г. Челябинск |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А07-723/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ямиловой Васили Ахатовны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.05.2021 по делу N А07-723/2020.
Администрация муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ямиловой Василе Ахатовне (далее - ответчик, ИП Ямилова В.А., предприниматель) о расторжении договора субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса от 22.12.2017 N 12 и возврате субсидии по договору в размере 212 800 руб.
Определением суда от 12.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан (далее - третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.05.2021 (резолютивная часть объявлена 26.04.2021) исковые требования удовлетворены: суд расторг договор о субсидировании субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса от 22.12.2017 N 12, заключенный между Администрацией и предпринимателем; взыскал с предпринимателя в пользу Администрации сумму неправомерно полученной субсидии в размере 212 800 руб. (л.д. 190-199).
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Ямилова В.А. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ее податель указал на то, что при предоставлении субсидии специалист Администрации руководствовалась Программой в предыдущей редакции, утвержденной постановлением от 28.12.2016.
Податель жалобы поясняет, что 30.10.2017 Ямилова В.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности 10.73.1 (производство макаронных изделий) и заявка на получение субсидии была подана до истечения одного года с момента регистрации ИП, новый вид деятельности начат предпринимателем за четыре месяца до получения субсидии.
До начала судебного заседания Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан представила в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Кроме того, от ИП Ямиловой В.А. поступило письменное дополнение к апелляционной жалобе с доказательствами его направления в адрес иных лиц, участвующих в деле.
Вышеуказанное письменное дополнение к апелляционной жалобе с доказательствами его направления в адрес иных лиц, участвующих в деле, приобщены к материалам дела в порядке статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и ИП Ямиловой В.А. 22.12.2017, на основании муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017-2020 годы, утвержденной Постановлением главы Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан от 15.06.2017 N 1281 "О муниципальной программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017-2020 годы" (далее - Программа, муниципальная программа, л.д. 13-49), был заключен договор о субсидировании субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса N 12 (далее - договор, л.д. 6, 7).
Согласно пункту 1.1 предметом указанного договора является субсидирование Администрацией получателя (ИП Ямиловой В.А.) на начальной стадии становления бизнеса за счет средств бюджета Республики Башкортостан в соответствии с Программой.
Согласно пункту 3.1 договора сумма средств бюджета Республики Башкортостан, предоставляемых получателю по договору в качестве субсидировани, составила 212 800 руб. 00 коп.
На основании пункта 5.2 договора, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком условий предоставления субсидии, установленных программой и настоящим договором, полученные денежные средства подлежат возврату в доход местного бюджета.
Платежным поручением от 28.12.2017 N 15056 Администрация перечислила ответчику субсидию в размере 212 800 руб. 00 коп. (л.д. 8).
В ходе проверки правомерности предоставленных субсидий, проведенной Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан, было установлено, что ранее в период с 20.01.2014 по 17.10.2017 Ямилова Василя Ахатовна была зарегистрирована как индивидуальный предприниматель.
07.11.2019 Администрация в адрес ИП Ямиловой В.А. направила претензионное письмо N 2234 с просьбой вернуть предоставленную субсидию в размере 212800 рублей в срок до 25.11.2019. Претензия оставлена предпринимателем без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия муниципальной программы и договор субсидирования содержат запрет на получение субсидии лицам, которые ранее были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку в силу пункта 4.5 муниципальной программы субсидии предоставляются лишь вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно положениям пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 муниципальной программы предоставление субсидий в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса осуществляется на конкурсной основе.
В силу пункта 4.2 муниципальной программы на получение данного вида финансовой поддержки имеют право претендовать субъекты малого предпринимательства.
Согласно пункту 4.5 муниципальной программы субсидии предоставляются вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года, и соответствующим следующим требованиям:
- с даты государственной регистрации на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года;
- использование бюджетных средств на развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой;
- фактическое вложение собственных средств в развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой и предусмотренного бизнес-планом, в размере не менее 25% от суммы запрашиваемых бюджетных средств;
- соответствие условиям предоставления финансовой поддержки, предусмотренным законодательством и муниципальной программой.
В соответствии с пунктом 5.2 договора, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком условий предоставления субсидии, установленных программой и настоящим договором, полученные денежные средства подлежат возврату в доход местного бюджета.
В соответствии с муниципальной программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017-2020 годы финансовая поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса и условием предоставления субсидии является факт подачи заявления о предоставлении субсидии в течение года с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Единому государственному реестру индивидуальных предпринимателей, ранее в период с 20.01.2014 по 17.10.2017 ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности указана "торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах", дополнительным видом деятельности указан "производство макаронных изделий".
То есть до подачи заявления ответчик ранее осуществляла предпринимательскую деятельность в течение 3 лет 8 месяцев.
Затем, 30.10.2017 ответчик вновь зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ответчика является "производство макаронных изделий"
Установив факт нарушения ответчиком условий договора, выразившихся в осуществлении ранее предпринимательской деятельности, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования администрации являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в настоящем случае соглашается с приведенными выводами арбитражного суда первой инстанции.
Так, согласно пункту 1.4 муниципальной программы основными требованиями к субъектам малого и среднего предпринимательства на момент подачи заявления на предоставление финансовой поддержки, а также на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о субсидировании, для предоставления финансовой поддержки в рамках настоящего Порядка являются:
а) соответствие требованиям и условиям предоставления финансовой поддержки, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком;
б) государственная регистрация деятельности на территории Республики Башкортостан;
в) отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации;
г) осуществление видов экономической деятельности, являющихся приоритетными согласно п. 1.5. настоящего Порядка;
д) принятие обязательства по сохранению общего количества рабочих мест, указанных в заявлении на получение финансовой поддержки, в течение 6 месяцев со дня получения финансовой поддержки;
е) не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должны иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;
ж) не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
з) не должны являться получателями средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на те же цели предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 2.10 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях:
а) не представлены документы (представлены не в полном объеме), предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представленные документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Порядком, либо представлены недостоверные сведения и документы (п. "а" в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.06.2017 N 256);
б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли (в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2015 N 281);
в) прошло менее трех лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки;
г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком;
д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме;
е) документы представлены после прекращения их приема (в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2017 N 631);
ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса;
з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
На основании п. 3.9 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях:
а) не представлены документы, предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представлены недостоверные сведения и документы;
б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли;
в) прошло менее трех лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки;
г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком;
д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме;
е) документы представлены до начала приема заявок и (или) после прекращения или приостановления их приема;
ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса;
з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
Согласно пункту 4.5 муниципальной программы субсидии предоставляются вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года, и соответствующим следующим требованиям:
- с даты государственной регистрации на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года;
- использование бюджетных средств на развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой;
- фактическое вложение собственных средств в развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой и предусмотренного бизнес-планом, в размере не менее 25% от суммы запрашиваемых бюджетных средств;
- соответствие условиям предоставления финансовой поддержки, предусмотренным законодательством и муниципальной программой.
В силу пункта 4.6 муниципальной программы субъект малого предпринимательства может получить одну субсидию, размер которой не должен превышать 300 000 рублей. В случае, если учредителями субъекта малого предпринимательства являются несколько физических лиц, указанных в абзаце 2 пункта 4.3 настоящего Порядка, такому субъекту малого предпринимательства предоставляется субсидия, размер которой не должен превышать произведения числа указанных учредителей на 300 000 руб., но не более 1 млн. рублей (пункт 4.6 в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 19.03.2016 N 78).
В соответствии с условиями указанной выше муниципальной программы между сторонами был заключен договор о субсидировании субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса от 07.08.2018 N 9, в силу которого предпринимателю была предоставлена субсидия в размере 212 800 руб.
На основании пункта 2.2 договора получатель обязался:
использовать бюджетные средства на осуществление приоритетного вида экономической деятельности (-10.73.1- Производство макаронных изделий). Полученные денежные средства не могут быть направлены на премирование работников, приобретение жилых помещений, транспортных средств (за исключением спецтехники и специализированных транспортных средств) (пункт 2.2.1 договора);
использовать полученные бюджетные средства в соответствии с пунктом 2.2.1 договора в течение одного года со дня перечисления бюджетных средств на счет получателя (пункт 2.2.6 договора);
не допускать в течение двух лет проведения реорганизации, ликвидации, а также введения процедур банкротства в отношении получателя (пункт 2.2.7 договора)
В соответствии с пунктом 5.2 договора, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком условий предоставления субсидии, установленных программой и настоящим договором, полученные денежные средства подлежат возврату в доход местного бюджета.
Согласно Паспорту "Муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан" (далее - Программа), основной целью Программы является увеличение численности населения, осуществляющего предпринимательскую деятельность и работающих в сфере малого и среднего предпринимательства (л.д. 15-16).
Необходимым к достижению показателем является прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предоставление субсидии субъекту предпринимательства, ранее осуществлявшему предпринимательскую деятельность в течение длительного времени на территории Баймакского района, не отвечает основным задачам и целям Программы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции с учетом приведенных выше условий муниципальной программы и договора субсидирования, приходит к выводу о том, что они содержат запрет на получение субсидии лицам, которые ранее были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку в силу пункта 4.5 муниципальной программы субсидии предоставляются лишь вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства.
Из материалов дела следует, что Ямилова В.А. до подачи заявления на получение субсидии ранее осуществляла предпринимательскую деятельность в течение 3 лет 8 месяцев - в период с 20.01.2014 по 17.10.2017, основным видом деятельности указана торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах", дополнительным видом деятельности указан "производство макаронных изделий".
Затем, 30.10.2017 (через 13 дней после прекращения статуса индивидуального предпринимателя) Ямилова В.А. вновь получает статус индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности "производство макаронных изделий".
То обстоятельство, что в период с 20.01.2014 по 17.10.2017 ответчик уже была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, с дополнительным видом деятельности "производство макаронных изделий", то есть тот же вид деятельности, что и при получении субсидии, свидетельствует о нарушении ИП Ямиловой В.А. условий договора о субсидировании от 22.12.2017 и влияет на право участия в программе и получения указанной субсидии.
Довод апеллянта о том, что при предоставлении субсидии специалист Администрации руководствовалась Программой в предыдущей редакции, утвержденной постановлением от 28.12.2016, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку договор о субсидировании субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса N 12 от 22.12.2017 был заключен на основании Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017-2020 годы, утвержденной Постановлением главы Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан от 15.06.2017 N 1281, на что указано во вводной части договора.
Доводы подателя апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, иное толкование и иную оценку правовых норм.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы заявителя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.05.2021 по делу N А07-723/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ямиловой Васили Ахатовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-723/2020
Истец: Администрация МР Баймакский район РБ, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Ямилова В А
Третье лицо: Контрольно-счетная палата РБ