город Ростов-на-Дону |
|
08 июля 2021 г. |
дело N А32-630/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представителя Мартыненко Д.Н. по доверенности от 04.09.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шатохина Дмитрия Станиславовича (ИНН 233300517495, ОГРН 309235304800035)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2021 по делу N А32-630/2021
по иску индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шатохина Дмитрия Станиславовича
к администрации муниципального образования Тимашевский район о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Глава КФХ Шатохин Дмитрий Станиславович (далее - ИП Шатохин Д.С., заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Тимашевский район (далее - администрация) о признании незаконным отказа администрации от 12.10.2020 N 141-6236/2005 в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:31:0701000:1027 площадью 168,9 га., обязании заключить договор купли-продажи.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель является арендатором испрашиваемого земельного участка с 17.03.1998, в связи с чем, имеет право на выкуп земельного участка в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах, что исключает возможность его предоставления для сельскохозяйственного производства.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Шатохин Д.С. обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда от 23.04.2021 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неустановление судом координатов и площади каждой территориальной зоны, что противоречит предъявляемым законом требованиям. Представленная администрацией карта градостроительного зонирования Поселкового сельского поселения не соответствует выкопировке из карты-схемы градостроительного зонирования Поселкового сельского поселения, размещенной на официальном сайте муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание администрация явку представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя администрации в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.03.1998 между администрацией муниципального образования Тимашевский район (арендодатель) и ИП Шатохиным Д.С. (арендатор) заключен договор аренды N 1, по условиям которого арендодатель передал во временное владение арендатору сроком на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 23:37:0701000:1027 площадью 168,9 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, Поселковый сельский округ, секция 20, контур 7, 11, для сельскохозяйственного производства.
Дополнительным соглашением от 15.02.2013 N 9 срок аренды продлен до 17.03.2023.
16.09.2020 ИП Шатохин Д.С обратился в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату.
Письмом от 12.10.2020 N 141-6236/2005 администрация уведомила предпринимателя об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов со ссылкой на то обстоятельство, что согласно выкопировке из Генерального плана Поселкового сельского поселения Тимашевского района, утвержденного решением Совета Поселкового сельского поселения Тимашевского района от 26.09.2012 N 111, спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта - Поселковое сельское поселение, а в соответствии с выкопировкой из карты-схемы градостроительного зонирования территории Поселкового сельского поселения правил землепользования и застройки Поселкового сельского поселения, утвержденных решением Совета Поселкового сельского поселения Тимашевского района от 26.05.2014 N 172, земельный участок с кадастровым номером 23:31:0701000:1027 расположен в нескольких территориальных зонах (зона застройки индивидуальными жилыми домами с правом ведения личного подсобного хозяйства; зона объектов образования, просвещения, культуры, здравоохранения и спорта; производственно-коммунальная зона; зона инженерной и транспортной инфраструктуры; зона рекреационного назначения (территория зеленых насаждений общего пользования); зона сельскохозяйственного использования без права строительства (до принятия решения о поэтапном изменении вида землепользования в установленном законом порядке в соответствии с этапами строительства, определенными генеральным планом)). На территории земельного участка предусмотрено размещение автомобильных дорог местного значения, скверов, парков. Земельный участок включен в резерв территориального развития жилой застройки
Полагая, что отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ИП Шатохин Д.С. обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в применимой к спорным отношениям редакции) определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктами 6, 17 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случаях: если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Как следует из материалов дела отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность ИП Шатохина Д.С. без проведения торгов мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нахождение участка в границах нескольких территориальных зон исключает возможность предоставления его для сельскохозяйственного производства.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2018 N 308-КГ18-13694 по делу N А32-22488/2017.
Согласно выкопировке из генерального плана Поселкового сельского поселения Тимашевского района, утвержденного решением Совета Поселкового сельского поселения Тимашевского района от 26.09.2012, земельный участок с кадастровым номером 23:31:0701000:1027 расположен в границах населенного пункта - пос. Комсомольский Поселкового сельского поселения Тимашевского района, на территории коммунальных объектов, территории зеленых насаждений общего пользования, территории учреждений культурно-бытового обслуживания, территории индивидуальной жилой застройки, территории улично-дорожной сети, территории детских дошкольных и школьных учреждений.
Согласно выкопировке из карты-схемы градостроительного зонирования территории Поселкового сельского поселения правил землепользования и застройки Поселкового сельского поселения, утвержденных решением Совета Поселкового сельского поселения Тимашевского района от 26.05.2014 N 172, земельный участок с кадастровым номером 23:31:0701000:1027 расположен в нескольких территориальных зонах (зона застройки индивидуальными жилыми домами с правом ведения личного подсобного хозяйства; зона объектов образования, просвещения, культуры, здравоохранения и спорта; производственно-коммунальная зона; зона инженерной и транспортной инфраструктуры; зона рекреационного назначения (территория зеленых насаждений общего пользования); зона сельскохозяйственного использования без права строительства (до принятия решения о поэтапном изменении вида землепользования в установленном законом порядке в соответствии с этапами строительства, определенными генеральным планом). На территории земельного участка предусмотрено размещение, в том числе, автомобильных дорог местного значения, скверов, парков. Земельный участок включен резерв территориального развития жилой застройки.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов принимается, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Содержание схемы территориального планирования муниципального района регламентировано в статье 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 1 которой предусматривает, что такая схема содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района (пункт 2), карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, если на них планируется размещение объектов федерального, регионального, местного значения (пункт 4).
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации картах отображаются, в том числе границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 указанной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Данная правовая позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.12.2019 N 308-ЭС19-18279 по делу N А32-8856/2018.
Судом первой инстанции установлено, что согласно генеральному плану Поселкового сельского поседения Тимашевского района, утвержденного решением Совета Поселковского сельского поселения Тимашевского района от 26.09.2012 (в редакции от 26.09.2012 N 102), испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 23:31:0701000:1027 расположен в границах населенного пункта - пос. Комсомольский Поселкового сельского поселения Тимашевского района, на территории коммунальных объектов, территории зеленых насаждений общего пользования, территории учреждений культурно-бытового обслуживания, территории индивидуальной жилой застройки, территории улично-дорожной сети, территории детских дошкольных и школьных учреждений. На территории земельного участка предусмотрено размещение, в том числе автомобильных дорог местного значения, скверов, парков. Земельный участок включен резерв территориального развития жилой застройки.
Таким образом, указанное выше обстоятельство препятствует в предоставлении на спорного земельного участка в собственность заявителю для сельскохозяйственного производства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что представленная администрацией выкопировка из генерального плана Поселкового сельского поселения Тимашевского района не соответствует выкопировке, размещенной на официальном сайте муниципального образования Тимашевский район Краснодарского края, отклоняется судебной коллегией.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования fgistp.economy.gov.ru, в разделе "Документы" размещен генеральный план Поселкового сельского поселения Тимашевского района, и представленная в суд выкопировка из генерального плана Поселкового сельского поселения соответствует размещенному на официальном сайте генеральному плану. Также размещено решение Поселкового сельского поселения Тимашевского района от 26.09.2012 с информацией о его официальном опубликовании.
Таким образом, представленные в суд администрацией сведения из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности являются официальными, ответственность за достоверность которых возложена на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Тимашевский район.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.04.2021 по делу N А32-630/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-630/2021
Истец: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шатохин Дмитрий Станиславович, Шатохин Д. С.
Ответчик: Администрация муниципального образования Тимашевский район, АМО Тимашевский район