г. Самара |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А65-2733/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Некрасовой Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.04.2021 по делу N А65-2733/2021 (судья Андриянова Л.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Булгарнефть" (ИНН 1644005296, ОГРН 1021601627123), г.Альметьевск Республики Татарстан, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (ИНН 1644005835, ОГРН 1041608023104), г.Альметьевск Республики Татарстан, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (ИНН 1654009437, ОГРН 1041625497209), г.Казань,
об оспаривании решения,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Булгарнефть" (далее - АО "Булгарнефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 23.09.2020 N 85 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением от 12.04.2021 по делу N А65-2733/2021, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Республики Татарстан заявление удовлетворил.
Налоговый орган обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2021 по делу N А65-2733/2021 апелляционная жалоба принята к производству; при этом суд предложил другим лицам, участвующим в деле, представить отзывы на апелляционную жалобу в срок не позднее 07.06.2021.
Указанное определение суда размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.05.2021 в соответствии с абз.2 ч.1 ст.122 АПК РФ. На основании данной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Согласно ч.1 ст.272.1 АПК РФ, п.47 и 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст.272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила абз.1 ч.1, ч.2 ст.229 АПК РФ не применяются.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст.261, 262, 267, 271 АПК РФ).
АО "Булгарнефть" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Управление в отзыве апелляционную жалобу поддержало.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации АО "Булгарнефть" по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ, налог) за март 2020 года налоговый орган принял решение от 23.09.2020 N 85 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислил налог в сумме 913 руб.
Решением от 05.11.2020 N 2.8-18/029957@ Управление решение налогового органа оставило без изменения.
Основанием для начисления оспариваемой суммы налога послужил вывод налогового органа о неправомерном занижении обществом налоговой базы за март 2020 года (расхождение объемов добытой нефти в налоговой декларации по НДПИ за март 2020 года и суточных актах приема-передачи сырой нефти НГДУ "Нурлатнефть" и НГДУ "Прикамнефть" составило 0,141 тонны).
Не согласившись с решением налогового органа, АО "Булгарнефть" обратилось с заявлением в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований общество указало на то, что налоговый орган ошибочно облагает НДПИ количество добытой и переданной на подготовку сырой нефти до возникновения объекта налогообложения - нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной до значений, соответствующих ГОСТ Р 51858-2002 (товарная нефть).
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Как видно из материалов дела, в рассматриваемом периоде АО "Булгарнефть" осуществляло разработку Западно-Сотниковского, Искринского, Шийского нефтяных месторождений на основании лицензий ТАТ 02325 НЭ (срок действия - до 30.09.2048), ТАТ 02326 НЭ (срок действия - до 30.11.2043), ТАТ 02327 НЭ (срок действия - до 30.11.2045).
Согласно пп.1 п.1 ст.336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.3 п.2 ст.337 НК РФ видом добытого полезного ископаемого является углеводородное сырье, в частности: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В силу п.1 ст.339 НК РФ количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто, которой признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.
Согласно п.2 ст.339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
В п.7 ст.339 НК РФ закреплено, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п.8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
П.10 ст.339 НК РФ установлено, что определение пользователем недр количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче осуществляется в соответствии с порядком учета нефти, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 N 451 утверждены Правила учета нефти (далее - Правила N 451).
В соответствии с п.2 Правил N 451 под балластом нефти понимается масса содержащихся в нефти воды, хлористых солей и механических примесей, определенных по результатам лабораторных испытаний; масса нетто нефти - это масса нефти за вычетом масс отделенных воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных с применением средств измерений и результатов лабораторных испытаний; нефтегазоводяная смесь - смесь, извлеченная из недр, содержащая углеводороды широкого физико-химического состава, попутный нефтяной газ, воду, минеральные соли, механические примеси и другие химические соединения. Понятия "нефтегазоводяная смесь" и "скважинная жидкость" равнозначны.
П.25 Правил N 451 установлено, что на основании данных эксплуатационного рапорта и массы нетто нефти, добытой в отчетный период (Дф), определяется масса нетто нефти, добытой по каждой скважине в отчетный период.
На основании массы нетто нефти, добытой по каждой скважине в отчетный период, составляется сводный месячный эксплуатационный рапорт (СМЭР), содержащий информацию о массе нетто нефти, добытой в отчетный период по каждой скважине, каждой залежи месторождения и по месторождению (участку недр) в целом, по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации.
Хранение сводного месячного эксплуатационного рапорта, информации о дате и результатах измерения количества извлеченной нефтегазоводяной смеси по каждой скважине, а также результатов определения содержания воды (в процентах) в нефтегазоводяной смеси осуществляется на бумажном или электронном носителе в течение времени, позволяющем обеспечить соблюдение норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Форма сводного месячного эксплуатационного рапорта утверждена Приказом Минэнерго России от 15.08.2014 N 529.
Учетные операции с нефтью осуществляются на основе информации, полученной с применением средств измерений или технических устройств с измерительными функциями по методикам измерений, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании (п.8 Правил N 451).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что налоговый орган в результате анализа суточных актов приема-передачи сырой нефти за март 2020 года пришел к выводу, что эти акты содержат сведения о массе нетто нефти без балласта, которая и является налогооблагаемой базой по НДПИ.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, налоговый орган не учел следующее.
В соответствии с п.1 ст.337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
ВАС РФ в Постановлении Пленума от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" разъяснил, что при применении п.1 ст.337 НК РФ необходимо исходить из того, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам. Это означает, что вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 25.02.2013 N 189-О, от 24.12.2013 N 2059-О указал, что в ст.337 НК РФ термин "полезное ископаемое" используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Таким образом, возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.
Налоговый орган в обоснование своей позиции сослался на то, что указанные судебные акты разъясняют неодинаковость определения законодателем содержания понятия полезного ископаемого в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов (в том числе минерального сырья).
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, Конституционный Суд Российской Федерации в перечисленных определениях раскрыл термин "полезное ископаемое" именно для целей налогообложения, поэтому ссылка на него в рассматриваемом случае обоснована.
Согласно п.3.11 ГОСТ Р 8.615-2005 "Государственная система обеспечения единства измерений. Измерения количества извлекаемых из недр нефти и нефтяного газа. Общие метрологические и технические требования" (действовал в рассматриваемом периоде) нефть сырая необработанная (сырая нефть): жидкое минеральное сырье, состоящее из смеси углеводородов широкого физико-химического состава, которое содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и другие химические соединения.
В соответствии с п.3.12 ГОСТ Р 8.595-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений" (действовал в рассматриваемом периоде) товарная нефть (нефть): нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия".
ГОСТ Р 8.595-2004 применяется при разработке методики выполнения измерений массы продукта, транспортируемого по трубопроводам, следовательно, может быть применен в данном случае.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что исходя из содержания перечисленных стандартов, разница между указанными понятиями заключается лишь в том, что в товарной нефти должно быть балласта не более указанного в ГОСТ Р 51858-2002, воды не более 1%, а при измерении количества нефти сырой в соответствии со стандартом ГОСТ Р 8.615-2005 балласт может превышать эти параметры.
В силу п.5 Правил N 451 определение массы нетто нефти в составе нефтегазоводяной смеси при отборе на объектах сбора и подготовки нефти, а также при отборе нефти после ее подготовки осуществляется в соответствии с данными Правилами и проектной документацией.
Согласно п.7 ст.339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п.8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Согласно проектной документации АО "Булгарнефть" промысловая система подготовки скважин представляет собой комплекс инженерных сооружений, которая обеспечивает подготовку продукции скважин (сырой нефти) до получения первого продукта, соответствующего стандартам качества (ГОСТ Р 51858-2002) - нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной (товарной нефти).
Из материалов дела следует, что между АО "Булгарнефть" (заказчик) и ПАО "Татнефть" имени В.Д.Шашина (исполнитель) заключен договор на выполнение работ и оказание услуг по подготовке и транспортировке нефти, на поставку попутного нефтяного газа от 01.01.2020 N 120/22/04.
В соответствии с п.1.2 договора от 01.01.2020 N 120/22/04 исполнителем осуществляется, в том числе подготовка на установке подготовки нефти сырой нефти заказчика до качества, соответствующего требованиям ГОСТ Р 51858; подготовка нефти включает в себя ее обезвоживание, обессоливание, нейтрализацию сероводорода, доведение до норматива по давлению насыщенных паров и содержанию механических примесей без изменения природного состава и свойств сырой нефти заказчика.
Аналогичные условия содержатся в заключенном между АО "Булгарнефть" (заказчик) и ПАО "Татнефть" имени В.Д.Шашина (исполнитель) договоре на выполнение работ и оказание услуг по подготовке и транспортировке нефти, на поставку попутного нефтяного газа от 01.01.2020 N 0100/19/03.
Учитывая, что как проектной документацией, так и указанными договорами предусмотрено, что нефть доводится до соответствия требованиям ГОСТ Р 51858, суд первой инстанции правильно счел несостоятельной ссылку налогового органа на неприменимость этого ГОСТ в рассматриваемом случае.
Судом первой инстанции установлено, что сводный месячный эксплуатационный рапорт по утвержденной форме обществом не составлялся, поэтому при вынесении оспариваемого решения налоговый орган руководствовался суточными актами приема-передачи сырой нефти. Между тем информация о нефти, добытой в отчетном периоде (март 2020 года), содержится в акте приема-передачи сырой нефти в НГДУ "Нурлатнефть" от 31.03.2020 N 3 и акте приема-передачи сырой нефти в НГДУ "Прикамнефть" от 31.03.2020 N 3.
В этих актах отражены сведения о массе нетто подготовленной товарной нефти, соответствующей ГОСТ Р-51858, которая, как верно указал суд первой инстанции, и является налогооблагаемой базой по НДПИ.
В соответствии с разделом 6.3 "Требования и рекомендации к системе сбора и промысловой подготовки скважин технологических схем разработок месторождений" сырая нефть месторождений транспортируется по трубопроводам на групповую замерную насосную установку (ГЗНУ), далее сырая нефть поступает по трубопроводу на установку подготовки нефти (УПН) ПАО "Татнефть" через узел учета сырой нефти (СИКНС - система измерений количества и параметров нефти сырой) общества.
Таким образом, технологическая схема разработки месторождений предусматривает наличие у АО "Булгарнефть" приборов учета добытой сырой нефти (минерального сырья), которая не является полезным ископаемым для целей обложения НДПИ в смысле ст.337 НК РФ.
Непосредственно учет добытого полезного ископаемого обществом определяется на приборах учета ПАО "Татнефть". Количество добытого полезного ископаемого указывается в актах выполненных работ по договорам на оказание услуг.
Обществом использован косвенный метод учета количества добытого полезного ископаемого, в актах выполненных работ N 3 указано количество переданной сырой нефти, количестве массы балласта, а также количество товарной нефти, соответствующей требованиям ГОСТ Р 51858-2002, которое правомерно указано обществом в налоговых декларациях по НДПИ. При этом, вопреки доводам налогового органа, соответствующие действия АО "Булгарнефть" не противоречат Правилам N 451.
Действительно, как указал налоговый орган в оспариваемом решении, из п.10 Правил N 451 следует, что Мподг - это масса нетто нефти, переданной в отчетном периоде третьим лицам для подготовки и последующей транспортировки (тонн).
Из суточных актов усматривается передача АО "Булгарнефть" на подготовку массы нетто нефти.
Однако в соответствии с п.2 Правил N 451 под подготовкой нефти понимается совокупность технологических процессов по обезвоживанию, обессоливанию и стабилизации нефтегазоводяной смеси, направленных на получение нефти, соответствующей требованиям национального стандарта.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, вывод налогового органа о том, что Мподг в полном объеме подлежит налогообложению НДПИ, является несостоятельным, поскольку до подготовки нефти и завершения всех технологических процессов объект налогообложения (нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная - ст.337 НК РФ), еще не образовался.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае добытое полезное ископаемое возникает после подготовки нефти ПАО "Татнефть", а именно, проведения им операций обезвоживания, обессоливания и стабилизации поступившего от АО "Булгарнефть" минерального сырья, то есть после доведения его до требований национального стандарта (ГОСТ Р 51858-2002).
Довод АО "Булгарнефть" о том, что на него не распространяются Правила N 451 и п.9 ст.339 НК РФ, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
В силу пп.5 п.1 ст.342.2 НК РФ при соблюдении условий, установленных этой статьей, коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти (Кд), принимается равным 1 - при добыче нефти из прочих залежей углеводородного сырья, характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в пп.2-4 данного пункта.
Согласно п.9 ст.339 НК РФ и п.77 Правил N 451 при применении коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти (Кд), предусмотренного ст.342.2 НК РФ, в размере менее 1 должны быть соблюдены Правила N 451 в части определения количества добытой нефти и установленные НК РФ требования к учету количества добытой нефти, измерению количества добываемой скважинной жидкости и определению ее физико-химических свойств.
Как уже указано, п.10 ст.339 НК РФ установлено, что определение пользователем недр количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче осуществляется в соответствии с Правилами N 451.
Из изложенного следует, что определение пользователем недр количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной вне зависимости от степени сложности добычи нефти производится с учетом Правил N 451.
В то же время суд первой инстанции верно отметил, что довод налогового органа о распространении на АО "Булгарнефть" положений п.9 ст.339 НК РФ в части определения физико-химических свойств добываемой скважинной жидкости, является несостоятельным, так как в данном случае коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти, равен 1, а не менее 1.
Ссылку налогового органа на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2019 по делу N А65-36371/2018 суд первой инстанции правильно отклонил, поскольку этот судебный акт был отменен постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что фактически налоговым органом в налоговую базу по НДПИ включены потери, возникшие в процессе выполнения ПАО "Татнефть" операций обезвоживания, обессоливания и стабилизации поступившего от АО "Булгарнефть" минерального сырья, то есть по доведению переданного обществом минерального сырья до требований национального стандарта (ГОСТ Р 51858-2002), что является неправомерным.
Таким образом, налоговый орган необоснованно исчислил налог исходя из массы нетто сырой нефти.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно признал оспариваемое решение налогового органа несоответствующим закону и нарушающим права и законные интересы АО "Булгарнефть", в связи с чем удовлетворил заявленные требования общества.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что НК РФ допускается определение налоговой базы до завершения комплекса технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр; это так же косвенно подтверждает, что объект налогообложения по НДПИ возникает до получения недропользователем товарной продукции.
Суд апелляционной инстанции этот довод налогового органа отклоняет, поскольку в соответствии с п.7 ст.339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п.8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). Наличие обстоятельств, предусмотренных п.8 ст.339 НК РФ, в данном случае не установлено.
Налоговый орган в апелляционной жалобе сослался на то, что информация о количестве массы нетто нефти, переданной сторонней организации для подготовки, содержится в суточных актах приема-передачи нефти. В указанных актах отражено количество массы нетто нефти без балласта (без воды, хлористых солей и механических примесей и растворенного газа), что полностью соответствует п.1 ст.339 НК РФ.
Этот довод налогового органа является несостоятельным.
Из суточных актов следует, что обществом передавалась сырая нефть вместе с содержащимся в ней балластом (вода, хлористые соли, механические примеси, растворенный газ, свободный газ) с указанием процентного отношения каждого компонента балласта.
Как уже указано, согласно п.3.11 ГОСТ Р 8.615-2005 под сырой нефтью понимается жидкое минеральное сырье, состоящее из смеси углеводородов широкого физико-химического состава, которое содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и другие химические соединения.
В соответствии с п.3.12 ГОСТ Р 8.595-2004 товарной нефтью является нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51858-2002.
Разница между сырой и товарной нефтью заключается в том, что в товарной нефти должно быть балласта не более указанного в ГОСТ Р 51858-2002, воды не более 1%, а при измерении количества нефти сырой в соответствии со стандартом ГОСТ Р 8.615-2005 балласт может превышать эти параметры.
В соответствии с п.3.6 ГОСТ Р 8.615-2005 массой нетто сырой нефти признается разность массы сырой нефти и массы балласта (общая масса воды, хлористых солей и механических примесей, содержащихся в сырой нефти - п.3.1 ГОСТ Р 8.615-2005), то есть нефти обезвоженной, обессоленной, но не стабилизированной - до извлечения из сырой нефти растворенного в ней газа.
Между тем согласно п.1 ст.339 НК РФ для целей налогообложения НДПИ массой нетто нефти признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.
Таким образом, масса нетто сырой нефти (указанная в суточных актах приема-передачи сырой нефти) не равнозначна массе нетто нефти в смысле п.1 ст.339 НК РФ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2021 года по делу N А65-2733/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2733/2021
Истец: АО "Булгарнефть", г.Альметьевск
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Республике Татарстан, г.Альметьевск
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, УФНС по РТ