г. Ессентуки |
|
9 июля 2021 г. |
Дело N А20-1096/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 09.07.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.03.2021 по делу N А20-1096/2020, по исковому заявлению акционерного общества "Тандер", г. Краснодар (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик (ОГРН 1040700234321, ИНН 0721009680) о признании незаконным отказа в государственной регистрации и взыскании 22 000 рублей, при участии в судебном заседании представитель акционерного общества "Тандер" - Шевелевой Ю.В. (доверенность от 18.08.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, АО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление), в котором (с учетом уточнения требований) просит:
- признать незаконными действия управления по отказу в государственной регистрации договора аренды N ПрФ/51899/19 от 31.07.2019 на объект по адресу: КБР, г. Нальчик, ул. Кабардинская, д. 210/1, с кадастровым номером 07:09:0101020:1129, выраженные в уведомлении от 16.01.2020 за N КУВД-001/2019-12760839/2;
- обязать управление произвести государственную регистрацию договора аренды N ПрФ/51899/19 от 31.07.2019;
- взыскать с управления расходы по оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав в сумме 22 000 рублей;
- взыскать с управления судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Решением суда от 17.03.2021 заявленные требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия управления по отказу в государственной регистрации договора аренды, выраженные в уведомлении от 16.01.2020 N КУВД-001/2019-12760839/2. Суд обязал управление произвести государственную регистрацию договора аренды N ПрФ/51899/19 от 31.07.2019 на нежилые помещения, находящиеся в здании с кадастровым номером 07:09:0101020:1129 по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кабардинская, д. 210/1. С управления в пользу АО "Тандер" взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управлением подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивированная тем, что договор аренды N ПрФ/51899/19 от 31.07.2019 не содержит данных, позволяющих идентифицировать объект арендных правоотношений либо доказательств формирования части объекта недвижимости, определения границ и постановки на кадастровый учет. Апеллянта также ссылается на необходимость предоставления на государственную регистрацию технического плана.
В судебном заседании представитель АО "Тандер", доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав лицо, участвующее в деле, и проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.03.2021 по делу N А20-1096/2020 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, 11.10.2019 АО "Тандер" обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N MFC-0311/2019-136095-1. Предметам государственной регистрации являлся договор аренды N ПрФ/51899/19 от 31.07.2019 нежилых помещений NN 16,17,19,20,21,23, общей площадью - 203,7 кв.м, кадастровый номер 07:09:0101020:1129, расположенные на первом этаже трехэтажного отдельно стоящего здания по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кабардинская, д. 210/1 (далее - объект).
Управление 16.10.2019 уведомлением N КУЩ-001/7019-12760839/1 приостановило государственную регистрацию договора.
Управление в обоснование приостановления государственной регистрации права указало, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно, в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости. При этом, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в том числе технический план (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021) (далее - ФЗ N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Ввиду части 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
При этом пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из уведомления управления о приостановлении государственной регистрации права от 16.10.2019 для проведения государственной регистрации договора аренды 31.07.2019 необходимо обратиться в орган регистрации с одновременным заявлением о государственной регистрации договора аренды и образованием части помещения с приложением технического плана такого помещения.
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передачу в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Ввиду пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Арендодатель по договору аренды передал АО "Тандер" лишь часть недвижимого имущества общей площадью 203,7, являющейся частью нежилого помещения.
Ввиду части 5 статьи 44 Закона N 122-ФЗ, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок - секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах (этажа), этажей, государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть или сооружения без соответствующего заявления.
Следовательно, постановка на государственный кадастровый учет такой части осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на указанные помещения без соответствующего заявления.
В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что стороны вправе заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. При этом, если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения или помещения, то в соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь в целом. По смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Федерального закона N 218-ФЗ представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой, паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. При этом если права на указанные недвижимые вещи ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть предоставлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором.
В силу пункта 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием, отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденному Президиумом Верховного суда Российской Федерации 30.11.2016, учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. При этом отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
Учитывая, что стороны по договору аренды согласовали и описали недвижимое имущество (помещение), являющееся предметом аренды (пункт 1.1 договора), а в приложении. N 1 к названному договору согласовали графическую часть и текстуальное описание предмета аренды, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что государственная регистрация указанного договора должна быть осуществлена без представления на государственную регистрацию кадастрового паспорта здания/помещения с указанием в нем арендуемых помещений или документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Закона N 122-ФЗ, нежилое помещение в целом, как объект недвижимости, поставлено на кадастровый учет до даты заключения вышеуказанного договора аренды.
Ссылка апеллянта, что договор аренды N ПрФ/51899/19 от 31.07.2019 не содержит данных, позволяющих идентифицировать объект арендных правоотношений либо доказательств формирования части объекта недвижимости, определения границ и постановки на кадастровый учет, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в договоре аренды стороны указали все необходимые условия, имеющие значение для сторон и позволяющие осуществить государственную регистрацию договора аренды.
В приложении N 1 к договору "План - схема Объекта" указана графическая часть помещения, передаваемого в аренду, с указанием границ объекта, номеров помещений, указанием площади помещения, конфигурации объекта. Предоставленная в Приложении N 1 схема полностью соответствует данным объекта, который и на момент заключения договора стоит на государственном кадастровом учете. Таким образом, сопоставив предмет договора (пункт 1.1, текстовое описание объекта) и приложение N 1 (графическое описание объекта) можно с точностью определить часть передаваемого в аренду объекта.
Приложение N 3 к договору "Проект внутренней перепланировки объекта" и содержание договора говорят о том, что после проведения государственной регистрации договора, заявителем будут проведены ремонтные работы в объекте, в связи с необходимостью использования объекта в целях, указанных в договоре. Приложение N 3 является согласием собственника (арендодателя) на работы, которые будут происходить в объекте в будущем силами арендатора. Кроме того, данный вывод также подтверждается условиями договора. Так, пункт 4.1.22. договора гласит, что после того, как обществом будут произведены ремонтные работы на объекте, арендодатель обязан своими силами и за свой счет произвести все необходимые действия для узаконивания проведенных работ.
Следовательно, в договоре аренды N ПрФ/51899/19 от 31.07.2019 надлежащим образом описан объект, его можно идентифицировать и установить место расположения.
Ссылка управления о необходимости предоставления на государственную регистрацию технического плана, судебной коллегией признается несостоятельной, поскольку основанием для кадастрового учета части здания в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 145 Закона о регистрации является сам договор аренды, при этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета части здания сведения о передаваемой в аренду части помещения, так как право собственности на помещение было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а само помещение ранее поставлено на государственный кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, представленные на регистрацию с договором документы, позволяют идентифицировать передаваемые помещения, следовательно, регистрирующий орган может осуществить кадастровый учет и без составления отдельного технического плана на помещения, передаваемые в аренду.
Учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания с одновременным осуществлением кадастрового учета этой части при наличии у регистрирующего органа кадастрового паспорта на весь объект.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 10.06.2020, если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть предоставлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и (или) текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части вещи, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимости).
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно заключил, что на государственную регистрацию договора аренды от 31.07.2019 были представлены все необходимые документы для государственной регистрации договора аренды, отказ регистрирующего органа, выраженный в уведомлении от 16.10.2019 является необоснованным, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требования о взыскании с управления 22 000 рублей государственной пошлины за государственную регистрацию права, обоснованно признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению, поскольку уплата государственной пошлины предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации (подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33), а по правилам статьи 110 АПК РФ возмещаются только судебные расходы.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.03.2021 по делу N А20-1096/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1096/2020
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: АО "Каббалкэнерго", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: Пшуков Мусса Шагбанович, Мамишева Бэлла Леонидовна, Пшуков Руслан Муссович, Пшукова Мусса Шагбанович, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд КБР