г. Пермь |
|
09 июля 2021 г. |
Дело N А71-1957/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.,
судей Зарифуллиной Л.М., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карпаковой С.В.,
при участии:
от уполномоченного органа в лице Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее также - уполномоченный орган): Исупов А.А. по доверенности от 25.05.2021,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее - уполномоченный орган)
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 марта 2021 года
о признании требования Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) в сумме 3 728 970 руб. 76 коп. обоснованным и подлежащим включению в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника,
вынесенное судьей Иютиной О.В. в рамках дела N А71-1957/2020
о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Торговый Центр "Цум" (далее - ООО "ТЦ "Цум", должник) (ИНН 1831152741, ОГРН 1121831001896),
УСТАНОВИЛ:
26.02.2020 в Арбитражный суд Удмуртской Республики обратился Банк ВТБ (публичное акционерное общество) с заявлением о признании ООО "ТЦ "Цум" несостоятельным (банкротом), которое принято к производству суда определением от 28.02.2020, возбуждено производство по настоящему делу о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.07.2020 (резолютивная часть определения объявлена 30.06.2020) указанное заявление признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Баязов Владимир Константинович.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 02.07.2020, в газете "Коммерсантъ" 11.07.2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для целей участия в первом собрании кредиторов, кредиторы вправе заявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
04.08.2020, то есть в пределах срока установленного статьей 71 Закона о банкротстве, ФНС обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 3 911 040 руб. 44 коп.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.03.2021 (резолютивная часть определения объявлена 30.03.2021) признано обоснованным требование ФНС в сумме 3 728 970 руб. 76 коп., в том числе: 3 345 462 руб. 23 коп. налог, 383 508 руб. 53 коп. пени, и подлежащим включению в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника.
Не согласившись с указанным судебным актом, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании требования обоснованным в полном объеме.
В апелляционной жалобе и в письменных пояснениях уполномоченный орган приводит доводы, согласно которым досудебный порядок взыскания задолженности с должника выполнен в полном объеме, о чем представлены соответствующие документы.
После отложения судебного разбирательства по настоящему спору определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021 в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 18 АПК РФ, произведена замена судьи Даниловой И.П. на Нилогову Т.С., рассмотрение настоящего дела начато сначала.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях, просил определение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Аналогичное правило предусмотрено пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" ФНС является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В силу статьи 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования кредитора о включении в реестр требований кредиторов предприятия - должника направляется в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность указанных требований документов.
В абзаце 1 пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пунктом 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Из пункта 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 (далее - Обзор судебной практики от 20.12.2016) следует, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3-5 статьи 71, пунктам 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам. В обоснование предъявленных требований могут быть
представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФНС заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности (согласно расчетам том 2 л.д. 39-40):
- недоимка и пени по налогу на имущество, не входящее в Единую систему газоснабжения за 1-4 квартал 2019 года в размере 3 177 380 руб.23 коп. и 507 861 руб. 16 коп. соответственно;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 45 руб. 96 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды с 01.01.2017 в размере 6 руб. 28 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 в размере 198 руб. 45 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере 27 руб. 04 коп.;
- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере 3 руб. 46 коп.;
- недоимка и пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов за 2019 год в размере 168 082 руб. 00 коп. и 57435 руб. 86 коп., соответственно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 НК РФ).
Порядок принудительного исполнения обязанности по уплате налога физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, регулируется статьями 48, 69, 70, 75 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном статьями 47 и 48 НК РФ.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
В силу статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).
Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ (пункт 6 статьи 75 НК РФ).
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй НК РФ.
Вместе с тем, изменения в НК РФ по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (глава 34 части второй НК РФ), внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2017.
В отсутствие оговорки о применении положений указанной главы к отношениям, возникшим до ее вступления в законную силу, подлежат применению положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно статье 423 НК РФ расчетным периодом страховых взносов признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (пункт 3 статьи 431 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ к плательщикам страховых взносов относятся страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу частей 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьи 22 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (часть 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона.
Названные положения в силу части 15 статьи 19 Закона N 212-ФЗ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению регулируются статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением Верховного суда Удмуртской Республики от 05.06.2020 по делу N 3а-19/2020 (том 2 л.д. 1-13) кадастровая стоимость принадлежащих должнику 14 объектов недвижимости установлена в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2018.
Таким образом, применительно к расчету налогооблагаемой базы по налогу на имущество за 2019 год подлежит учету кадастровая стоимость принадлежащих должнику 14 объектов недвижимости, установленная вышеуказанным решением Верховного суда Удмуртской Республики в размере их рыночной стоимости.
В материалы настоящего обособленного спора представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности:
недоимки в размере 3 177 380 руб. 23 коп. за 1-4 кварталы 2019 года и пени в размере 383 507 руб. 96 коп. за период с 06.05.2019 по 29.06.2020 по налогу на имущество, не входящее в Единую систему газоснабжения (налоговая декларация по налогу на имущество за 2019 год, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество за 1-3 кварталы 2019 года; требования от 13.08.2019 N 33596, от 17.07.2020 N 34123, решение от 14.06.2019 N 8590 о взыскании за счет денежных средств; решение от 24.09.2019 N 10698 о взыскании за счет имущества, постановление от 03.10.2019 N 3829 о взыскании за счет имущества);
пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере 0 руб. 57 коп. (требование об уплате от 13.08.2019 N 33596, решение от 14.06.2019 N 8590 о взыскании за счет денежных средств, решение от 24.09.2019 N 10698 о взыскании за счет имущества, постановление от 03.10.2019 N 3829 о взыскании за счет имущества);
недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов за 2019 год в размере 168 082 руб. 00 коп. (требование от 17.07.2020 N 34123).
Из приобщенных к материалам дела сведений с официального сайта УФССП России по Удмуртской Республике следует наличие возбужденного и не оконченного на дату рассмотрения требования исполнительного производства N 4828/21/18021-ИП от 14.10.2019, возбужденного на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции от 03.10.2019 N 3829, что свидетельствует о принятии уполномоченным органом надлежащих мер к взысканию задолженности с должника.
Соответствующие сведения отражены в расчете сумм задолженности в разрезе налогов и сборов и по периодам образования, а также принятых инспекцией мер по взысканию задолженности, представленном уполномоченным органом ФНС России в ходе судебного разбирательства.
В добровольном порядке требования уполномоченного органа должником не исполнены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Рассмотрев с учетом вышеприведенного правового регулирования требования о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности: по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды с 01.01.2017 в размере 6 руб. 28 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере 27 руб. 04 коп., пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов за 2019 год в размере 57 435 руб. 86 коп., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган к моменту введения первой процедуры банкротства утратил возможность принудительного исполнения обязанности по уплате указанной суммы задолженности.
В материалы дела в отношении задолженности по указанным суммам страховых взносов и пени ФНС представлены копии требований от 13.04.2019 N 14158, от 17.07.2020 N 34123, от 30.07.2020 N 35477, от 02.07.2020 N 31813.
Однако ФНС не представлено ни сведений о том, на недоимку за какой именно период начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование и по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, ни расчет сумм пени, предъявленных к включению в реестр требований кредиторов должника.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем уполномоченного органа, часть спорной задолженности образовалась так же за периоды, истекшие до 01.01.2017 (пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 45 руб. 96 коп. и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 в размере 198 руб. 45 коп), в связи с чем, на момент обращения ФНС в арбитражный суд с рассматриваемым требованием (04.08.2020), сроки для принудительного взыскания пени за указанные периоды пропущены; уважительных причин для пропуска уполномоченным органом срока на взыскание задолженности, наличие которых согласно части 5 статьи 19 Закона N 212 - Федерального закона могло бы послужить основанием для восстановления этого срока, не имеется.
Надлежащих доказательств вынесения в порядке статей 46,47,48 НК РФ решений о взыскании недоимки за счет денежных средств, имущества налогоплательщика, в целях их принудительного исполнения постановлений о взыскании имущества и направлении их в службу судебных приставов для исполнения в дело не представлено.
Непринятие уполномоченным органом таких мер влечет утрату им права на принудительное взыскание задолженности с налогоплательщика.
Учитывая акцессорный характер неустойки к основному обязательству, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что пени за просрочку оплаты страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, следуют судьбе основного обязательства, то есть подлежат признанию безнадежными к взысканию и не могут быть включены в реестр требований кредиторов должника.
Таким образом, на дату введения в отношении должника первой процедуры банкротства (30.06.2020), уполномоченный орган утратил возможность принудительного исполнения обязанности по уплате вышеуказанной задолженности по пени.
В соответствии с пунктом 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
При этом, судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данной части требования.
Кроме того, по указанным основаниям также правомерно отказано в удовлетворении требования ФНС в части включения в реестр требования кредиторов должника недоимки по пени, начисленной на задолженность по налогу на имущество организаций за периоды до 2019 года, в обоснование которой ФНС ссылалось на требования от 10.08.2018 N 112998, от 11.09.2018 N3463 и от 12.11.2018 N 118647, однако не представило ни сведений о том, на недоимку за какой именно период начислены указанные пени, ни доказательства соблюдения процедуры взыскания основной задолженности.
Учитывая акцессорный характер неустойки к основному обязательству, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество за периоды до 2019 года, следуют судьбе основного обязательства, то есть подлежат признанию безнадежными к взысканию и не могут быть включены в реестр требований кредиторов должника.
При таких обстоятельствах требование ФНС судом первой инстанции правомерно признано обоснованным в сумме 3 728 970 руб. 76 коп. и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника по третьей очереди удовлетворения, в том числе: 3 345 462 руб. 23 коп. налог, 383 508 руб. 53 коп. пени.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и им дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции повторно проверены и отклонены в полном объеме по вышеизложенным основаниям, они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, для переоценки которых оснований у суда апелляционной инстанции не имеется.
Так, в апелляционной жалобе и в письменных пояснениях уполномоченный орган приводит доводы, согласно которым досудебный порядок взыскания задолженности с должника соблюден в полном объеме. Между тем, данные доводы выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку не свидетельствуют о наличии в материалах дела надлежащих доказательств соблюдения сроков для принудительного взыскания пени за указанные периоды пропущены, а также доказательств соблюдения процедуры взыскания основной задолженности. Фактически уполномоченный орган просит переоценить доказательства, которые уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции. При этом оснований для такой переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает. Обстоятельства, на которые уполномоченным органом указано в апелляционной жалобе, не подтверждены надлежащими доказательствами.
В связи с этим у суда апелляционной инстанции не имеется оснований полагать, что уполномоченный орган не утратил возможность принудительного исполнения обязанности по уплате суммы задолженности: по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за периоды с 01.01.2017 в размере 6 руб. 28 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 в размере 27 руб. 04 коп., пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов за 2019 год в размере 57 435 руб. 86 коп., поскольку в требованиях от 13.04.2019 N 14158, от 17.07.2020 N34123, от 30.07.2020 N35477, от 02.07.2020 N 31813 и в остальных документах отсутствуют сведения о том, на недоимку за какой именно период начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, на обязательное пенсионное страхование и по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов, ни расчет сумм пени, предъявленных к включению в реестр требований кредиторов должника.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего обособленного спора, были предметом рассмотрения и исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что уполномоченный орган не доказал обоснованность заявленного требования в полном объеме, приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены (изменения) судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, определение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы на обжалуемое определение налоговым законодательством уплата государственной пошлины не предусмотрена (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 марта 2021 года по делу N А71-1957/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Л.М. Зарифуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1957/2020
Должник: ООО "Торговый центр "ЦУМ"
Кредитор: Администрация муниципального образования "город Ижевск", Ахмитшин Ринат Рашитович, Богомольная Елена Васильевна, Грязнов Алексей Рудольфович, Желудова Елена Анатольевна, Морозова Ирина В, ООО "Агентство недвижимости "Сайгас", ООО "Торговый центр "Горького 79", ПАО "Промсвязьбанк", ПАО Банк ВТБ
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Сайгас", Баязов Владимир Константинович, Саморегулируемая организация "Ассоциация арбитражных управляющих "Паритет", Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
19.02.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1658/2021
20.11.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
17.11.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
12.07.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
30.06.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
25.05.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1658/2021
03.05.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
08.02.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
19.12.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
28.11.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
24.10.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
22.09.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
16.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1658/2021
11.05.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
28.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
17.03.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
01.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
28.12.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
09.07.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
08.06.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-1957/20
24.05.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20
21.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1658/2021
27.01.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15741/20