тольятти о зачислении сумм административных штрафов, наложенных Управлением Росреестра по Самарской области в результате рассмотрения поступившей информации о признаках наличия нарушений требований земельного законодательства, выявленных при проведении плановых (рейдовых) осмотров (обследований), необоснованным и противоречащим положениям статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил взаимодействия.
Также отмечает, что административный штраф, наложенный постановлением от 18.05.2020 N 145/2020, не оплачен.
Администрация г.о.Тольятти в возражениях на отзыв ссылается на то, что между истцом и ответчиками применительно к обстоятельствам настоящего дела отсутствуют имущественные отношениям, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговые и другие финансовые и административные.
Суть заявленных требований заключается в том, что по мнению администрации г.о.Тольятти Управление Росреестра по Самарской области без наличия к тому оснований в постановлениях о назначении административных наказаниях указало свои реквизиты для зачисления сумм административных штрафов в федеральный бюджет, что лишило возможности поступления соответствующих сумм в местный бюджет.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, администрация г.о.Тольятти в обоснование исковых требований ссылается на проведенные сотрудниками администрации г.о.Тольятти при осуществлении муниципального земельного контроля мероприятия, в ходе которых были выявлены административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.1, 8.8, 7.34 КоАП РФ, зафиксированные в актах по результатам проведения мероприятий по контролю от 04.03.2020 N 9-46, от 20.03.2020 N 1-25, от 31.01.2020 N 1-7 соответственно.
20 мая 2020 года, 18 мая 2020 года, 16 марта 2020 года по результатам рассмотрения выявленных сотрудниками администрации г.о.Тольятти административных правонарушений главным государственным инспектором в городском округе Тольятти и муниципальном районе Ставропольский по использованию и охране земель вынесены постановления о назначении административных наказаний N 151/2020, N 145/2020, N 65/2020, в соответствии с которыми назначены административные штрафы в размере 5000 руб., 460000 руб. и 20000 руб. соответственно.
Администрация г.о.Тольятти ссылаясь на положения части 5 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) указывает на направленные в адрес управления соответствующие реквизиты для обеспечения зачисления в бюджет г.о.Тольятти сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, выявленные должностными лицами муниципального земельного контроля.
Однако, в выше указанных постановлениях о назначении административных наказаний отражены реквизиты управления, что лишило администрацию г.о.Тольятти возможности получения соответствующих сумм административных штрафов.
В целях урегулирования возникшей ситуации администрация г.о.Тольятти в письме от 28.08.2020 N 7293/1 в досудебном порядке предложила ответчику (Управлению Росреестра по Самарской области) перечислить назначенные суммы штрафов на расчетный счет истца.
25.09.2020 письмом N 11-8958-1 Управление Росреестра по Самарской области в удовлетворении претензии отказало по мотивам того, что, по его мнению, суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет городского округа Тольятти только в случае выявления административных правонарушений при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю в форме проверки.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения администрации г.о.Тольятти в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании соответствующих денежных средств.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Управление Росреестра по Самарской области как территориальный орган Росреестра является администратором доходов бюджета, в полномочия которого в соответствии с п.2 ст. 160.1 БК РФ входит, в том числе, начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; предоставление информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В указанных постановлениях должностным лицом управления были указаны реквизиты для перечисления лицами, привлеченными к административной ответственности, сумм штрафов в федеральный бюджет: лицевой счет администратора доходов, открытый Управлению Росреестра по Самарской области в Управлении Федерального казначейства, и соответствующий код классификации доходов бюджета в соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н.
Бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (ст.30 БК РФ).
Согласно п.1 ст.46 БК РФ суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, иных федеральных государственных органов, если иное не установлено пунктами 3, 5 и 6 указанной статьи.
Согласно п.5 ст.46 БК РФ суммы штрафов, установленных КоАП РФ за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет средств бюджетов которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов, по нормативу 100 процентов.
Правоотношения по осуществлению муниципального земельного контроля регулируются статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В частности пунктом 1 указанной статьи определено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений вышеуказанной статьи.
Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Самарской области определен законом Самарской области от 31.12.2014 N 137-ГД. Положение об организации и осуществлении муниципального земельного контроля на территории городского округа Тольятти утверждено решением думы городского округа Тольятти Самарской области от 18.03.2015 N 648.
В соответствии с указанными нормативными актами муниципальный земельный контроль на территории городского округа Тольятти осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, рейдовых обследований (осмотров) и плановых обследований (осмотров).
Пунктом 5 статьи 72 ЗК РФ установлено, что в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 ЗК РФ органы государственного земельного надзора в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки обязаны рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1515, принятым в соответствии с пунктом 7 статьи 72 ЗК РФ, утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее - Правила взаимодействия).
Положения пунктов 5, 6 и пунктов 12, 13 Правил взаимодействия предусматривают возможность направления органами муниципального земельного контроля в органы государственного земельного контроля актов, составленных по результатам проверок, в ходе проведения которых выявлены нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Таким образом, указанные нормативные правовые акты не предусматривают направления органами муниципального земельного контроля и рассмотрения органами государственного земельного надзора материалов и документов, созданных в результате проведения плановых (рейдовых) осмотров и иных мероприятий, отличных от плановых или внеплановых проверок.
В соответствии со статьей 5 Закона Самарской области от 31.12.2014 N 137-ГД муниципальный земельный контроль на территории Самарской области в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в формах, по основаниям, в сроки и с периодичностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 указанного Закона определено, что мероприятия по муниципальному земельному контролю, при проведении которых требуется взаимодействие органа муниципального контроля с гражданами, осуществляются в форме плановых и внеплановых проверок, проводимых в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля. Вышеуказанные нормативные правовые акты Самарской области и администрации городского округа Тольятти не содержат понятия планового (рейдового) осмотра, рейдового обследования принятия мер в случае выявления нарушений требований законодательства.
В тоже время частью 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предусматривается, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона.
Таким образом информация о нарушениях земельного законодательства, выявленных при проведении плановых (рейдовых) осмотров в рамках осуществления муниципального земельного контроля должна являться основанием для проведения органом муниципального земельного контроля в установленном порядке внеплановой проверки. Направление материалов плановых (рейдовых) осмотров (обследований), в ходе которых были выявлены признаки нарушений земельного законодательства, в Управление Росреестра по Самарской области без проведения внеплановой проверки и принятия мер по пресечению выявленных нарушений не соответствует положениям нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих осуществление муниципального земельного контроля и актов, регламентирующих взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами, осуществляющими государственный земельный надзор.
Частью 3 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ определено, что плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
Кроме того, должностные лица органов муниципального земельного контроля не наделены полномочиями принимать решения о достаточности или недостаточности сведений о нарушении требований законодательства для возбуждения или отказа в возбуждении дел об административных правонарушениях за нарушения требований законодательства, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с вышеизложенным сведения о нарушениях земельного законодательства, выявленные в ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров (обследований) при осуществлении муниципального земельного контроля, направляемые администрацией г.о.Тольятти в Управление Росреестра по Самарской области, не могут быть рассмотрены в рамках установленного законодательством взаимодействия органа муниципального земельного контроля с органами, осуществляющими государственный земельный надзор. Материалы муниципального земельного контроля о признаках нарушений земельного законодательства, выявленные в ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров (обследований) подлежат рассмотрению в соответствии с пунктом 6 статьи 71.1 ЗК РФ на предмет наличия оснований для проведения внеплановой проверки, а в случае выявления наличия данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как материалы, поступившие из органа местного самоуправления, а не материалы, поступившие в рамках взаимодействия при осуществлении муниципального земельного контроля.
Пунктом 5 статьи 46 БК РФ определено, что суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет средств бюджетов которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов, по нормативу 100 процентов.
В связи с тем, что материалы плановых (рейдовых) осмотров (обследований), направляемые администрацией г.о.Тольятти в Управление Росреестра по Самарской области, требовали проведения дополнительных мероприятий в рамках осуществления государственного земельного надзора для установления события правонарушения, в том числе в ходе проведения внеплановой проверки, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что такие нарушения не могут считаться как нарушения, выявленные должностными лицами органа муниципального земельного контроля.
С учетом изложенного, проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном указании в решении суда первой инстанции на положения бюджетного законодательства регулирующие возврат плательщиком излишне уплаченных (взысканных) сумм, не свидетельствуют о принятии судом первой инстанции неверного решения по существу заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2021 по делу N А55-28357/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28357/2020
Истец: Администрация г.о. Тольятти
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Росреестр)
Третье лицо: Министерство управления финансами Самарской области, Министерство финансов РФ