г. Вологда |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А44-461/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Селивановой Ю.В., без вызова сторон рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Новгородхлеб" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 марта 2021 года по делу N А44-461/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новгородхлеб" (ОГРН 1025300787137, ИНН 5321034547; адрес: 173016, Великий Новгород, проспект Александра Конева, дом 10; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области к государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864; адрес: 173009, Великий Новгород, улица Псковская, дом 15; далее - учреждение) о признании недействительным решения учреждения от 10.12.2020 N 25/ПДС о взыскании излишне понесенных отделением Фонда расходов на выплату соответствующего вида страхового обеспечения.
Заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 марта 2021 года по делу N А44-461/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывает, что договоры с Бутаковой А.В. по своей сути являются трудовыми договорами.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка страхователя - Общества по вопросу полноты и достоверности сведений, предоставленных в отделение Фонда для назначения застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за период с 01.01.2020 по 30.06.2020. Результаты проверки нашли отражение в акте от 28.10.2020 N 29/ПДС.
Камеральной проверкой установлено необоснованное включение в средний заработок, исходя из которого исчислено пособие по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работнику Бутаковой Алине Александровне, сумм выплат по договорам гражданско-правового характера в размере 71 560 руб. 00 коп., на которые в соответствии с законодательством не подлежат начислению страховые взносы в Фонд социального страхования.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений страхователя Фондом 10.12.2020 вынесено решения N 25/ПДС о взыскании с Общества излишне понесенных отделением Фонда расходов, образовавшихся в результате недостоверности представленных страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 3 093 руб. 28 коп.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда области.
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ заявитель является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статьей 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ).
Из части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
Согласно пункту 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса):
1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
При этом, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 422 НК РФ, в базу для исчисления страховых взносов не включаются в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Довод общества о том, что отношения сложившиеся с Бутаковой А.В. являются трудовыми отношениями со ссылкой на статью 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), судом апелляционной инстанции отклоняется.
Статьей 420 ГК РФ установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора по общему правилу не допускается. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 421 ГК РФ).
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из анализа указанных норм следует, что предметом гражданских правоотношений является конечный результат - продукт труда. В трудовых правоотношениях обязанность по организации труда и его охране лежит на работодателе; в гражданских правоотношениях, связанных с трудом, исполнитель сам организует свой труд и его охрану. Трудовым правоотношениям присущ длящийся характер, они, как правило, не прекращаются после завершения работником какого-либо действия (рабочей операции) или трудового задания, поскольку работник вступает в указанные правоотношения для выполнения определенной работы как процесса. Гражданско-правовые отношения, связанные с трудом, прекращаются по окончании выполнения конкретной работы (задания) и получения определенного результата труда.
Как верно установил суд первой инстанции, представленные копии договоров возмездного оказания услуг, заключенные между Обществом и Бутаковой А.А. по своей правовой природе являются гражданско-правовыми, а не трудовыми, по следующим основаниям:
предмет договора - оказание услуг по уборке территории Общества, в частности территория вдоль забора (снаружи и внутри) (пункт 1), в то время как в трудовом договоре указывается должность и трудовая функция;
возможность привлечения к оказанию услуг третье лицо, ответственность за действия которого несет исполнитель (пункт 2), при этом трудовой договор подразумевает исполнение трудовой функции исключительно лично и не допускает привлечение соисполнителя;
стоимость услуг оплачивается после подписания сторонами акта сдачи-приемки услуг (пункт 3), однако по трудовому договору выплата заработной платы осуществляется в зависимости от фактически отработанного времени исходя из установленного работнику оклада (тарифной ставки, иной учетной единицы оплаты труда) и иных доплат, предусмотренных системой оплаты труда в организации;
факт исполнения условий договора подтверждается актом сдачи-приемки услуг, подписанным обеими сторонами, а фактическое выполнение трудовой функции не требует составления подобного акта и подтверждается учетом рабочего времени;
возмещение заказчиком исполнителю фактически понесенных расходов при невозможности оказания услуг по форс-мажорным обстоятельствам, при отказе от исполнения договора по инициативе исполнителя (пункты 4, 5), в то время в трудовом законодательстве при введении простоя предусмотрено сохранение за работником 2/3 средней заработной платы на период простоя (статья 157 ТК РФ), понятия "фактически понесенных затрат" трудовое законодательство не содержит;
к договору применяются положения статей 779-782 ГК РФ (пункт 8);
условиями договора предусмотрена возможность расторжения в одностороннем порядке (пункт 10), при этом трудовой договор прекращается по основаниям, предусмотренным статьей 77 ТК РФ.
В подтверждение факта оказания услуг в материалы дела представлены подписанные с Бутаковой А.А. акты сдачи-приемки услуг.
Как верно указал суд первой инстанции, сложившиеся между заявителем и физическим лицом в проверяемый период правоотношения по своей правовой природе являются гражданско-правовыми, а не трудовыми, поскольку из условий договоров усматривается, что они содержат согласованные сторонами существенные условия договора оказания услуг, правоотношения сторон характеризуются признаками равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Доказательств того, что физическое лицо было включено в производственный процесс организации - Общества, заявитель в суд не представил, что свидетельствует о самостоятельности исполнителя - физического лица в своей деятельности и фактическом выполнении работ (оказании услуг), а не трудовой функций. То есть, Общество было заинтересовано в конкретном результате труда, а не в самом процессе труда физического лица, как материальном благе.
Заключенные заявителем с физическим лицом договоры не содержат признаков трудового договора, поскольку в спорных договорах отсутствуют условия о соблюдении физическим лицом определенного режима работы и отдыха, не предусмотрена выплата сумм по временной нетрудоспособности и травматизму, предоставление физическому лицу иных гарантий социальной защищенности.
Статьей 19.1 ТК РФ предусмотрено, что в случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом.
Договоры прекратили действие в 2017 году, в связи с чем признание отношений по данным договорам трудовыми возможно только судом.
Оценив доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что из содержания спорного договора, в частности, характера и специфики оказываемых услуг (выполненных работ), не следует наличие трудовых взаимоотношений между Обществом и физическим лицом, оказывающими услуги.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 марта 2021 года по делу N А44-461/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Новгородхлеб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-461/2021
Истец: АО "Новгородхлеб"
Ответчик: ГУ Новгородское Региональное Отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации