г. Санкт-Петербург |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А56-89274/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей С.М. Кротова, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Министерства представителя Сергеевой А.А. (доверенность от 14.04.2021),
от Управления представитель не явился,
от Общества представителя Варнина Д.В. (доверенность от 14.08.2020),
апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 по делу N А56-89274/2020 (судья М.В. Сундеева), принятое по заявлению:
Министерства обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19; ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624),
третье лицо: акционерное общество "ЛСР. Базовые материалы" (188751, Ленинградская обл., Кузнечное г.п., ул. Заводская, д. 8, каб. 203; ОГРН 1114703005273, ИНН 4703124060),
о признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд первой инстанции) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа Управления от 21.07.2020 N 47/999/001/2020-208540 в погашении регистрационной записи от 24.04.2007 N 47-78-13/004/2007-127 об аренде закрытым акционерным обществом "Всеволожское СМП" земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:18, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, обязании Управления погасить регистрационную запись от 24.04.2007 N 47-78-13/004/2007-127 об аренде закрытым акционерным обществом "Всеволожское СМП" земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:18, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ЛСР. Базовые материалы" (далее - Общество).
Решением от 18.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что содержание представленных в Управление документов однозначно подтверждает взаимное волеизъявление сторон на прекращение арендных отношений.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, указывает, что арендатор в одностороннем порядке отказался от договора, возобновленного на неопределенный срок, указание в уведомлении от 22.07.2013 на то, что действие договора прекращается, не влечет недействительность указанного уведомления, поскольку воля Общества была направлена на прекращение договора; ранее судом апелляционной инстанции были рассмотрены два дела между теми же сторонами со сходными фактическими обстоятельствами.
В судебном заседании представитель Министерства апелляционную жалобу поддержал, представитель Общества также полагал, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Всеволожское СМП" (правопредшественник Общества, арендатор), далее - ЗАО "Всеволожское СМП", 28.03.2007 заключен договор N 120-Н (далее - Договор) земельного участка из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения площадью 22,7 га с кадастровым номером 47:07:09-40-001:18, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, 2 км восточнее поселка Кузьмоловский, для проведения рекультивации и последующей добычи песка.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора он заключен на срок до 31.01.2011.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 24.04.2007 за регистрационным номером 47-78-13/004/2007-127.
По истечении срока действия Договора он в соответствии с условиями пункта 6.1 Договора в порядке, определенном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
ЗАО "Всеволожское СМП" (ЗАО "Всеволожское СМП" ИНН 4703054110 реорганизовано в форме преобразования в ООО "Всеволожское СМП" 25.06.2008, далее реорганизовано в форме преобразования в ЗАО "Всеволожское СМП" 12.02.2013, а затем в форме присоединения к ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад", в настоящее время АО "ЛСР. Базовые материалы" с переходом к последнему всех прав и обязанностей ЗАО "Всеволожское СМП" в порядке универсального правопреемства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
На спорный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности.
В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" с указанного времени Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству организаций, то есть осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил.
В связи с окончанием срока действия лицензии на право разработки месторождения песка, расположенного на участке, арендатор письмом от 22.08.2013 N 1582 уведомил Министерство об отказе от Договора; впоследствии 18.11.2013 арендатором составлен односторонний акт возврата участка.
Министерство 21.01.2020 обратилось в Управление с заявлением N 47/999/001/2020-208540 о государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) - аренды в отношении участка.
Письмом Управления от 17.04.2020 Министерство уведомлено о приостановлении регистрационных действий на основании статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в связи с непредставлением соглашения о расторжении договора либо решения суда о его расторжении.
Уведомлением от 21.07.2020 Управление отказало Министерству в государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) - аренды на основании статьи 27 Закона о регистрации, ввиду того, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, и не представлен документ, необходимый для осуществления государственной регистрации прав.
Полагая, что решение Управления, изложенное в указанном уведомлении, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Управление в суде первой инстанции помимо прочего ссылалось на непредставление Министерством документа, подтверждающего факт надлежащего направления ему уведомления арендатора о расторжении Договора.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что в регистрирующий орган не представлены документы, свидетельствующие о прекращении Договора.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно положениям части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона о регистрации).
В силу положений части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является, в том числе непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
По решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается (статья 27 Закона о регистрации).
Как следует из текста оспариваемого уведомления, основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) - аренды является истечение срока приостановления, указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, и не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прекращения ограничения (обременение) а именно не представление в регистрирующий орган соглашения сторон Договора о расторжении Договора либо решения суда о его расторжении.
Вместе с тем, отказывая в государственной регистрации по указанному основанию, Управление не учитывает, что прекращение договора аренды, возобновленного на неопределенный срок, возможно на основании односторонней сделки - отказа от договора.
В частности, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 610 ГК РФ каждая из сторон договора, заключенного на неопределенный срок, вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.
Предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (статья 450.1 ГК РФ).
Учитывая, что с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) - аренды на участок в регистрирующий орган обратился именно арендодатель, а документы, приложенные к указанному заявлению, однозначно свидетельствуют о волеизъявлении арендатора на прекращение арендных отношений, суд апелляционной инстанции полагает, что регистрация прекращения обременения в отношении участка соответствует воле обеих сторон договора, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали указанные в оспариваемом решении основания для отказа в государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) - аренды в отношении участка.
Допущенная заявителем при формировании заявления о регистрации ошибка, как следует из обжалуемого отказа, не препятствовала Управлению рассматривать указанное обращение как заявление о государственной регистрации прекращения обременения.
Иные основания для отказа в регистрации в оспариваемом уведомлении не указаны.
Вывод суда первой инстанции о необходимости предоставления документов, свидетельствующих о направлении арендатором и получении арендодателем уведомления от 22.08.2013 N 1582 об отказе арендатора от договора, при том, что с заявлением о регистрации обременения обратился арендодатель, является ошибочным.
Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 по делу N А56-89274/2020 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 21.07.2020 N 47/999/001/2020-208540 об отказе в государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) аренды.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления в течение 10 дней после вынесения постановления государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) аренды в отношении земельного участка площадью 227 000 кв. м, с кадастровым номером 47:07:0940001:18, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, 2 км восточнее поселка Кузьмоловский.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
С.М. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89274/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: АО "ЛСР. Базовые материалы", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу