город Омск |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А70-4704/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Титовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5757/2021) индивидуального предпринимателя Голубковой Юлии Михайловны на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.04.2021 по делу N А70-4704/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области (ОГРН 1057200723315, ИНН 7202137709, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Советская, дом 61) к индивидуальному предпринимателю Голубковой Юлии Михайловне (ОГРНИП 304720314500378, ИНН 720318205700) о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - заявитель, административный орган, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Голубковой Юлии Михайловны (далее - ИП Голубкова Ю.М., предприниматель, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.04.2021 по делу N А70-4704/2021 требования заявителя удовлетворены, предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Суд определил изъятую в соответствии с протоколом изъятия от 08.12.2020 алкогольную продукцию направить на уничтожение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции заключил о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.04.2021 по делу N А70-4704/2021 отменить, принять новый судебный отказ об отказе в удовлетворении требований административного органа.
Податель жалобы ссылается на то, что копия заявления в адрес предпринимателя не направлялась, а также предприниматель не была извещена о рассмотрении дела в суде.
ИП Голубкова Ю.М. также утверждает о том, что предпринимательская деятельность по продаже алкогольной продукции не велась, договор аренды был расторгнут, алкогольная продукция, находившаяся в помещении, была приобретена в личных целях.
ИП Голубкова Ю.М. оспаривает квалификацию допущенного нарушения, полагает верной квалификацию по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, полагает возможным заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
От Департамента поступил отзыв на жалобу с доказательствами направления указанного отзыва предпринимателю.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 08.12.2020 в ходе профилактического межведомственного мероприятия, проводимого на основании приказа директора Департамента от 14.04.2020 N 29, был осуществлен выезд на объект общественного питания бар "Podval-72", расположенный по адресу: г.Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 13, корпус 2, деятельность в котором осуществляет ИП Голубкова Ю.М. (ОГРНИП 304720314500378, ИНН 720318205700).
08.12.2020 в присутствии предпринимателя был произведен осмотр вышеназванного объекта общественного питания, а именно осмотрено помещение зала обслуживания, складских и подсобных помещений на предмет соблюдения предпринимателем требований постановления Правительства Тюменской области от 18.03.2020 N 120-п "О "ведении режима повышенной готовности".
В ходе осмотра в зале обслуживания на полках, расположенных за барной стойкой в обозрении посетителей, в холодильной камере со стеклянной дверью и в подсобном помещении данного объекта была выявлена алкогольная продукция в широком ассортименте. На объекте имелось меню, где представлены коктейли с содержанием о составе алкогольной продукции, в меню была указана розничная цена. Часть бутылок с алкогольной продукцией была вскрыта.
Итого была выявлена 51 бутылка алкогольной продукции в ассортименте:
Ликер десертный "Ягермайстер", 0,5 л., 35% - 2 вскрытые бутылки;
Ликер десертный "Ягермайстер", 0,7 л., 35% - 1 вскрытая бутылка;
Газированный виноградосодержащий напиток "Ламбруско Бьянко", 0,75 л., 7,5-8,5% - 5 шт.;
Настойка горькая "Абсент Фримен", 0,5 л., 60% - 2 шт.;
Коньяк селексьон "А.ДЕ Фуссиньи", 0,5 л., 40% - 1 шт.;
Джин "Барристер Драй", 0,5 л., 40% - 1 вскрытая бутылка;
Коньяк "Мартель Сингл Дистиллери", 0,5 л., 40% - 1 вскрытая бутылка;
Водка "Финляндия", 0,7 л., 40% - 1 вскрытая бутылка;
Спиртной напиток "Финляндия РЭД БЕРРИ" со вкусом клюквы, 0,7 л., 37,5% - 1 вскрытая бутылка;
Джин "Диккенс", 0,5 л., 40% - 1 вскрытая бутылка;
Джин "Лондон Драй", 0,7 л., 37,5% - 1 вскрытая бутылка;
Вермут сладкий мартини Бьянко, 0,75 л., 15% - 1 вскрытая бутылка;
Вермут сладкий мартини Бьянко, 0,5 л., 15% - 1 шт.;
Спиртной напиток "Апероль" (аперитив), 1 л., 11% - 1 вскрытая бутылка;
Спиртной напиток "Текила индиана сильвер", 0,7 л., 35%, 1 шт. + 1 вскрытая бутылка;
Ликер десертный "Капучино" Ностальгия, 0,5 л., 40% - 2 шт.+ 1 вскрытая бутылка;
Водка "Финский лед", 0,5 л., 40% - 2 шт.;
Амаретто Браво, 0,5 л., 20% - 1 шт. +1 вскрытая бутылка;
Напиток винный п/сл "Вишня на коньяке", 0,5 л., 13% - 1 вскрытая бутылка;
Ликер десертный "М-р Вайлдмейстер", 0,5 л., 35% - 1 вскрытая бутылка;
Настойка п/сл "Капитанский со вкусом Рома Голд", 0,5 л., 40% - 1 шт.;
Вино сухое красное "Мерло Тревенецие", 0,75 л., 12% - 1 шт.;
Настойка горькая "Хлебный сказ", 0,5 л., 38% - 1 шт.;
Вино красное п/сл "Изабелла", 0,75 л., 10,5% - 2 шт.;
Вино столовое белое п/сл "Мускат", 0,75 л., 10,5% - 2 шт.;
Вино белое сухое "Алегро Виура", 0,75 л., 12% - 1 шт.;
Вино белое п/сл "Санта Лус Альба Москато", 0,75 л., 12% - 1 шт.;
Вино белое п/сл "Пулия", 0,75 л., 11,5% - 1 шт.;
Вино белое полусухое "Бьянко Тоскана Тенуте Россети", 0,75 л., 11,5% - 1 шт.;
Вино сухое белое "Венето", 0,75 л., 12% - 1 шт.;
Вино столовое п/сл белое "Таманское", 0,7 л., 10-12% - 1 шт.;
Напиток газированный "Российское золото", 0,75 л., 6% - 2 шт. + 1 вскрытая бутылка;
Вино столовое сладкое белое "Шардоне" (картонная упаковка - тетрапакет), 1л., 11% - 1 шт. + 1 вскрытая упаковка;
Вино фруктовое столовое п/сл Лепестки сакуры. Абрикос (картонная упаковка - тетрапакет), 1 л., 10-12% - 1 шт.+ 1 вскрытая упаковка.
Вышеназванная алкогольная продукция оклеена акцизными марками и федеральными специальными марками. Сопроводительные документы, подтверждающие качество алкогольной продукции и удостоверяющие легальность ее производства и оборота, в ходе осмотра не представлены. В помещении объекта общественного питания на момент проведения осмотра была установлена контрольно-кассовая техника, зарегистрированная на ИП Голубкову Ю.М.
Результаты осмотра отражены в акте от 08.12.2020 с применением видео и фотофиксации (л. д. 22-26).
Вышеуказанная алкогольная продукция была изъята в соответствии с протоколом об изъятии вещей и документов от 08.12.2020 (л. д. 27-28), приобщена к материалам административного дела и находится на хранении в Департаменте по адресу: г. Тюмень, ул. Московский тракт, д. 106, стр. 4, помещение 7.
Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенного на официальном портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, 13, корпус 2, отсутствуют организации с действующей лицензией на розничную продажу алкогольной продукции.
В связи с вышеизложенным главным специалистом отдела лицензирования Департамента Белявской С.Н. в отношении предпринимателя в её присутствии составлен протокол об административном правонарушении от 12.01.2021 N 334-ИП-14.17/2020 по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ - производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии (л. д. 9-12).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ и назначении административного наказания на основании вышеуказанного протокола.
29.04.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое предпринимателем в апелляционном порядке решение по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), согласно пункту 16 статьи 2 которого под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
Деятельность по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит лицензированию (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции; перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии установлен пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.
Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление хранения алкогольной продукции действующим законодательством не предусмотрена.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 2979-О по общему правилу, индивидуальным предпринимателям не может быть выдана лицензия на осуществление таких видов деятельности, как хранение алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции, и, следовательно, им запрещено в рамках осуществления предпринимательской деятельности осуществлять указанные виды деятельности, и за нарушение данных запретов они несут установленную законом ответственность, в том числе административную.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (статья 2.4 КоАП РФ).
Как усматривается из материалов дела, 08.12.2020 в ходе профилактического межведомственного мероприятия, проводимого на основании приказа директора Департамента от 14.04.2020 N 29, был осуществлен выезд на объект общественного питания бар "Podval-72", расположенный по адресу: г.Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 13, корпус 2, деятельность в котором осуществляет ИП Голубкова Ю.М.
08.12.2020 в присутствии предпринимателя был произведен осмотр вышеназванного объекта общественного питания, в ходе которого выявлено, что в зале обслуживания на полках, расположенных за барной стойкой в обозрении посетителей, в холодильной камере со стеклянной дверью и в подсобном помещении данного объекта была выявлена алкогольная продукция в широком ассортименте. На объекте имелось меню, где представлены коктейли с содержанием о составе алкогольной продукции, в меню была указана розничная цена. Часть бутылок с алкогольной продукцией была вскрыта. Всего было выявлена 51 бутылка алкогольной продукции.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 08.12.2020 с применением видео и фотофиксации, а также актом изъятия алкогольной продукции.
В рассматриваемом случае проверкой установлено осуществление предпринимателем деятельности по обороту (хранение) алкогольной продукции без наличия соответствующей лицензии, что послужило основанием для составления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении от 12.01.2021 N 334-ИП-14.17/2020 по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ИП Голубкова Ю.М. оспаривает квалификацию допущенного нарушения, полагает верной квалификацию по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы предпринимателя по следующим причинам.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" разъяснено, что в силу положений Федерального закона N 171-ФЗ, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.
В том случае, если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.
Приведенная правовая позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в части незаконной розничной продажи алкогольной продукции подлежала применению в отношении административных правонарушений, совершенных индивидуальными предпринимателями до 30 июля 2017 года.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 265-ФЗ, вступившим в силу 30 июля 2017 года, КоАП РФ дополнен новой статьей 14.17.1, частью 2 которой установлена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, после 30 июля 2017 года за незаконную розничную продажу алкогольной продукции предприниматели привлекаются по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Между тем, в рамках настоящего дела ИП Голубкова Ю.М. привлечена к административной ответственности не за незаконную розничную продажу алкогольной продукции, а за ее оборот, что предполагает квалификацию по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Так, Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 декабря 2017 года) указал, что частью 2 статьи 14.17.1 КоАП Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 265-ФЗ) административная ответственность индивидуального предпринимателя установлена только за незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; с 30 июля 2017 года (даты вступления Федерального закона от 29 июля 2017 года N 265-ФЗ) за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 265-ФЗ.
Таким образом, административным органом правомерно квалифицировано правонарушение, допущенное ИП Голубковой Ю.М., по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что алкогольная продукция, находившаяся в помещении, была приобретена исключительно в личных целях, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку, алкогольная продукция была обнаружена в зале обслуживания на полках, расположенных за барной стойкой в обозрении посетителей, в холодильной камере со стеклянной дверью и в подсобном помещении, на объекте имелось меню, где представлены коктейли с содержанием о составе алкогольной продукции, в меню была указана розничная цена, что опровергает доводы предпринимателя.
Более того, ассортимент и количество алкогольной продукции свидетельствуют о том, что алкогольная продукция была приобретена в предпринимательских целях.
Суд апелляционной инстанции расценивает подобную позицию не иначе, как избранный предпринимателем способ защиты в целях избежания привлечения к административной ответственности, часто используемый в аналогичных ситуациях и иными субъектами при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Доводы ИП Голубковой Ю.М. о том, что предпринимательская деятельность по продаже алкогольной продукции не велась, опровергаются материалами осмотра, в ходе которой установлено нахождение в момент осмотра посетителей бара, расположение на полках, расположенных за барной стойкой в обозрении посетителей, алкогольной продукции с ценниками, а также наличие меню, свидетельствуют о фактическом видении ИП Голубковой Ю.М. предпринимательской деятельности на объекте общественного питания бар "Podval-72", расположенный по адресу: г.Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ, 13, корпус 2.
Ссылки на то, что договор аренды расторгнут, судом не принимаются во внимание как не имеющие в данном случае какого-либо правового значения.
Оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии подтверждается материалами дела, что свидетельствует о событии административного правонарушения по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в действиях ИП Голубковой Ю.М.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В рассматриваемом случае вина предпринимателя выражается в том, что ИП Голубковой Ю.М. не осуществлен должный контроль за наличием в торговой точке товара, запрещенного к обороту; у ИП Голубковой Ю.М. имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако ею не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены заинтересованным лицом.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости замены назначенного административного штрафа на предупреждение судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В свою очередь, оборот алкогольной продукции в отсутствии лицензии создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что исключает возможность применения предупреждения по данной категории дел.
Доводы ИП Голубковой Ю.М. о том, что предприниматель не была извещена о рассмотрении дела в суде, отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 153 АПК РФ разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В силу части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Помимо общего правила о надлежащем извещении, предусмотренного частью 1 статьи 123 АПК РФ, в части 4 указанной статьи установлены случаи, приравненные к этому правилу. В частности, надлежащее извещение имеет место, когда, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что копия определения от 01.04.2021 о принятии заявления к производству была направлена ИП Голубковой Ю.М. по адресу регистрации (625053, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Боровская, д. 2, кв. 51) и была получена лично ИП Голубковой Ю.М., что подтверждается представленным в материалы дела уведомлением о вручении почтового отправления с трек-номером 62505257234128 с подписью предпринимателя (оборотная сторона л. д. 2).
Указанным определением от 01.04.2021 судебное разбирательство назначено к рассмотрению на 22.04.2021.
Из материалов дела также следует, что от ИП Голубковой Ю.М. поступил отзыв на заявление административного органа (л. д. 52-54), что свидетельствует о том, что предприниматель, располагая сведениями о судебном разбирательстве, реализовывала свои права, предусмотренные статьей 41 АПК РФ. Отзыв подписан представителем предпринимателя Гончаровой Л.О., доверенность на представителя в материалы дела представлена (л. д. 50-51).
Из протокола судебного заседания 22.04.2021 следует, что представитель предпринимателя Гончарова Л.О. участвовала в судебном заседании (л. д. 56). В судебном заседании 22.04.2021 была объявлена резолютивная часть решения.
Таким образом, ИП Голубкова Ю.М. была не только надлежащим образом извещена о судебном разбирательстве, но и фактически реализовала свои процессуальные права путем уполномочивания представителя Гончарову Л.О.
Утверждение ИП Голубковой Ю.М. о том, что копия заявления в адрес предпринимателя не направлялась, также опровергается материалами дела.
Так, в подтверждение направления копии заявления в адрес предпринимателя административным органом представлен список N 54 внутренних почтовых отправлений, согласно которому копия заявления была направлена по адресу регистрации ИП Голубковой Ю.М. (л. д. 7). Список внутренних почтовых отправлений содержит оттиск штемпеля почтовой службы.
Согласно данным официального сайта АО "Почты России" почтовое отправление с трек-номером 80092158372876 направлено в адрес предпринимателя 17.03.2021, 19.03.2021 прибыло в место вручения, 19.03.2021 произведена неудачная попытка вручения, 19.04.2021 было направлено и вручено отправителю.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю.
При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, указанным выше, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если гражданин фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Таким образом, административным органом исполнены требования пункта 1 части 1 статьи 126 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Административное наказание в виде штрафа назначено судом в размере ниже низшего размера (250 000 руб., штраф снижен в два раза по сравнению с минимальным размером санкции) с учетом того, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Голубковой Юлии Михайловны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.04.2021 по делу N А70-4704/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4704/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ТУРИЗМА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Голубкова Юлия Михайловна