г. Чита |
|
09 июля 2021 г. |
Дело N А19-2165/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2021 года по делу N А19- 2165/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" (ОГРН 1043801756921, ИНН 3812079345) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Иркутской области (ОГРН 1053811066308, ИНН 3811087738) об отмене постановления от 20.01.2021 NЮЛ/К-0772/20-06 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Янтарь" (ООО "Янтарь"), обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 20.01.2021 N ЮЛ/К-0772/20-06 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 12.05.2021 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Из апелляционной жалобы следует, что суд в нарушение ст. 159, 162 АПК РФ не рассмотрел ходатайство о приобщении документов представленных в суд 29.04.2021 и не исследовал их.
Суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что отсутствие медицинских книжек образует состав правонарушения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 03.06.201.
Согласно части 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главами 29, 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Постановлением от 20.01.2021 N ЮЛ/К-0772/20-06, ООО "Янтарь" признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных и частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Диспозиция ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Субъектом ответственности данного правонарушения являются, в том числе юридические лица, к которым относится общество.
Объектом посягательства являются правоотношения в области предпринимательской деятельности.
Непосредственным объектом правонарушения являются правоотношения в области соблюдения обязательных требований технических регламентов к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам.
Под обязательными требованиями технических регламентов понимаются, в том числе подлежащие применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований.
Согласно примечания к статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объектом требования при этом являются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Как установил административный орган, 16.11.2020 у ряда сотрудников в личных медицинских книжках отсутствовала информация:
- о проведении исследований на кишечные протозозы;
- о проведении клинико-диагностических обследований на носителей возбудителей брюшного тифа;
- о проведении исследований цист патогенных простейших и яиц гельминтов;
- о проведении клинико-диагностических обследований на носительство кишечных инфекционных заболеваний;
- о проведении обследований на носительство патогенного стафилококка;
- о прохождении флюорографического обследования органов грудной клетки;
- отсутствует информация о допуске к работе;
- имеются факты фальсификации результатов лабораторных, клинико-диагностических исследований.
Указанным нарушены требования пункта 10 статьи 17 главы 3 ТР ТС 021/2011, поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Янтарь" осуществляет розничную торговлю мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.22).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1997 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ).
В силу п.1 ст.34 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5). Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения (пункт 6).
В соответствии с вышеуказанной нормой органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, утверждена форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения - приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте"
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" утвержден перечень лиц, которые подлежат прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), а также порядок проведения этих осмотров (обследований).
Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее - предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения, и распространения заболеваний; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждения несчастных случаев на производстве.
В соответствии с пунктом 30 Приложения N 3 к Приказу N 302н периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), который устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования с целью защиты жизни и здоровья человека, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей).
На основании пункта 10 статьи 17 главы 3 ТР ТС 021/2011 работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и усматривает, что обществом нарушены обязательные требования к продукции и связанным с ней процессом хранения и реализации, которые устанавливают, что хранение и реализация, в том числе мясной продукции, допускается лицами, имеющими соответствующие надлежащим образом оформленные личные медицинские книжки для работников отдельных профессий производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, содержащих, установленные правилами сведения о медицинском осмотре, медицинском исследовании и обследовании на установленные медицинские заболевания.
Отсутствие указанного свидетельствует о нарушении обществом процесса связанного с хранением и реализации пищевой продукции, что охватывается диспозицией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал представленные 29.04.2021 обществом документы, суд апелляционной инстанции оценивает следующим образом.
Действительно 29.04.2021 года, обществом представлены:
письмо Роспотребнадзора от 15.03.201, в котором указывается, что за период с 2004 по февраль 2021 года в ООО "Янтарь" заболеваемость персонала брюшным тифом, сальмонеллезом и золотистым стафилококком не регистрировались;
письмо ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8" об указании на отдельные факты исследования работников общества;
письмо Ангарской городской клинической больницы скорой помощи от 12.02.2021 с разъяснениями оформления личных медицинских книжек;
заключения пародического медицинского осмотра на ряд работников с отметками о том, что они не имеют медицинских противопоказаний к работе и т.п.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, оценив данные документы, считает, что они не имеют отношения к рассматриваемым отношениям, поскольку, работники общества в процессе хранения и реализации пищевой продукции обязаны иметь личные медицинские надлежащего содержания и оформления. Представленные же документы, могут лишь служить основанием для надлежащего оформления личных медицинских книжек специалистами.
Ходатайство общества, поступившее в суд апелляционной инстанции об их приобщении, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку они были представлены в суд первой инстанции в установленный срок и приобщены к делу.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества события и объективной стороны вменяемого правонарушения.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).
Как следует из материалов дела, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как в силу своего правого статуса, согласно материалам дела у него имелась такая возможность, поскольку контроль за допуском работников к пищевой продукции, ее хранению и реализации, лежит на юридическом лице.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Размер санкции определен обществу в минимальном размере с учетом требований ч. 1 и 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляющего один год.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268, 269, 270, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "12" мая 2021 года по делу N А19-2165/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2165/2021
Истец: ООО "Янтарь"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Иркутской области