06 июля 2021 г. |
Дело N А83-11268/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.07.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Лазарева С.Г., |
судей |
Кравченко В.Е., Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
с участием представителей:
Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" - Бовгиря А.Н. по доверенности от 02.04.2021 N 27/179, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Ямнин В.В. по доверенности от 11.01.2021 б/н, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом,
в отсутствии представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Общество с ограниченной ответственностью "Алуштинское земельно-кадастровое бюро", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 марта 2021 года по делу N А83-11268/2020 по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Общество с ограниченной ответственностью "Алуштинское земельно-кадастровое бюро" о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - ГУП РК "Черноморнефтегаз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России) от 24.04.2020 по делу N 082/07/18.1-809/2020 о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Спор рассмотрен с участием Общества с ограниченной ответственностью "Алуштинское земельно-кадастровое бюро" (далее - ООО "Алуштинское земельно-кадастровое бюро"), привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.03.2021 заявленные требования ГУП РК "Черноморнефтегаз" удовлетворены, решение Крымского УФАС России от 24.04.2020 по делу N 082/07/18.1-809/2020 о результатах рассмотрения жалобы на действия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Крымское УФАС России обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что требования ГУП РК "Черноморнефтегаз", указанные в конкурсной документации и установления критериев оценки заявок по показателю "Наличие квалифицированных специалистов (кадастровых инженеров) для выполнения кадастровых работ нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе, опыт работы, наличие квалифицированных специалистов (кадастровых инженеров) являются незаконными, поскольку правовые основания обязательного привлечения кадастровых инженеров для работы по внесению соответствующих сведений в ЕГРН отсутствуют. Указывает, что решение от 24.04.2020 по делу N 082/07/18.1-809/2020 принято с учетом всех обстоятельств дела и представленных доказательств.
Представитель ГУП РК "Черноморнефтегаз" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения, в том числе, тем, что в документации о закупке отсутствует указание на то, что кадастровый инженер является единственным субъектом, кто может вносить соответствующие сведения в ЕГРН.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021, принятым в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ, для участия в рассмотрении указанной апелляционной жалобы, произведена замена судьи Градовой О.Г. на судью Яковлева А.С.
В судебное заседание представитель ООО "Алуштинское земельно-кадастровое бюро", не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
27.03.2020 ГУП РК "Черноморнефтегаз" (Заказчик) в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" в сети "Интернет" размещено извещение N 32009045988 о проведении электронного аукциона на право заключить контракт по итогам закупки "Выполнение кадастровых работ по внесению сведений о местоположении границ минимальных расстояний до объектов магистральных газопроводов, переданных в хозяйственное ведение ГУП РК "Черноморнефтегаз" в ЕГРН", а также документация об электронном аукционе.
08.04.2020 ООО "Алуштинское земельнокадастровое бюро" обратилось в Крымское УФАС России с жалобой на действия Заказчика при проведении закупки, указывая на нарушение его прав и законных интересов, поскольку Заказчиком была утверждена документация с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Уведомлением от 08.04.2020 Крымское УФАС России приняло указанную жалобу к рассмотрению, в соответствии с частью 18, 19 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" до рассмотрения жалобы на действия организатора торгов, торги в части заключения договоров приостановлены (л.д. 91-94 т.2).
Рассмотрев информацию и представленные материалы, решением Комиссии Крымского УФАС России от 24.04.2020 по делу N 082/07/18.1-809/2020 жалоба ООО "Алуштинское земельно-кадастровое бюро" признана обоснованной, в действиях Заказчика установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ; поскольку указанная закупка отменена, Комиссией Крымского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений требований Закона о закупках не выдавать.
Не согласившись с вышеуказанным решением Крымского УФАС России, ГУП РК "Черноморнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании его незаконным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Целями регулирования Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ) являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков), в том числе государственных корпораций, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение договора с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого организатора закупочной процедуры в зависимости от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов с тем, чтобы обеспечить победу конкретному участнику закупки.
Доводы Крымского УФАС России относительно того, что правовые основания обязательного привлечения кадастровых инженеров для работ по внесению ЗОУИТ в ЕГРН отсутствуют, правомерно отклонены судом первой инстанции, учитывая, что Заказчиком в документации о проведении закупки не указано, что наличие квалифицированных специалистов (кадастровых инженеров) является обязательным для участников закупки (критерием допуска/не допуска), поскольку данное требование не относится к обязательным критериям допуска участников закупки, а относится к специальным квалификационным требованиям (дополнительным), при этом коэффициент значимости критерия составляет 0,12 (12 баллов из 100).
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик услуги, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такой услуги, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика могли повлечь необоснованное ограничение конкуренции.
В пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, сделан вывод, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с Разделом 2 Главы 6 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП РК "Черноморнефтегаз" от 29.12.2018 (далее - Положение о закупке), с целью защиты интересов добросовестных участников закупки и создания условий для справедливой конкуренции Заказчиком могут устанавливаться дополнительные требования к участникам. Заказчик вправе устанавливать специальные (квалификационные) требования - наличие у участника закупки трудовых ресурсов (наличие в штате (или на основе договоров гражданско-правового характера) специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы данных специалистов в указанной области, а также с наличием документов, подтверждающих право указанных специалистов на выполнение работ/оказание услуг в соответствии с требованиями законодательства).
В соответствии с пунктом 2.2. Раздела 2 Главы 6 Положения о закупке Заказчик вправе устанавливать для участников закупок условия конкуренции путем проведения конкурсов и аукционов, запроса предложений и других видов закупок, кроме запроса котировок в электронной форме, специальные (квалификационные) требования.
Таким образом, установление специального квалификационного требования "Наличие у участника закупки трудовых ресурсов (наличие в штате (или на основе договоров гражданско-правового характера) специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы данных специалистов в указанной области, а также с наличием документов, подтверждающих право указанных специалистов на выполнение работ/оказание услуг в соответствии с требованиями законодательства)" предусмотрено условиями вышеуказанного Положения, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Пунктом 4.1 раздела 4 Главы 12 Положения о закупке предусмотрено, что Заказчик, разместивший в ЕИС извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, вправе отменить проведение запроса предложений в электронной форме до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме.
Как следует из представленных материалов дела, 09.04.2020 в 18.06 ГУП РК "Черноморнефтегаз" разместил на официальном сайте извещение об отмене закупки, в связи с чем процедура закупки переведена в статус "Закупка отменена".
Однако, ууведомлением от 10.04.2020 Крымское УФАС России уведомило ГУП РК "Черноморнефтегаз" о рассмотрении поступившей жалобы ООО "Алуштинское земельно-кадастровое бюро" на действия Заказчика при проведении закупки. Указанное уведомление поступило на официальную почту ГУП РК "Черноморнефтегаз" 10.04.2020.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент начала рассмотрения жалобы, закупка была отменена ГУП РК "Черноморнефтегаз" самостоятельно, следовательно, возможные нарушения законных интересов потенциальных участников закупки, как предмет обжалования в Крымском УФАС России, отсутствовали.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности оспариваемого решения Крымского УФАС России, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования ГУП РК "Черноморнефтегаз".
Изложенные в апелляционной жалобе иные доводы, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, принятого судом первой инстанции с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 марта 2021 года по делу N А83-11268/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
С.Г. Лазарев |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11268/2020
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЧЕРНОМОРНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: ООО "АЛУШТИНСКОЕ ЗЕМЕЛЬНО-КАДАСТРОВОЕ БЮРО"