г. Владимир |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А39-10616/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.03.2021 по делу N А39-10616/2020, принятое по иску акционерного общества "ГТ ЭНЕРГО" (ОГРН 1147746189843, ИНН 7703806647) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.05.2020 N 654-РМ/2019,
при участии в судебном заседании представителя АО "ГТ ЭНЕРГО" - Лихонина А.А. по доверенности от 15.12.2020 сроком до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГТ ЭНЕРГО" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Теруправление, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка от 30.05.2020 N 654-РМ/2019.
Исковое требование основано на нормах статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 65, 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Правительства от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582), Приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - Приказ N 347) и мотивировано тем, что на земельном участке, являющимся предметом договора аренды, расположены объекты тепло-электроэнергетики, в связи с чем расчет арендной платы должен производиться исходя из 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 24.03.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия иск Общества удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, Теруправление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
По существу возражения заявителя сводятся к утверждению о том, что размещенный на арендованном земельном участке объект фактически является объектом электроэнергетики, в связи с чем при установлении размера арендной платы за землю не подлежит применению Приказ N 347.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов заявителя, полагая их несостоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
От заявителя в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно распоряжению Теруправления от 30.05.2019 N 82-рз принято решение о предоставлении Обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 13:23:1007035:24.
Письмом от 16.09.2020 N 13/10447 ответчик направил в адрес истца для подписания договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, N 654-РМ/2019 от 30.05.2019.
Не согласившись с предложенной редакцией Приложения N 2 к договору "Расчет арендной платы за период с 27.08.2019 по 31.12.2019 за земельный участок с кадастровым номером 13:23:1007035:24" Общество (исх. N ГТЭ/Мск-20-563/3 от 22.09.2020) направило Теруправлению подписанный с протоколом разногласий экземпляр договора аренды N 654-РМ/2019 от 30.05.2019, предложило Приложение N 2 к договору изложить в новой редакции, согласно которой расчет арендной платы за земельный участок определяется на основании Правил N 582, Приказа N 347.
Недостижение соглашения по условиям заключаемого договора в упомянутой части послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно частям 1, 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено правилами данной главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем кодексе.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (части 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (часть 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации, пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), использование земли на территории Российской Федерации является платным.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила N 582.
Из пункта 5 Правил N 582 следует, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Приказом N 347 Минэкономразвитие утвердило ставку арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов (пункт 1 Приказа).
Пунктом 2 названного приказа установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного Приказа, не должна превышать прилагаемых предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В приложении N 3 к указанному приказу предельная ставка для земельных участков, расположенных в Республике Мордовия, предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их объектов и сооружений и объектов, определена в размере 3,9 руб. за 1 кв.м.
По представленным в дело документам судом установлено, что основным видом деятельности Общества является производство электроэнергии тепловыми электростанциями (код по ОКВЭД 35.11.1).
В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N 13:23:1007035:24, площадью 12330 кв.м, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, шоссе Светотехников, дом 3, имеет вид разрешенного использования "для размещения производственных помещений", категория земель "земли населенных пунктов".
Земельный участок частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории: в том числе в границах зоны с реестровым номером 13:23-6.3445 от 19.06.2014, вида/наименование: "Газотурбинная ТЭЦ", "Открытое распределительное устройство".
На спорном земельном участке частично расположено здание газотурбинной ТЭЦ с кадастровым номером 13:23:10070035:49, сооружение - ОРУ (открытое распределительное устройство) с кадастровым номером 13:23:1007035:50, принадлежащие на праве собственности Обществу.
В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в подтверждение своей позиции о том, что Общество осуществляет выработку электрической и тепловой энергии, истец представил в дело договор купли-продажи электрической энергии N 687 от 26.10.2015, заключенный с ПАО "Мордовская энергосбытовая компания", в соответствии с которым Общество выступает продавцом электрической энергии, выработанной на собственной электростанции в точки поставки, определенные договором, а также договор теплоснабжения N 1066 от 21.09.2017, в соответствии с которым Общество, выступая теплоснабжающей организацией, обязуется подавать потребителю (ООО "Лисма") через присоединенную сеть тепловую энергию. Точки поставки указаны в Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, из которого следует, что подача тепловой энергии осуществляется из ГТ-ТЭЦ Саранск.
Газотурбинная ТЭЦ представляет собой производственно-технологический комплекс, предназначенный для выработки электрической и тепловой энергии. Выработка тепловой энергии осуществляется двумя газотурбинными установками суммарной располагаемой мощностью 18 Мвт. Выработка тепловой энергии производится с использованием двух котлов-утилизаторов, суммарной располагаемой мощностью 40 Гкал/ч. Указанные показатели следуют из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N ru13301000-47 от 03.04.2009.
В материалы дела также представлен перечень имущества Газотурбинной ТЭЦ, из которого следует наличие в составе имущества объектов, необходимых для выработки тепловой энергии.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи и установив, что на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1007035:24 расположены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости применения при определении арендной платы ставки в размере 1,6% от кадастровой стоимости спорного участка.
При указанных обстоятельствах расчет размера арендной платы произведенный истцом, является правильным, в связи с чем иск Общества правомерно удовлетворен.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.03.2021 по делу N А39-10616/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-10616/2020
Истец: акционерное общесвто "ГТ ЭНЕРГО"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области