город Омск |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А81-1337/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6267/2021) Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2021 по делу N А81-1337/2021 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "НОВАТЭК" (ИНН 6316031581, ОГРН 1026303117642, адрес: 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский р-н, г. Тарко-Сале, ул. Победы, 22-А) к государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901003072, ОГРН 1028900508053, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики, д. 117, корп. А) об оспаривании приказа от 05.10.2020 N324-Ф,
при участии в судебном заседании представителей:
от публичного акционерного общества "НОВАТЭК" Верещак Алексей Викторович по доверенности от 07.11.2019 N 87-М сроком действия три года;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "НОВАТЭК" (далее - ПАО "НОВАТЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ГУ-РО ФСС РФ по ЯНАО, учреждение, фонд, заинтересованное лицо) об оспаривании приказа от 05.10.2020 N 324-Ф "Об отказе в финансовом обеспечении в 2020 году предупредительных мер по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя".
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2021 по делу N А81-1337/2021 заявленные требование удовлетворено. Суд признал приказ ГУ-РО ФСС РФ по ЯНАО от 05.10.2020 N324-Ф недействительным; обязал учреждение устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель соглашается, что заявителем проведена специальная оценка условий труда, и мероприятия по улучшению условий труда не требовались (первое основание отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер). Между тем апеллянт настаивает на том, что общество неправомерно вместо предоставления копии (выписки из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) в плане финансового обеспечения предупредительных мер указало на Указ Мэра Москвы (второе основание).
В письменном отзыве ПАО "НОВАТЭК" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО "НОВАТЭК" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 21.09.2020 ПАО "НОВАТЭК" обратилось в ГУ-РО ФСС РФ по ЯНАО с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и подтверждающими расходы документами.
В обоснование поданного заявления общество со ссылками на пункты 3.1, 4.1 Приказа Минтруда России от 10.12.2012 N 580н указало на факт понесённых расходов на мероприятия по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в части проведения лабораторного обследования работников на COVID-19, которое ПАО "НОВАТЭК" обязано проводить в соответствии с указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
С заявлением обществом представлены следующие документы:
1) копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников от 11.04.2020, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, в котором указан вывод комиссии, сделанный по результатам проведения специальной оценки условий труда, о том, что мероприятия по улучшению условий труда не требуются;
2) копия списка работников, направляемых на обследование да COVID-19;
3) копия договора на проведение обследования работников на COVID-19 с медицинской организацией (договор от 23.03.2020 N 2020-197-М);
4) копия лицензии на осуществление медицинской деятельности, подтверждающей допуск медицинской организации (ООО "Клиника новых медицинских технологий АрхиМед) к проведению работ по обследованию (тестированию) работников на COVID-19;
5) копии регистрационного удостоверения на использование на территории Российской Федерации соответствующих тестов (тест-систем).
Приказом от 05.10.2020 N 324-Ф "Об отказе в финансовом обеспечении в 2020 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя" ГУ-РО ФСС РФ по ЯНАО отказано обществу в удовлетворении заявления по причине неполного комплекта документов.
Указывая на то, что общество представило полный комплект подтверждающих расходы документов, ПАО "НОВАТЭК" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
22.04.2021 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний урегулированы Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:
- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
- физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
С целью реализации подпункта 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 580н).
Исходя из пункта 2 Правил N 580н, финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Пунктом 4 Правил N 580н установлено, что страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
С заявлением представляются:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования;
- копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
Приказом Минтруда России от 23.06.2020 N 365н Правила дополнены пунктом 3.1.
В пункте 3.1 Правил N 580н предусмотрено, что финансовому обеспечению в 2020 году за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на реализацию мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К числу таких расходов отнесены, в том числе, расходы страхователя на проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 (подпункт "д" пункта 3.1 Правил N 580н).
Согласно пункту 2 приказа Минтруда России от 23.06.2020 N 365н в 2020 году заявление о возмещении затрат подается до 01.10.2020.
На основании пункта 10 Правил N 580н территориальный орган фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях: а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации; б) представленные документы содержат недостоверную информацию; в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены; г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается. Страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного пунктом 4 Правил N 580н, обратиться с заявлением в территориальный орган фонда по месту своей регистрации.
Как указано в оспариваемом приказе, ПАО "НОВАТЭК" в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за 2020 год отказано в связи с непредставлением полного комплекта документов.
При этом в приказе от 05.10.2020 N 324-Ф отсутствует указание на какой-либо (какие-либо) документ (документы), предусмотренный (предусмотренные) в перечне документов, указанном в пункте 4 Правил N 580н, который (которые) не представлен (не представлены) страхователем вместе с заявлением, что противоречит пункту 9 Правил N 580н, которым предусмотрено, что в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении приказ должен содержать обоснование причин отказа.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что основаниями для отказа послужили следующие обстоятельства:
1) общество вместо перечня мероприятий, разработанного с учётом рекомендаций по профилактике COVID-19 среди работников, по улучшению условий труда указало сведения о том, что мероприятия по улучшению условий труда не требуются;
2) общество некорректно указало в разделе 3 плана финансового обеспечения предупредительных мер "обоснование для проведения предупредительных мер" указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ вместо указания в качестве обоснования на положения локального акта или плана по улучшению условий охраны труда.
Отклоняя первое основание отказа, суд первой инстанции отметил, что общество на основании подготовленного аккредитованной в области охраны труда организации - ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения" заключения от 24.06.2019 отразило в представленном перечне мероприятий информацию о том, что проведение мероприятий по улучшению условий труда не требуется. В апелляционной жалобе данные выводы суда первой инстанции не обжалуются, в связи с чем в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия признает несостоятельными, поскольку в качестве обоснования предупредительных мер общество в плане финансового обеспечения указало нормативный акт - Указ Мэра Москвы от 05.03.2021 N 12-УМ, который, как обоснованно отметил суд первой инстанции, обязывал работодателей проводить подобные исследования.
При этом возмещение затрат на предупреждение распространения COVID-19 за счет страховых взносов было временной мерой в 2020 году (с 31.12.2020 указанные нормы прекратили действие), в связи с чем указать такие затраты ни в коллективном договоре, ни в перечне мероприятий не представлялось возможным.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии у ПАО "НОВАТЭК" права на получение финансового обеспечения предупредительных мер по расходам на проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение о признании приказа ГУ-РО ФСС РФ по ЯНАО от 05.10.2020 N 324-Ф недействительным.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как ГУ-РО ФСС РФ по ЯНАО освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2021 по делу N А81-1337/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1337/2021
Истец: ПАО "Новатэк"
Ответчик: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу