г. Пермь |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А71-11688/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Голубцова В.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от заявителя - Сахапов Э.Р. паспорт, по доверенности от 01.01.2021, диплом
от заинтересованного лица - Мистюрин В.А. удостоверение, по доверенности от 14.01.2021, диплом
от третьего лица - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Ижводоканал"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 марта 2021 года
по делу N А71-11688/2020
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Ижводоканал" (ОГРН 1021801583121, ИНН 1826000408)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485)
о признании незаконными и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 14.09.2020 N 018/04/9.21-733/2020 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 14.09.2020 N 018/04/9.21-733/2020,
третье лицо: Сентяков Игорь Геннадьевич,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие г. Ижевска "Ижводоканал" (далее - МУП г. Ижевска "Ижводоканал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением от 30.09.2020 N 16986/111-17 о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России, административный орган, антимонопольный орган, ответчик) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 14.09.2020 N 018/04/9.21-733/2020, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
16 октября 2020 года МУП г. Ижевска "Ижводоканал" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением от 16.10.2020 N 012-100 о признании незаконным и отмене представления Удмуртского УФАС России об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 14.09.2020 N 018/04/9.21-733/2020.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.11.2020 по делу N А71-11688/2020 в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела N А71-11688/2020 и N А71-12384/2020 объединены в одно производство с присвоением делу номера А71-11688/2020 с рассмотрением дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обращаясь с апелляционной жалобой, ее заявитель повторно настаивает на доводах о том, что даты договоров от 16.10.2019 и от 13.11.2019 являются регистрационной датой договора и применяются исключительно для регистрации и учета подготовленных проектов договоров в МУП г. Ижевска "Ижводоканал". Указанные даты не являются датой заключения договора. В соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Учитывая, что договор, зарегистрированный в МУП г. Ижевска "Ижводоканал"13.11.2019 (оферта), был направлен Сентякову И.Г. и не был заключен по состоянию на 13.11.2019 (акцепт не получен), а обязанность по оплате возникает после заключения договора, вывод антимонопольного органа о том, что заявителю было навязано обязательство вносить оплату по условиям неподписанного договора, является необоснованным. МУП г. Ижевска "Ижводоканал" не требует плату от Сентякова И.Г., а Сентяков И.Г. не вносил плату.
Размер платы за подключение в пункте 15 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 был указан ошибочно, арифметическая ошибка была устранена протоколом разногласий и проектом протокола урегулирования разногласий от 26.12.2019.
По пункту 4 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019: в Типовом договоре также отсутствует конкретная дата подключения объекта. В соответствии с частью 6 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" сроки подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 106 Правил N 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения (технологического присоединения) осуществляется в срок, который не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя, после направления заявителем уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения). Учитывая, что на момент направления проекта договора Сентякову И.Г. не был установлен момент заключения договора, конкретная дата подключения не могла быть определена, поэтому в проекте договора в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами N 644 был установлен срок - 18 месяцев.
По пункту 5 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019: на непостроенный объект не могло быть зарегистрировано право собственности, документы, подтверждающие право собственности, Сентяковым И.Г. не были представлены в МУП г. Ижевска "Ижводоканал". Типовой договор предусматривает иные варианты и виды прав на объект помимо права собственности. Целевое назначение подключаемого объекта в проекте договора указано как "Бизнес-центр".
По пунктам 19, 20, 22 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019: внесение дополнений в Типовой договор не запрещено действующим законодательством.
В пункте 33 Типового договора также отсутствует конкретная дата. С учетом того, что на момент направления проекта договора Сентякову И.Г. не была известна конкретная дата заключения договора и конкретная дата подключения объекта, сторонами не могла быть определена конкретная дата прекращения действия договора.
По пункту 40 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019: внесение дополнений в Типовой договор не запрещено действующим законодательством. Пункт 40 Типового договора отражен в пункте 42 проекта договора.
По пункту 41 проекта договораN 1501-16кУ/19 от 13.11.2019: внесение дополнений в Типовой договор не запрещено действующим законодательством. Пункт 41 Типового договора отражен в пункте 43 проекта договора.
Доводы МУП г. Ижевска "Ижводоканал" об отсутствии запрета на внесение дополнительных условий в типовые договоры соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах".
По содержанию условий подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения N 202к - приложения N 1 к договору N1501-16кУ/19 от 13.11.2019 заявитель привел следующие доводы:
- в описании точки подключения к централизованной системе канализации города указан адрес места нахождения колодца, поскольку в схеме водоотведения г. Ижевска нумерация существующих колодцев отсутствует. План проектируемой канализации от точки подключения к централизованной системе канализации до границы земельного участка заказчика был направлен заказчику до момента подготовки договора о подключении по электронной почте 13.08.2019 на электронный адрес, указанный в заявлении заказчика о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения;
- отметки лотков в существующем колодце на подключении к централизованной системе канализации и в проектируемом в непосредственной близости от границы земельного участка заказчика колодце были указаны на плане проектируемой канализации, который направлен заказчику до момента подготовки договора о подключении по электронной почте 13.08.2019 на электронный адрес, указанный в заявлении заказчика о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения;
- поскольку подключаемая нагрузка рассматриваемого объекта составляет 0,6 куб. м/сут, а водоснабжение объекта предполагается с подключением к централизованным системам водоснабжения с оборудованием узлов учета, требования к проектированию узла учета сточных вод с учетом положений пункта 83 Правил N 644 в приложении 1 к договору N1501-16кУ/19 от 13.11.2019 отсутствуют;
- в абзаце 7 приложения N 1 к договору N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 формулировка "Границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и заявителя" изложена в точном соответствии с подпунктом "з" пункта 96 Правил N 644 и по своей сути полностью соответствует формулировке в абзаце 7 Приложения N 1 к Типовому договору "Границы эксплуатационной ответственности по канализационным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства и заказчика".
По содержанию проекта протокола урегулирования разногласий от 26.12.2019 заявитель указал, что действующим законодательством не запрещено датирование проекта протокола урегулирования разногласий датой его направления заявителю (заказчику). Пункты 10, 11, 40 проекта договора в ходе принятия мер по урегулированию разногласий приняты в редакции заказчика в соответствии с пунктом 100 Правил N 644. Доводы по пунктам 5 и 6 изложены в части доводов по техническим условиям. Арифметическая ошибка при определении цены была исправлена протоколом урегулирования разногласий. Иные условия публичного договора не определялись исходя из преимуществ отдельных потребителей и оказания им предпочтения. При наличии преддоговорного спора договор не заключен, состава административного правонарушения не может быть, так как нарушения установленного порядка подключения к централизованным системам не имеется. Правила N 644 предусматривают возможность наличия разногласий, урегулирования разногласий, Типовой договор предусматривает возможность внесения в него изменений по соглашению сторон.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указанную позицию представитель заинтересованного лица поддержал в ходе судебного заседания.
Третье лицо, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 14.11.2019 в Удмуртское УФАС России поступили заявления Сентякова И.Г. (вх. N 8465, N 8466 от 14.11.2019) о наличии в действиях (бездействии) МУП г. Ижевска "Ижводоканал" признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном завышении размера платы за подключение (технологическое подсоединение) объекта незавершенного строительства (объекта капитального строительства): "Бизнес-центр, расположенный на пересечении ул. Новая Восьмая и пер. Северный в Октябрьском районе города Ижевска" (далее также объект, объект капитального строительства), к сетям водоотведения.
По результатам рассмотрения заявлений и поступивших документов антимонопольным органом установлено, что 16.08.2019 (вх. N 3711) в МУП г. Ижевска "Ижводоканал" (далее также Исполнитель), осуществляющего водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры и являющегося субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", поступила заявка Сентякова И.Г. о подключении объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения.
Исполнителем в ответ на заявку было направлено письмо от 21.08.2019 N 15607/17-14-106 с просьбой откорректировать представленный к заявке баланс в части обоснования заявленных противопожарных расходов.
С письмом от 06.09.2019 Сентяков И.Г. представил доработанный баланс нагрузок по водоснабжению и водоотведению, который, по мнению Исполнителя, по прежнему не содержал информации, обосновывающей отсутствие необходимости устройства системы внутреннего пожаротушения, вследствие чего Исполнителем повторно было направлено письмо от 11.09.2019 N 17178/17-14-106 о доработке представленного баланса в части заявленных противопожарных расходов.
Письмом от 20.09.2019 Сентяков И.Г. предоставил информацию о том, что проектируемое здание планируется оборудовать противопожарной стеной II типа, что было принято Исполнителем как обоснование заявленных ранее противопожарных нагрузок.
Письмом от 17.10.2019 N 19927/17-14-106 на основании заявки Сентякова И.Г. МУП г. Ижевска "Ижводоканал" был направлен проект договора о подключении (технологическом присоединении) Объекта к централизованной системе холодного водоснабжения N1310-17вУ/19 от 16.10.2019.
Письмом от 13.11.2019 N 21860/17-14-106 Сентякову И.Г. также был направлен проект договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения N1501-16кУ/19 от 13.11.2019 (далее - договор N1501-16кУ/19 от 13.11.2019).
В связи с выявлением признаков нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившихся в нарушении МУП г. Ижевска "Ижводоканал" срока для заключения договоров на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, установленного пунктом 92 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), антимонопольным органом в адрес МУП г. Ижевска "Ижводоканал" направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 15.01.2020, назначенного на 06.02.2020. Уведомление получено МУП г. Ижевска "Ижводоканал" 21.01.2020.
10.02.2020 заместителем руководителя Удмуртского УФАС России в отношении МУП г. Ижевска "Ижводоканал" вынесено определение N ЕС-01-17-06/955 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, Сентяков И.Г. обжаловал указанное определение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России).
Решением ФАС России от 02.06.2020 определение Удмуртского УФАС России от 10.02.2020 N ЕС-01-17-06/955 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменено, заявление Сентякова И.Г. направлено на новое рассмотрение в Удмуртское УФАС России.
В ходе повторного рассмотрения заявления Сентякова И.Г. Удмуртским УФАС России были установлены следующие нарушения.
В нарушение пункта 98 Правил N 644 Сентякову И.Г. было навязано обязательство вносить плату по условиям еще не подписанного им договора о подключении (технологическом присоединении).
В нарушение приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 12.11.2019 N 23/52, которым была установлена плата за подключение (технологическое присоединение) к системе водоотведения в индивидуальном порядке для объекта договора N1501-16кУ/19 в размере 3 313 681,99 руб. с учетом НДС, в пункте 15 проекта договора N1501-16кУ/19 плата установлена в размере 3 976 418,39 руб. с учетом дополнительного начисленного НДС (20%), что подтверждается счетом на оплату N У-000000847 от 14.11.2019.
Антимонопольным органом также установлено наличие следующих отличий в проекте договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 от Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 (далее - Типовой договор):
- в пункте 4 проекта договора отсутствует конкретная дата подключения объекта;
- в пункте 5 проекта договора отсутствуют указания основания заказчика на право собственности подключаемого объекта и его целевого назначения;
- в абзаце 2 пункта 19 проекта договора добавлен абзац, не предусмотренный Типовым договором: "Отказ Заказчика от подписания дополнительного соглашения, предусмотренного настоящим пунктом договора, является основанием для Организации водопроводно-канализационного хозяйства для одностороннего отказа от настоящего договора. При этом уплаченные Заказчиком денежные средства в части, истраченной на выполнение обязательств Организации водопроводно-канализационного хозяйства по подключению, возврату Заказчику не подлежат, убытки не компенсируются";
- в пункте 20 проекта договора добавлено предложение, не предусмотренное Типовым договором: "В случае невыполнения заказчиком вышеуказанных обязательств организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не выполнять фактическое подключение объекта";
- в пункте 22 проекта договора добавлено предложение, не предусмотренное Типовым договором: "При этом Заказчик обязан подписать и вернуть один экземпляр Акта о подключении либо предоставить мотивированный отказ от его подписания в течение 10 рабочих дней с момента получения его от Организации водопроводно-канализационного хозяйства";
- в пункте 33 проекта договора отсутствует конкретная дата прекращения срока действия договора N 1501-16кУ/19;
- в пункте 40 проекта договора Исполнителем добавлен пункт, не предусмотренный Типовым договором: "Организация водопроводно-канализационного хозяйства вместе с Актом о подключении к настоящему Договору передает Заказчику для подписания Универсальный передаточный документ (УПД). Заказчик обязан подписать УПД и вернуть один экземпляр в адрес Организации водопроводно-канализационного хозяйства либо подготовить и направить в адрес Организации водопроводно-канализационного хозяйства мотивированный отказ.
В случае, если в течение установленного настоящим пунктом срока от Заказчика не поступают подписанный УПД или мотивированный отказ от его подписания в течение 10 рабочих дней с момента его получения".
Оригинальное содержание пункта 40 Типового договора отражено в пункте 42 проекта договора;
- в пункте 41 проекта договора Исполнителем добавлен пункт, не предусмотренный Типовым договором: "К отношениям Сторон, возникающим из настоящего договора, правила части 1 статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются".
Оригинальное содержание пункта 41 Типового договора отражено в пункте 43 проекта договора.
Антимонопольным органом также установлено, что условия подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения N 202к (Приложение N 1 к договору N1501-16кУ/19 от 13.11.2019) составлены с рядом нарушений:
- в описании точки подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения отсутствует информация о номере колодца или камеры, что является нарушением подпункта "б" пункта 96 Правил N 644;
- отсутствует информация об отметках лотков в месте (местах) подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, что является нарушением подпункта "г" пункта 96 Правил N 644;
- отсутствуют требования к проектированию узла учета, к месту размещения устройств учета, требования к схеме установки устройств учета и иных компонентов узла учета, требования к техническим характеристикам устройств учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности (требования к устройствам не должны содержать указания на определенные марки приборов и методики измерения);
- в абзаце 7 изменена формулировка на "Границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и заявителя".
По результатам рассмотрения копии проекта протокола урегулирования разногласий к протоколу разногласий к договору N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 административным органом установлено нарушение МУП г. Ижевска "Ижводоканал" действующего законодательства в части подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения и отступление от Типового договора, выразившееся в следующем:
- протокол урегулирования разногласий датирован днем направления Исполнителем на рассмотрение Сентякову И.Г. данного проекта;
- исключение абзацев 3 и 4 подпункта "б" пункта 10 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 является отклонением от Типового договора;
- исключение абзаца 3 подпункта "б" пункта 11 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 является отклонением от Типового договора;
- утверждение абзаца 1 пункта 40 договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019, отсутствующего в Типовом договоре;
- утверждение отсутствия в условиях подключения информации номера колодца или камеры в описании точки подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения;
- утверждение отсутствия в условиях подключения информации об отметках лотков в месте (местах) подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения.
Установив, что в действиях МУП г. Ижевска "Ижводоканал", выразившихся в нарушении правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа и установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, содержатся признаки совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, 15 июля 2020 года старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Удмуртского УФАС России в отношении МУП г. Ижевска "Ижводоканал" в присутствии его защитников (представителей) по доверенности составил протокол N 018/04/9.21-733/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Уведомление от 06.07.2020 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено МУП г. Ижевска "Ижводоканал" по электронной почте 07.07.2020.
Копия протокола вручена защитникам (представителям) МУП г.Ижевска "Ижводоканал" 15.07.2020.
Кроме того, копия протокола об административном правонарушении, а также копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 15.07.2020 N 018/04/9.21-733/2020 и о продлении срока его рассмотрения направлены в адрес МУП г. Ижевска "Ижводоканал" регистрируемым почтовым отправлением и вручены 21.07.2020, что подтверждается уведомлением о вручении.
На основании ходатайства МУП г. Ижевска "Ижводоканал" определением от 25.08.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 11.09.2020, срок рассмотрения дела продлен до 30.09.2020. Указанное определение направлено в адрес МУП г. Ижевска "Ижводоканал" 31.08.2020 по электронной почте.
11 сентября 2020 года руководителем Удмуртского УФАС России в присутствии защитника МУП г. Ижевска "Ижводоканал" и представителя потерпевшего Сентякова И.Г. материалы дела об административном правонарушении, возбужденного по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в отношении МУП г. Ижевска "Ижводоканал", рассмотрены, объявлена резолютивная часть постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 018/04/9.21-733/2020.
14 сентября 2020 года Удмуртским УФАС России изготовлено мотивированное постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 018/04/9.21-733/2020, которым МУП г. Ижевска "Ижводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, на МУП г. Ижевска "Ижводоканал" наложен административный штраф в размере 100 000 рублей.
На основании указанного постановления Удмуртским УФАС России также внесено представление от 14.09.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, N 018/04/9.21-733/2020, согласно которому МУП г. Ижевска "Ижводоканал" надлежит принять меры, направленные на надлежащее исполнение Правил N 644, а именно: распорядительным документом руководителя (приказ) довести до сведения сотрудников МУП г. Ижевска "Ижводоканал", задействованных в подготовке проектов и заключении договоров о подключении, требование:
- о необходимости провести разъяснительные мероприятия по применению Правил N 644, правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа и установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоотведения;
- о необходимости приведения проектов договоров в соответствие с типовой формой.
Несогласие заявителя с постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и с представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, явилось основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным. При этом, суд согласился с доводами МУП в части отсутствия нарушений в отношении пунктов 4, 5, 33, а также в части нарушения пунктов 83 и 96 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:
- транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепроводам, нефтепродуктопроводам);
- транспортировки газа по газопроводам;
- оказания услуг по передаче электрической энергии;
- оказания услуг по передаче тепловой энергии;
- водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, субъектами данного административного правонарушения являются также собственники или иные законные владельцы объекта электросетевого хозяйства, водопроводных и (или) канализационных сетей.
Объективную сторону административного правонарушения указанными субъектами составляет нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (например, препятствование перетоку энергии через их объекты), препятствование транспортировке воды по водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по канализационным сетям.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а деятельность субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в статье 4 Федерального закона от 19.08.1995 N 147 ФЗ "О естественных монополиях" отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 2, 4, 14, 15, 17, 28, 28.1, 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - орган регулирования тарифов) - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа;
централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:
1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;
3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктами 1, 5 части 1 статьи 4 Закона N 416-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся:
- утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения, типового договора водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке холодной воды, типового договора по транспортировке сточных вод, типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения;
- утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 416-ФЗ лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 15 статьи 18 Закона N 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 97 Правил N 644 также установлено, что договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ установлено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 49) содержатся разъяснения, согласно которым условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 426 ГК РФ, а также действующим в момент заключения публичного договора обязательным правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 416-ФЗ при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Сроки подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе в случае необходимости реализации мероприятий инвестиционной программы в целях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Частью 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ установлено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
В силу части 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Согласно статье 33 Закона N 416-ФЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения), плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
На основании пункта 82 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водо-снабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Из указанных норм следует, что размер платы рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов, либо устанавливается органом регулирования тарифов в индивидуальном порядке.
Особенности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения установлены в разделе IV Правил N 644, в котором предусмотрен порядок заключения договора о подключении (технологическом присоединении), предусматривающий обращение заявителя с заявлением о заключении договора в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, выдавшего технические условия, а также такое обращение без предварительного получения технических условий (пункты 88, 89); требования к содержанию заявления и перечень документов, представляемых с заявлением (пункт 90); порядок рассмотрения заявления и приложенных к нему документов (пункт 92).
В соответствии с пунктом 94 Правил N 644 в случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 Правил N 644, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
Согласно пункту 96 Правил N 644 в условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения должны быть указаны:
а) срок действия условий подключения (технологического присоединения);
б) точка подключения (технологического присоединения) (адрес, номер колодца или камеры);
в) технические требования к объектам капитального строительства заявителя, в том числе к устройствам и сооружениям для подключения (технологического присоединения), а также к выполняемым заявителем мероприятиям для осуществления подключения (технологического присоединения);
г) отметки лотков в местах подключения (технологического присоединения);
д) нормативы по объему сточных вод, нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также режим отведения сточных вод;
е) требования к устройствам, предназначенным для отбора проб, требования к средствам измерений (приборам учета) сточных вод в узлах учета, требования к проектированию узла учета, месту размещения узла учета, схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета, техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности (требования к приборам учета объема сточных вод не должны содержать указания на определенные марки приборов и методики измерения);
ж) требования по сокращению сброса сточных вод, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, которые должны быть учтены в плане снижения сбросов и плане по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод;
з) границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и заявителя.
В случае наличия технической возможности подключения (технологического присоединения) отказ организации водопроводно-канализационного хозяйства от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) не допускается. При необоснованном отказе или уклонении организации водопроводно-канализационного хозяйства от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) заявитель вправе обратиться в суд.
Таким образом, из взаимосвязанных положений статьи 426 ГК РФ, частей 3, 13, 15 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, пунктов 94, 97 Правил N 644 следует, что поскольку договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения является публичным договором и должен заключаться в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, при этом приложениями к такому договору являются условия подключения (технологического присоединения) и расчет платы за подключение (технологическое присоединение), которая должна определяться в размере, установленном органом регулирования тарифов, представление организацией водопроводно-канализационного хозяйства заказчику проекта договора с условиями, отклоняющимися от условий типового договора и ухудшающими положение заказчика, представление условий подключения (технологического присоединения), не содержащих предусмотренных пунктом 96 Правил N 644 сведений, а также установление платы в размере, превышающем размер платы, установленный органом регулирования тарифов, является нарушением порядка подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании заявления Сентякова И.Г. о подключении объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения от 16.08.2019 вх. N 3711 МУП г. Ижевска "Ижводоканал" был направлен проект договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения N1501-16кУ/19 от 13.11.2019, приложениями к которому являются условия подключения и размер платы за подключение (технологическое присоединение).
К проекту договора Сентяковым И.Г. был составлен протокол разногласий.
В ответ МУП г. Ижевска направило протокол урегулирования разногласий от 26.12.2019.
В связи не достижением соглашения по условиям договоров Сентяков И.Г. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковыми заявлениями об урегулировании разногласий при заключении договора и о понуждении МУП г. Ижевска "Ижводоканал" к заключению договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (дела N А71-9066/2020, N А71-10043/2020).
Административным органом событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, установлено в связи с допущенными при составлении проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 отступлениями от условий типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, в связи с установлением размера платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения в размере, превышающем размер, установленный органом регулирования тарифов, а также в связи с допущенными при составлении условий подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения нарушениями.
Так, пунктом 15 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 и в приложении "Размер платы за подключение (технологическое присоединение)" к указанному договору плата за подключение (технологическое присоединение) установлена МУП г. Ижевска "Ижводоканал" в размере 3 976 418,39 рублей, что также подтверждается счетом на оплату N У-0000000847 от 14.11.2019, выставленным МУП г. Ижевска "Ижводоканал" (л.д. 94).
Между тем приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 12.11.2019 N 23/52 плата за подключение (технологическое присоединение) к системе водоотведения была установлена для объекта договора N1501-16кУ/19 от 13.11.2019 в индивидуальном порядке в размере 3 313 681,99 руб. (с учетом НДС).
Из материалов дела следует, что МУП г. Ижевска "Ижводоканал" размер платы, установленный приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 12.11.2019 N 23/52 с учетом НДС, был дополнительно увеличен на 20%, что является нарушением положений частей 13, 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ.
Довод заявителя об отсутствии события правонарушения в связи с тем, что увеличение размера платы было произведено ошибочно, а арифметическая ошибка была устранена в протоколе урегулирования разногласий, судом обоснованно отклонен в связи с тем, что устранение ошибки явилось результатом действий Сентякова И.Г., представившего протокол разногласий с верным размером платы. Кроме того, последующее устранение нарушения факт совершения правонарушения не опровергает.
Обоснованными так же являются выводы Удмуртского УФАС России в части нарушения МУП г. Ижевска "Ижводоканал" следующих условий Типового договора при составлении проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019:
- пункт 19 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 дополнен абзацем 2 следующего содержания: "Отказ Заказчика от подписания дополнительного соглашения, предусмотренного настоящим пунктом договора, является основанием для Организации водопроводно-канализационного хозяйства для одностороннего отказа от настоящего договорю. При этом уплаченные Заказчиком денежные средства в части, истраченной на выполнение обязательств Организации водопроводно-канализационного хозяйства по подключению возврату Заказчику не подлежат, убытки не компенсируются".
Данное положение отсутствует в Типовом договоре и ухудшает положение заказчика, являющегося слабой стороной в публичном договоре.
Кроме того, как указано в абзаце первом пункта 21 Постановления N 49, по смыслу пункта 2 статьи 310, пункта 3 статьи 426, статьи 450.1 ГК РФ не связанный с нарушением со стороны потребителя односторонний отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от исполнения публичного договора не допускается, в том числе в случаях, предусмотренных правилами об отдельных видах договоров, например статьей 782 ГК РФ;
- пункт 22 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 дополнен предложением следующего содержания: "При этом Заказчик обязан подписать и вернуть один экземпляр Акта о подключении либо предоставить мотивированный отказ от его подписания в течение 10 рабочих дней с момента получения его от Организации водопроводно-канализационного хозяйства".
Данное положение отсутствует в Типовом договоре и возлагает на заказчика, являющегося слабой стороной в публичном договоре, обязанность, не предусмотренную Типовым договором;
- проект договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 дополнен пунктом 40 с положениями, не предусмотренными Типовым договором: "Организация водопроводно-канализационного хозяйства вместе с Актом о подключении к настоящему Договору передает Заказчику для подписания Универсальный передаточный документ (УПД). Заказчик обязан подписать УПД и вернуть один экземпляр в адрес Организации водопроводно-канализационного хозяйства либо подготовить и направить в адрес Организации водопроводно-канализационного хозяйства мотивированный отказ от его подписания в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
В случае, если в течение установленного настоящим пунктом срока от Заказчика не поступают подписанный УПД или мотивированный отказ от его подписания, УПД считается подписанным со стороны Заказчика".
Данное положение отсутствует в Типовом договоре и возлагает на заказчика, являющегося слабой стороной в публичном договоре, обязанность, не предусмотренную Типовым договором, а также последствия неисполнения данной обязанности в установленный данным пунктом срок.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Удмуртского УФАС России о несоответствии пунктов 4, 5, 33 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 условиям Типового договора.
По пункту 4 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019, судом верно установлено следующие обстоятельства.
В силу части 6 статьи 18 Закона N 416-ФЗ сроки подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе в случае необходимости реализации мероприятий инвестиционной программы в целях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 106 Правил N 644 определен предельный срок, в течение которого организация водопроводно-канализационного хозяйства должна подключить объект капитального строительства, в том числе водопроводные и (или) канализационные сети заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а именно: 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя, после направления заявителем уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения).
Согласно части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
Установленный Правилами N 644 механизм правового регулирования подключения (технологического присоединения) объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения предусматривает необходимость для сторон договора согласования срока подключения объекта, что соответствует принципу равенства участников регулируемых им отношений, закрепленному в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Типовым договором предусмотрено установление в договоре срока подключения объекта в виде даты. Вместе с тем Типовой договор не закрепляет императивные сроки подключения объекта. В соответствии со статьей 190 ГК РФ срок может быть определен периодом времени.
В проекте договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 срок подключения объекта указан как "не позднее 18 месяцев с даты заключения договора", что не противоречит пункту 106 Правил N 644.
Сентяков И.Г. не был лишен возможности указать в протоколе разногласий срок подключения объекта в виде определенной даты.
Таким образом, суд верно указал, что в данной части нарушение условий Типового договора отсутствует.
По пункту 5 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019, судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Пунктом 5 Типового договора предусмотрено описание подключаемого объекта с указанием прав заказчика на объект капитального строительства, наименования и реквизитов правоустанавливающего документа, целевого назначения объекта.
В проекте договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 содержится следующее описание подключаемого объекта: "Бизнес-центр на пересечении ул. Новая Восьмая и пер. Северный в Октябрьском районе г. Ижевска". Указанное наименование подключаемого объекта соответствует наименованию объекта, указанному Сентяковым И.Г. в заявлении о подключении объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения от 16.08.2019 вх. N 3711.
В заявлении Сентякова И.Г. о подключении объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения от 16.08.2019 вх. N 3711 указано, что заявление подается с целью подключения строящегося объекта капитального строительства. Сведения о наименовании и реквизитах правоустанавливающего документа на объект капитального строительства в заявлении не приведены, в связи с чем МУП г. Ижевска "Ижводоканал" не располагало соответствующими сведениями и не имело возможности отразить их в проекте договора.
Подпунктом "б" пункта 90 Правил N 644 предусмотрено, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства для строящихся объектов - копию разрешения на строительство (за исключением объектов, для строительства которых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется). Следовательно, предоставление правоустанавливающих документов на объект капитального строительства, не завершенный строительством, Правилами N 644 не предусмотрено.
Содержание пункта 5 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 позволяет индивидуализировать подключаемый объект.
С учетом того, что в пункте 6 проекта договора описание земельного участка, на котором осуществляется строительство подключаемого объекта, содержит все необходимые характеристики, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения в части содержания пункта 5 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019.
Судом верно отмечено, что отсутствие конкретной даты прекращения срока действия договора в пункте 33 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 не является нарушением и положения заказчика не ухудшает.
Проект договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 дополнен пунктом 41 с положениями, не предусмотренными Типовым договором: "К отношениям Сторон, возникающим из настоящего договора, правила части 1 статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются".
Пунктом 1 статьи 317.1 ГК РФ установлено, что в случаях, когда законом или договором предусмотрено, что на сумму денежного обязательства за период пользования денежными средствами подлежат начислению проценты, размер процентов определяется действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России (законные проценты), если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Из пункта 1 статьи 317.1 ГК РФ следует, что возможность начисления таких процентов должна быть установлена законом или договором.
Следовательно, положение пункта 41 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019, ограничивающее применение статьи 317.1 ГК РФ к отношениям сторон по указанному договору, в отсутствие установленной законом или договором возможности ее применения к данным отношениям положение заказчика не ухудшает.
В части пункта 20 проекта договора судом указано на следующее.
Первым предложением пункта 20 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019, которое соответствует пункту 20 Типового договора, установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет фактическое подключение (технологическое присоединение) объекта к централизованной системе водоотведения при условии выполнения заказчиком условий подключения (технологического присоединения) объекта к централизованной системе водоотведения при условии выполнения заказчиком условий подключения (технологического присоединения) и внесения платы за подключение (технологическое присоединение) в размере и сроки, которые установлены пунктами 15 и 16 настоящего договора.
Пункт 20 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 дополнен Исполнителем предложением следующего содержания: "В случае невыполнения заказчиком вышеуказанных обязательств организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не выполнять фактическое подключение объекта".
Вышеприведенное положение пункта 20 проекта договора N 1501-16кУ/19 от 13.11.2019 отсутствует в Типовом договоре. Вместе с тем данное положение дополняет положение, предусмотренное Типовым договором, и не изменяет его содержания.
Суд считает обоснованными выводы антимонопольного органа также в части нарушения МУП г. Ижевска "Ижводоканал" пункта 96 Правил N 644 при описании следующих условий подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения: отсутствие нумерации колодцев и отсутствие информации об отметках лотков в месте (местах) подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения.
Выводы административного органа заявителем в данной части документально не опровергнуты. Соответствующие доказательства не представлены.
Указание отметок лотков в плане проектируемой канализации не освобождает Исполнителя от обязанности по составлению условий подключения по установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 форме.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях МУП г. Ижевска "Ижводоканал" факта нарушения установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоотведения.
В остальной части суд первой инстанции принял обоснованными доводы заявителя, в связи с чем они также не подлежат исследованию в суде апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом. Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела. Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях заявителя содержатся все признаки состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, следовательно, привлечение заявителя к административной ответственности является правомерным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены в присутствии представителей заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания для признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судом не установлено. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к соблюдению норм права.
Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют, поскольку учреждение не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оспариваемым постановлением заявителю обоснованно назначено административное наказание в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции закономерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 14.09.2020 N 018/04/9.21-733/2020 является законным и обоснованным.
В части требований заявителя о признании незаконным и отмене представления от 14.09.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, N 018/04/9.21-733/2020, судом установлено следующее.
Статьей 29.13 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Как разъяснено в пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).
Представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Из оспариваемого представления следует, что на МУП г. Ижевска "Ижводоканал" возложена обязанность принять меры, направленные на надлежащее исполнение Правил N 644, а именно: распорядительным документом руководителя (приказ) довести до сведения сотрудников МУП г.Ижевска "Ижводоканал", задействованных в подготовке проектов и заключении договоров о подключении, требование:
- о необходимости провести разъяснительные мероприятия по применению Правил N 644, правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа и установленного порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоотведения;
- о необходимости приведения проектов договоров в соответствие с типовой формой.
Учитывая, что оспариваемое представление от 14.09.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, N 018/04/9.21-733/2020 вынесено Удмуртским УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ, и в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях МУП г. Ижевска "Ижводоканал" административным органом доказан, оспариваемое представление соответствует действующему законодательству и не подлежит признанию незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и им дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны правовой позиции, избранной заявителем в суде первой инстанции, были предметом проверки судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и они обоснованно отклонены. Каких-либо новых обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 марта 2021 года по делу N А71-11688/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11688/2020
Истец: МУП г. Ижевска "Ижводоканал"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: Сентяков Игорь Геннадьевич