г. Челябинск |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А76-37259/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Жернакова А.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Озерского городского округа Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2021 по делу N А76-37259/2019.
Администрация Озерского городского округа Челябинской области, г. Озерск Челябинской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:41:0000000:5416, площадью 4500 кв. м, по адресу: Челябинская область, г. Озерск, район автодороги N 208.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), общество с ограниченной ответственностью "Вклад" (далее - ООО "Вклад", вместе - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2021 (резолютивная часть оглашена 23.04.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на фактические обстоятельства дела, податель апелляционной жалобы полагает, что снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:41:0000000:5416 относится к полномочиям ответчика. Необходимость снятия связана с предоставлением земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102013:69 в аренду ООО "Вклад" и сообщением ответчика о возможности осуществления снятия на основании решения суда. При этом, в Администрации отсутствует ставка кадастрового инженера, осуществление кадастровых работ может быть осуществлено лишь в результате исполнения контракта, заключенного с соблюдением конкурентных процедур, при наличии соответствующих бюджетных обязательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела постановлением главы администрации г. Озерска Челябинской области от 02.11.1998 N 2704 (т. 1 л.д. 25) Управлению капитального строительства городской администрации был предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок, с кадастровым номером 74:41:0000000:5416 общей площадью 4500 кв. м, для строительства автозаправочной станции.
На основании указанного постановления между администрацией г. Озерска и Управлением капитального строительства городской администрации был заключен договор о предоставлении участков в пользование на условиях аренды от 05.11.1998 N 2772 (т. 1 л.д. 26-29). Согласно указанному договору арендатору был передан земельный участок, общей площадью 4500 кв. м, расположенный в районе автодороги N 208, в кадастровом квартале N 1, для строительства автозаправочной станции.
Постановлением главы г. Озерска Челябинской области от 27.07.1999 N 2076 (т. 1 л.д. 30) утвержден акт Государственной приемочной комиссии от 15.07.1999 о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта - автозаправочной станции на автодороге N 208 на 3 топливно-заправочные колонки, общей площадью 1520 кв. м. Указанным постановлением завершенный строительством объект - "Автозаправочная станция" - включен в реестр муниципальной собственности, объекту присвоен следующий почтовый адрес: Российская Федерация, Челябинская область. Озерский городской округ, г. Озерск, ул. Кыштымская, 10.
В связи с завершением строительства и сдачей законченных строительством объектов Государственной комиссии по актам, утвержденным постановлением главы г. Озерска Челябинской области от 27.07.1999 N 2076, постановлением администрации г. Озерска Челябинской области от 22.09.1999 N 2708 земельный участок общей площадью 4500 кв. м, раннее предоставленный Управлению капитального строительства, был изъят и зачислен в фонд перераспределения (т. 1 л.д. 31, 123, 124).
Постановлением главы г. Озерска Челябинской области от 11.09.2000 N 2245 муниципальному унитарному предприятию "Озерскнефть" в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок, общей площадью 0,3084 га (3084 кв. м), из земель фонда перераспределения, для эксплуатации автозаправочной станции "Альфа" по ул. Кытшымкая, 10, в кадастровом квартале N1, в коммунально-складской зоне города, которому, по пояснениям истца, присвоен кадастровый номер 74:41:01020001:111 (ныне 74:41:0102013:69) (т. 1 л.д. 32, 106-107).
На основании постановления Администрации Озерского городского округа от 19.08.2011 N 2507 земельный участок с кадастровым номером 74:41:01020001:111, общей площадью 0,3084 га (3084 кв. м), был изъят у МУП "Озерскпефть", в связи с продажей, расположенного на участке объекта недвижимости и добровольным отказом от права бессрочного пользования земельным участком (т. 1 л.д. 33, 108).
В соответствии со свидетельством о регистрации за МУП "Озерскнефть" (ИНН 7422024789, прекратило деятельность 08.12.211 (т. 1 л.д. 34).
Постановлением администрации Озерского городского округа от 07.10.2011 N 2938 (т. 1 л.д. 35) были уточнены границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102013:69. Соответствующие сведения о площади земельного участка 0,2538 га (2538 кв. м) и его границах были внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с постановлением администрации Озерского городского округа от 06.03.2012 N 666 (т. 1 л.д. 36) земельный участок с кадастровым номером 74:41:0102013:69 предоставлен обществу "Вклад" на основании договора аренды N 9313 от 06.03.2012 (т. 1 л.д. 37-39).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.08.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102013:69 площадью 2538 кв. м, вид разрешенного использования - для размещения автозаправочной станции (т. 1 л.д. 40-43) договор аренды зарегистрирован 10.04.2012.
Согласно имеющимся выпискам на земельный участок с кадастровым номером 74:41:0000000:5416 земельный участок площадью 4500 кв. м, вид разрешенного использования - для строительства автозаправочной станции. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованием земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах па земельный участок отсутствуют.
Указав на выявление размещения в границах земельного участка с кадастровым номером 74:41:0000000:5416 земельного участка с кадастровым номером 74:41:0102013:69, сформированного для размещения автозаправочной станции, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями в порядке статей 14, 70 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации), статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции не установил оснований для признания нарушенными прав истца. Признав, что требование Администрации о снятии с кадастрового учета земельного участка, который фактически не прекращает своего существования, не преобразован, противоречит правовым положениям ч. 3 ст. 6, ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации и принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета установлены частью 2 статьи 14 Закона о регистрации, таковыми основаниями являются, в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Исходя из положений Закона о регистрации снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14 и 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в отсутствие установленных в законе оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, суд не может принимать решение о таком снятии (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, и определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
В силу п. 4 ч. 8 ст. 41 Закона о регистрации одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, но только в том случае, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае поставленный Администрацией вопрос о снятии с кадастрового учета земельного участка не связан с одновременным решением вопроса об образовании либо преобразовании земельного участка.
Рассмотрением дела не было установлено отсутствие у Администрации иной возможности восстановления и защиты ее прав избранным способом. Документальных доказательств невозможности осуществления преобразования спорного участка заявителем не представлено. Мер, направленных на прекращение существования в существующих границах участка, его преобразование с границами, необходимыми для выкупа третьим лицом, Администрацией, в отсутствие доказательств обратного, не предпринято.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в ст. 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Само по себе отсутствие в штате Администрации такого специалиста, как и необходимость соблюдения предусмотренных законом процедур для его привлечения, не могут служить основанием освобождения Администрации от совершения вышеназванных действий либо подтверждения наличия кадастровой ошибки, требующей устранения в судебном порядке.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что требование Администрации о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка, который не является преобразуемым, противоречит правовым положениям ч. 3 ст. 6, ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ввиду подачи апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины, ее взыскание в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2021 по делу N А76-37259/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Озерского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-37259/2019
Истец: Администрация Озерского городского округа Челябинской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: ООО "Вклад", ФГБУ ФКП Росреестра по Челябинской области