город Ростов-на-Дону |
|
09 июля 2021 г. |
дело N А32-53506/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Сочинского линейного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте: представитель Соколов А.М., по доверенности от 12.01.2021, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу Сочинского линейного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.04.2021 по делу N А32-53506/2020
по заявлению Сочинского линейного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (ИНН: 2320037846, ОГРН: 1032311684448)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью Дезипроф
(ИНН: 2367014450, ОГРН: 1202300032417)
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Сочинское линейное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - заявитель, Сочинское ЛУ МВД России на транспорте) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 30.11.2020 N 2035/2020-КС и предписания от 30.11.2020 N 596 по делу N 023/06/69-6064/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО Дезипроф.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2021 ходатайство заинтересованного лица о приобщении удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что основания отклонения заявки ООО "Дезипроф", указанные в протоколе N 0318100066220000018-3 подведения итогов электронного аукциона от 16.11.2020, противоречат ч. 6, ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с принятым судебным актом, Сочинское ЛУ МВД России на транспорте обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Сочинского линейного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте во исполнение определения суда апелляционной инстанции ходатайствовал о приобщении почтовой квитанции о направлении апелляционной жалобы ООО Дезипроф.
Суд протокольным определением приобщил почтовую квитанцию к материалам дела.
В судебном заседании представитель Сочинского линейного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25.11.2020 за вх. N 5502 в Сочинское ЛУ МВД России на транспорте поступило письмо Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24.11.2020 N 36109/8 о рассмотрении жалобы ООО "Дезипроф" на действия Сочинского ЛУ МВД России на транспорте при проведении закупки (извещение N0318100066220000018).
04.12.2020 за вх. N 5655 в Сочинское ЛУ МВД России на транспорте поступило решение от 30.11.2020 N 2035/2020КС и предписание N 596 от 30.11.2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу N023/06/69-6064/2020, отправленное по электронной почте (03.12.2020 в 17 часов 18 мин.), согласно которым жалоба ООО "Дезипроф" признана обоснованной, в действиях Сочинского ЛУ МВД России на транспорте установлено нарушение ч. 6, ч. 7 ст. 69 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В обоснование своего решения Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю указало, что Заказчик не является организацией, оказывающей медицинскую помощь, в связи с чем, вне рамках оказания медицинской помощи, при осуществлении дезинфекционной деятельности, необходимость получения лицензии не требуется, в извещении и документации электронного аукциона отсутствует требование о предоставлении конкретной лицензии, заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушении требований Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю указано, что заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных п. 5 ч. 5 ст. 66, п. 6. ч. 5 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Сочинское ЛУ МВД России на транспорте считает указанное решение от 30.11.2020 N 2035/2020-КС и предписание N 596 от 30.11.2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу N023/06/69-6064/2020 необоснованными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
30.10.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Сочинским линейным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте размещена закупка в форме электронного аукциона (извещение N 0318100066220000018) на оказание услуг по профилактической дезинфекции помещений Сочинского ЛУ МВД России на транспорте.
Начальная (максимальная) цена контракта - 305 577 (триста пять тысяч пятьсот семьдесят семь) рублей 00 копеек.
Запросы на разъяснения аукционной документации в части подлежит лицензированию данный вид деятельности и предоставления копия лицензии не поступали.
Аукцион в электронной форме состоялся 11 ноября 2020 года с 12:05:00 по 13:23:44. В аукционе приняли участие 7 (семь) участников.
По результатам рассмотрения вторых частей были отклонены 4 участника, в том числе ООО "Дезипроф", на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за непредставление документов, в связи с чем, невозможно определить соответствие участника требованиям, установленным аукционной документацией: согласно п. 20 раздела 1.3. Информационной карты участники предоставляют копию лицензии, заверенную уполномоченным лицом в случае, если данный вид деятельности подлежит лицензированию.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе или Закон N 44-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее -контракт);
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1).
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе указано, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе 6. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие, в том числе, из работ по дезинфекции, включающей в себя (в соответствии с общепринятой терминологией) работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанное понятие рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляет терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные работы не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного, деятельность по проведению дезинфекционных работ в соответствии с Федеральным законом N 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Федеральным Законом N 99-ФЗ подлежит лицензированию.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу N 0318100066220000018-3 подведения итогов электронного аукциона от 16.11.2020 рассмотрены вторые части заявок участников электронного аукциона.
Заявка ООО "Дезипроф" (Заявка 107) отклонена на основании п. 1) ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе: непредставление документов, в связи с чем, невозможно определить соответствии участника требованиям, установленным аукционной документацией: согласно п. 20 раздела 1.3. Информационной карты участники предоставляют копию лицензии, заверенной уполномоченным лицом в случае, если данный вид деятельности подлежит лицензированию. В соответствии с п. 46) ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", исполнитель оказывает услуги при наличии лицензии на право осуществления данных услуг.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация, об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В Извещении электронного аукциона установлены требования к участникам.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 1 "Информационная карта", где Заказчиком установлено:
Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе - Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов - требуется (копия лицензии, заверенная уполномоченным лицом в случае, если данный вид деятельности подлежит лицензированию).
Требования к участникам размещения заказа - 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - установлено копия лицензии, заверенная уполномоченным лицом в случае, если данный вид деятельности подлежит лицензированию.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в Извещении и документации электронного аукциона отсутствует требование о предоставлении конкретной лицензии.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3 597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "СП 3.1.3597-20. Санитарно-эпидемиологические правила") (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2020 N 58465) противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают в себя - дезинфекцию.
Проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию. В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация -уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды. Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Заказчик, фактически в техническом задании аукционной документации указал о проведении закупки именно в целях профилактики и борьбы с указанной острой респираторной вирусной инфекционной болезнью.
Деятельность по проведению дезинфекционных работ в соответствии с Законом N 323-ФЗ от 21.11.2011 должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а так же как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ от 30.03.1999, и в соответствии с Законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 подлежит лицензированию.
Судом первой инстанции не учтено, что в письме Роспотребнадзора от 12.02.2018 N 01/1840-2018-32 "О требованиях к выполнению работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации" указано, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях информирования о правоприменительной практике по вопросам выполнения работ (услуг) по дезинфектологии обращает внимание на то, что 15.01.2018 Верховным Судом Российской Федерации вынесено определение N 309-КГ17-12073 по делу о признании недействительным предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевском и в Сысертском районе от 09.03.2016 N 27/2016 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, выданного Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению - детскому саду N 316.
Верховным Судом Российской Федерации подтверждено, что для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.
Аналогичные выводы содержатся в других судебных актах, в том числе, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 04.05.2017 N Ф09-1737/17, а также в пункте 5 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными ссылки суда первой инстанции на письмо Роспотребнадзора от 27.03.2020 N 02/5210-2020-24, поскольку в письме указан комплекс мероприятий проводимых в офисных помещениях в целях профилактики новой коронавирусной инфекции организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы.
Сочинское ЛУ МВД России на транспорте к данным организациям не относится, является непрерывно действующей организацией, осуществляющей обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел.
Дезинфекция проводилась Сочинским ЛУ МВД России на транспорте в связи с заболеванием на местах службы сотрудников Сочинского ЛУ МВД России на транспорте новой короновирусной инфекцией и с целью предупреждения распространения заболеваемости новой короновирусной инфекции среди сотрудников Сочинского ЛУ МВД России на транспорте, а также гражданского населения.
Ссылки суда первой инстанции на исполнение Сочинским ЛУ МВД России на транспорте предписания суд апелляционной инстанции считает ошибочной, поскольку в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет административную ответственность.
Статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом. В связи с чем, Сочинское ЛУ МВД России на транспорте, в силу действующего законодательства, обязано исполнить предписания N 596 от 30.11.2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу N023/06/69-6064/2020.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение от 30.11.2020 N 2035/2020КС и предписание N 596 от 30.11.2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу N023/06/69-6064/2020 являются незаконными.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы о том, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю не направило Сочинскому ЛУ МВД России на транспорте отзыв на заявление и Сочинское ЛУ МВД России на транспорте не имело возможности с ним ознакомиться, поскольку Сочинское ЛУ МВД России на транспорте ходатайств об ознакомлении с материалами дела и об отложении судебного заседания не заявляло.
Таким образом, решение суда подлежит отмене как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку Сочинское ЛУ МВД России на транспорте освобождено от уплаты государственной пошлины, судебные расходы с УФАС по Краснодарскому краю не подлежат взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2021 по делу N А32-53506/2020 отменить, признать незаконным решение УФАС по Краснодарскому краю N 2035/2020-КС от 30.11.2020 по делу N 023/06/69-6064/2020, предписание УФАС по Краснодарскому краю N 596 от 30.11.2020 по делу N 023/06/69-6064/2020.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53506/2020
Истец: СО Сочинское ЛУ МВД России на транспорте, Сочинское линейное управление МВД Российской Федерации на транспорте
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "Дезинпроф", ООО ДЕЗИПРОФ, Краснодарское УФАС России