г. Тула |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А09-3573/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.07.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волошиной Н.А., судей Григорьевой М.А. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трепачевой А.С., в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Дом Сервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.04.2021 по делу N А09-3573/2020 (судья Солдатов А.А.),
принятое по иску акционерного общества "Чистая планета"
к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Дом Сервис",
третьи лица:
1) Сельская администрация Добрунского сельского поседения
2) Общество с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области
3) Государственную жилищную инспекцию Брянской области
о взыскании 191 714 руб. 99 коп.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - АО "Чистая планета") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Дом Сервис" (далее - ООО "Компания Дом Сервис") о взыскании 160 030 руб. 36 коп. долга за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 31.10.2019.
Определением арбитражного суда от 30.04.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лицам, участвующим в деле, были направлены данные, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде, размещенным на официальном сайте суда http://www.bryansk.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением суда от 08.06.2020 в соответствии с ч. 5 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определениями суда от 22.07.2020, 30.09.2020 и 21.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Сельская администрация Добрунского сельского поседения 2) Общество с ограниченной ответственностью "Региональный Информационно-Расчетный Центр" Брянской области 3) Государственную жилищную инспекцию Брянской области в порядке ст. 51 АПК РФ.
Определением суда от 23.11.2020 принято уточнение истца исковых требований до 191 714 руб. 99 коп. в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 27.04.2021 исковые требования удовлетворены.
С общества с ограниченной ответственностью "Компания Дом Сервис" в пользу акционерного общества "Чистая планета" взыскано 191 714 руб. 99 коп. задолженности, а также 5 801 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Компания Дом Сервис" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой о его отмене.
Мотивируя апелляционную жалобу, апеллянт указывает, что собранием собственников не принималось решение о включении в договор управления пункта о наделении ООО "Компания Дом Сервис" полномочиями на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором АО "Чистая планета".
Также ссылается на тот факт, что бункеры для сбора мусора расположены не на придомовой территории, а на землях поселения, в значительной удаленности от домов, в связи с чем ООО "Компания Дом Сервис" не может являться исполнителем по оказанию услуг по обращению с ТКО.
По мнению заявителя жалобы, указанные обстоятельства исключают наличие правоотношений между ООО "Компания Дом Сервис" и АО "Чистая планета", при этом имеются правоотношения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и АО "Чистая планета".
В материалы дела от АО "Чистая планета" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенного конкурсного отбора между АО "Чистая планета" и Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области заключены Соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области: N 1 (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области) и N 2 (зона деятельности - районы западной части Брянской области) согласно которых АО "Чистая планета" присвоен статус регионального оператора, с датой начала выполнения обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 01.01.2019.
Типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликован 24.05.2018 в газете "Брянский рабочий", 25.05.2018 в издании "Учительская газета" (N 20(782), а также на официальном сайте АО "Чистая планета" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ООО "Компания Дом Сервис" является управляющей компанией многоквартирных домов.
В материалы дела истец представил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТMN/05-0009820 от 16.01.2019, по условиям которого АО "Чистая планета" (региональный оператор) обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ООО "КДС" (потребитель) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1 договора).
В соответствии с п. 1.2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно Приложению N 1 к настоящему договору.
Согласно п. 1.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 01.01.2019.
По условиям п. 2.1 договора, под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора и составляет на 01.01.2019 - 526 руб. 76 коп. с учетом НДС за 1 куб.м. Потребитель ежемесячно оплачивает услугу регионального оператора исходя из объема ТКО, указанного в Приложении N 1 к настоящему договору.
В силу п. 2.2 договора, информация об изменении тарифов, нормативов накопления ТКО, применяемых для расчета стоимости оказываемых услуг по договору, доводится до сведения потребителя путем опубликования в средствах массовой информации, сети Интернет, в том числе на сайте регионального оператора http://www.cplanet.ru, информационных стендах, счетах-квитанциях на оплату услуг, при этом любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением об изменениях.
Изменение тарифов на услугу Регионального оператора, нормативов накопления ТКО в период действия настоящего договора не требует заключения дополнительных соглашений.
В соответствии с п. 2.3 договора потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством РФ.
В отсутствие подписанного договора у ответчика перед истцом сформировалась задолженность в размере 191 714 руб. 99 коп. за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Истец обратился к ответчику с претензией от 19.12.2019 N 16105 погасить задолженность за оказанные услуги, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Отказ ответчика добровольно исполнить требование послужил основанием для обращения АО "Чистая планета" в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области правомерно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу ч. 2 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В частности, п. 8(11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.
С учетом положений ч. 2 ст. 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Из материалов дела следует, что проект договора N ТMN/05-0009820 от 01.01.2019 был направлен ответчику (потребителю) 20.12.2019 (досудебная претензия). Ответчик договор не подписал.
Согласно пунктам 8(14), 8(15) раздела I(1) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в п. 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный п. 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8(10) настоящих Правил.
На основании указанных норм суд пришел к обоснованному выводу, что договор N ТMN/05- 0009820 от 01.01.2019 является публичным.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 5 и 7 Правил N 1156.
Довод апеллянта о том, что собранием собственников не принималось решение о включении в договор управления пункта о наделении ООО "Компания Дом Сервис" полномочиями на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором АО "Чистая планета", апелляционный суд считает несостоятельным в силу следующего.
ООО "Компания Дом Сервис" является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, что ответчиком не оспаривалось в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
ООО "Компания Дом Сервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами согласно приложению N 1 к договору N TMN/05-0009820 от 16.01.2019 г. на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Следовательно, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами, ООО "Компания Дом Сервис" как исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО и являющееся лицом, обязанным в силу прямого указания закона заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ссылка заявителя жалобы на тот факт, что бункеры для сбора мусора расположены не на придомовой территории, а на землях поселения, в значительной удаленности от домов, в связи с чем ООО "Компания Дом Сервис" не может являться исполнителем по оказанию услуг по обращению с ТКО, также является необоснованной.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как было указано ранее, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный п. 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8(10) настоящих Правил.
Однако в рассматриваемом случае, в адрес истца не поступали от ответчика разногласия по поводу заключения договора.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 ст. 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст. 781 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" п. 5 настоящих Правил (п. 6 Правил).
Учет расчетным путем исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения, применяется во взаимоотношениях с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов и транспортируемых с таких объектов (п. 9 Правил).
Таким образом, в отношении объектов, находящихся в управлении ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов может осуществляться только расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Брянской области установлены Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.02.2018 N 85 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области".
Для продовольственных и промтоварных магазинов норматив накопления ТКО составляет 0,84 м3/ год на 1 кв.м, общей площади.
Единый тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 утвержден Приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.12.2018 N 35/16-тко "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2019 год" и на период с 01.01.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 31.12.2019 составляет 526 руб. 76 коп. с НДС за 1 куб.м.
По расчету истца размер платы за оказание услуг за обращение с ТКО, подлежащей уплате ответчиком за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 составляет 191 714 руб. 99 коп. Расчет проверен апелляционной коллегией и признан обоснованным.
Факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Ответчик контррасчет не представил, доказательств в обоснование возражений не представил.
Учитывая, что не имеется решений собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика с указанием на заключение прямых договоров с региональным оператором, то ответчик остается для потребителей исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и обязанной стороной по оплате данной услуги истцу.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что требования ООО "Чистая планета" в сумме 191 714 руб. 99 коп. удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.
Исходя из вышесказанного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение следует оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Компания Дом Сервис" и отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.04.2021 по делу N А09-3573/202 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Волошина |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3573/2020
Истец: АО "Чистая планета"
Ответчик: ООО "Компания Дом Сервис"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Брянской области, ООО "РИРЦ" Брянской области, Сельская Администрация Добрунского сельского поселения