город Ростов-на-Дону |
|
10 июля 2021 г. |
дело N А53-1827/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Яицкой С.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2021 (резолютивная часть от 29.03.2021) по делу N А53-1827/2021
по иску публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ОГРН 1022302380638, ИНН: 2315004404)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании штрафа за задержку подачи и уборку вагонов с железнодорожных путей необщего пользования в размере 624 700 руб.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
29.03.2021 судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которой в удовлетворении ходатайства о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации отказано, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
13.04.2021 судом изготовлено мотивированное решение. Судебный акт мотивирован тем, что факт задержки вагонов подтвержден представленными в материалы дела актами общей формы, памятками приемосдатчика на уборку вагонов, уведомлениями ПАО "НМТП". В связи с допущенной задержкой вагонов к ответчику применена ответственность, предусмотренная статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 13.04.2021 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что для привлечения перевозчика к ответственности в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации необходимо производить расчет штрафа на основании ведомостей подачи уборки вагонов, памяток приемосдатчика, актов общей формы, составленных перевозчиком. Неустойка явно несоразмерна и подлежит уменьшению в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Какие-либо убытки у истца в связи с задержкой уборки ответчиком порожних вагонов отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "НМТП" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве ", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не применяются.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.03.2017 года между публичным акционерным обществом "Новороссийский морской торговый порт" и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" заключен договор N 325/2/498/17 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП", примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.
Согласно пункту 4 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач, по заявкам истца.
Заявка на подачу вагонов на выставочные железнодорожные пути передается ПАО "НМТП" приемосдатчику груза и багажа ОАО "РЖД", с указанием времени подачи, количества и номеров вагонов.
В соответствии с пунктом 6 договора N 325/2/498/17 в редакции дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018 передача вагонов на пути необщего пользования ПАО "НМТП" производится по заявке истца в размере единовременной подачи и интервалами подач установленных по каждому району ПАО "НМТП" в отдельности.
Истец подает ответчику заявки на подачу вагонов на железнодорожные выставочные пути на вагоны, находящиеся на станции Новороссийск, по истечении 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых он уведомлен ответчиком. Заявка подается не менее чем за 2 (два) часа до начала действия очередного интервала.
При этом следующий интервал подачи начисляется с момента фактической уборки таких вагонов истцом с выставочных путей.
Учитывая положения пункта 4 договора и пункта 6 договора в редакции дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018, вагоны должны быть поданы по времени, указанному в заявке, но не ранее чем через два часа после получения заявки на подачу вагонов.
Однако в нарушение условий договора вагоны, указанные в заявках на подачу вагонов, на пути ПАО "НМТП" в срок предусмотренный договором, ответчиком не подавались.В январе 2020 года станцией Новороссийск Северо-Кавказской ж.д. - филиала ОАО "РЖД" задержана подача 4 133 вагонов на выставочные пути ПАО "НМТП", простаивающие на станции Новороссийск по вине ответчика.
В связи с задержкой подачи груженых вагонов истца составлены акты общей формы (номера актов общей формы указаны в графе 2 расчета штрафа, прилагаемого к исковому заявлению).
Передача указанных вагонов ответчиком истцу осуществлена по памяткам приемосдатчика.
Таким образом, истец полагает, что ОАО "РЖД" не выполнило обязательства по подаче вагонов, предусмотренные договором N 325/2/498/17 от 27.03.2017, не произвело своевременную подачу вагонов, на которые были переданы заявки.
Согласно пункту 6 договора в случае наличия на станции Новороссийск вагонов, необходимых для обеспечения заявки истца и не поданных в достаточном количестве, для обеспечения интервала подачи, такие вагоны считаются задержанными по причинам, зависящим от ответчика. ОАО "РЖД" несет ответственность в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 договора в редакции дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018 готовые к уборке вагоны принимаются ОАО "РЖД" с выставочных путей Центрального района ТНРС в течение 2,2 часа (2 часа 15 мин.) после получения ответчиком уведомления от истца о готовности вагонов к уборке.
Готовые к уборке вагоны принимаются ОАО "РЖД" с путей Западного района 3-й пристани в течение 3.3 часа (3 часа 20 мин.) после получения ответчиком уведомления от истца о готовности вагонов к уборке.
Готовые к уборке вагоны принимаются ОАО "РЖД" с Восточного района в течение 2,7 часа (2 часа 45 мин.) после получения ответчиком уведомления от истца о готовности вагонов к уборке.
В случае не приема ОАО "РЖД" вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемосдаточных операций, а также не приема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции, на время задержки составляется акт общей формы, и время задержки готовых к уборке вагонов исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами, ответчик несет ответственность перед истцом в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Готовые к уборке порожние вагоны ПАО "НМТП" были поданы уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, однако вагоны ответчиком убраны не были.
Таким образом, в январе 2020 года допущена задержана уборка 1 712 вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП".
В соответствии с пунктом 3.7 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, а также пункта 9 действующего договора N 325/2 составлены акты общей формы.
По факту задержки уборки вагонов истцом на основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации ОАО "РЖД" начислен штраф, рассчитанный исходя из периода, прошедшего с момента принятия перевозчиком уведомления порта о готовности вагонов к уборке до момента уборки вагонов, за вычетом нормативного времени уборки.
В связи с задержкой подачи и уборки вагонов ПАО "НМТП" ответчику была предъявлена претензия о выплате штрафа за задержку подачи и уборки вагонов N 2570-18/73 от 03.03.2020.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании штрафа за задержку подачи вагонов и задержку уборки вагонов в рамках договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП" от 27.03.2017 N 325/2/498/17 в размере 624 700 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно статье 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
На основании пункта 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, как и факт задержки по вине грузоотправителя, грузополучателя владельца железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяется актом общей формы.
Из материалов дела следует, что в январе 2020 года задержана уборка 1 712 вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ПАО "НМТП".
В соответствии с пунктом 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, а также пунктом 9 договора составлены акты общей формы.
Таким образом, истцом правомерно по факту задержки уборки вагонов на основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации ОАО "РЖД" начислен штраф, рассчитанный исходя из периода, прошедшего с момента принятия перевозчиком уведомления порта о готовности вагонов к уборке до момента уборки вагонов, за вычетом нормативного времени уборки.
Согласно пункту 1 договора N 325/2/498/17 от 27.03.2017 обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца.
Пунктом 9 вышеуказанного договора предусмотрено, что о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление.
В случае не приема перевозчиком вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемосдаточных операций, а также не приема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции, на время задержки составляется акт общей формы либо произвольной формы.
Порядок возврата вагонов определен пунктами 1.9 и 2.9 утвержденной ПАО "НМТП" и согласованной ОАО "РЖД" Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ПАО "НМТП", примыкающих к станции Новороссийск СКЖД от 05.10.2017 (далее - инструкция).
Установленный в инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива владельца на выставочные пути. Все действия истца по перестановке вагонов осуществляются по разрешающему показанию маневрового светофора с пути выезда, указанию дежурного по посту ЭЦ-3, переданному по радиосвязи.
Учитывая положения инструкции, приемосдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на выставочных путях, при этом без получения согласия железной дороги порт не может вернуть порожние вагоны на станционные пути.
При этом субъектом правоотношений с железной дорогой по пользованию инфраструктурой является владелец порожних вагонов, а не грузополучатель либо владелец пути необщего пользования (торговый порт); железная дорога обязана принять порожние вагоны с припортовой станции и в отсутствие договора перевозки таких вагонов. Между тем, наличие у порта законного интереса в своевременном исполнении перевозчиком обязанности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути обоснованно, поскольку длительная занятость путей необщего пользования исключает для него возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2020 по делу N А32-20994/2019 и от 10.02.2020 по делу N А53-36535/2018.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Актами общей формы подтверждается факт нарушения ответчиком сроков уборки вагонов по каждому вмененному ответчику случаю.
Нарушение сроков уборки подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов, подписанными представителями обеих сторон, уведомлениями ПАО "НМТП".
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что для привлечения перевозчика к ответственности в соответствии со статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации необходимо производить расчет штрафа на основании ведомостей подачи уборки вагонов, памяток приемосдатчика, актов общей формы, составленных перевозчиком.
Между тем, в соответствии с пунктом 17.8 договора N 325/2/498/17 от 27.03.2017 обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика и владельца, оформляются актами соответствующей формы, а так же актами произвольной формы.
Оригиналы памяток подачи и уборки вагонов, уведомлений о завершении грузовой операции, заявок на подачу вагонов имеются в наличии у перевозчика.
На основании первичных документов уполномоченным представителем ОАО "РЖД" в железнодорожной системе "ЭТРАН" были оформлены и подписаны ведомости на подачу и уборку вагонов, которые также были подписаны представителем ПАО "НМТП" электронной подписью.
Факт нарушения ответчиком условий договора N 325/2/498/17 от 27.03.2017 подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что размера штраф несоразмерен и подлежит уменьшению в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 2 статьи 333 Кодекса).
Согласно пункту 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявлено ходатайство об уменьшении размера штрафа в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Согласно пункту 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, в том числе, положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Доказательств, свидетельствующих о несоразмерности штрафа последствиям ненадлежащего исполнения обязательств по договору, не представлено.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1, частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.04.2021 по делу N А53-1827/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.И. Яицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1827/2021
Истец: ПАО "НОВОРОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"