г. Киров |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А82-12676/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рыбинск"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.04.2021 по делу N А82-12676/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рыбинск"
(ОГРН: 1137610003750; ИНН: 7610102091)
к Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области
(ОГРН: 1067610046459; ИНН: 7610070153)
о взыскании денежной суммы,
третье лицо: муниципальное казенное учреждение городского округа город Рыбинск "Жилкомцентр"
(ОГРН: 1107610001080; ИНН: 7610086650),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рыбинск" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Администрации городского округа город Рыбинск (далее - ответчик, Администрация) 890 рублей 65 копеек долга, 1 423 рублей 38 копеек пени по состоянию на 05.04.2020 с применением ставки рефинансирования ЦБ РФ 4,5%, просит зачесть сумму 4 982 рублей 32 копеек за услуги по организации вентканала.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение городского округа город Рыбинск "Жилкомцентр" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.04.2021 исковые требования удовлетворены частично: с Администрации в пользу Общества взыскано 1 042 рублей 49 копеек пени.
Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Истец указывает, что работы по организации вентиляционного канала в квартиру коммунального типа, собственником комнат N 8, N 12 в которой является Администрация, ни действующим законодательством, ни договором управления не предусмотрен. Прокладка нового вентканала не входит в содержание и ремонт общего имущества и является капитальным ремонтом или работами, которые проводятся по согласованию с собственниками помещений на основании решения общего собрания собственников помещений. Однако надо учесть, что в данном случае работы по организации вентканала являлись срочными.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласился.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Рыбинск, ул. Бородулина, д. 42 (договор управления многоквартирным домом от 01.07.2014).
В многоквартирном доме расположены ряд незаселенных жилых помещений, которые являются собственностью муниципального образования "город Рыбинск".
Согласно акту ООО "Запад Электромонтаж" от 22.12.2018 N 1869 в помещении кухни коммунальной квартиры с комнатами NN 8-12, находящимися в муниципальной собственности, выявлено следующее: "Вскрытие канала на чердаке 200х200 (с последующей заделкой). Вскрытие канала на кухне кв. 23-30 100х10 мм, демонтаж светильника, прочистка, удалено 60 кг мусора. Канал ниже отметки 2,4 м от пола кухни 2-ого этажа не проложен. Предлагаемое решение по выводу вентканала в помещение кухни кв. 8-13 (1-й этаж) в приложении к акту".
Истцом были понесены расходы, связанные с выполнением работ по проверке и прочистке вентиляционных каналов на общую сумму 14 438 рублей (акт от 17.02.2019 N 1992/1, счет на оплату от 25.02.2019 N 22, платежное поручение от 15.04.2019 N 188).
По расчету истца доля указанных расходов, подлежащих возмещению ответчиком, составляет 4 559 рублей 40 копеек (лист дела 41 том 2).
Ссылаясь на то, что ответчик расходы истца на прокладку нового вентиляционного канала не возместил, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 124, 125, 210, 249, 290, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), учитывал правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 09.11.2010 N 4910/10.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1); принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.1.).
В пункте 4.12. договора управления многоквартирным домом от 01.07.2014 также предусмотрено, что капитальный ремонт общего имущества в доме проводится на основании решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении и оплате расходов на капитальный ремонт, за счет собственников и (или) за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджетов различных уровней.
Решение о проведении капитального ремонта принимается с учетом предложений управляющей организации, предписаний уполномоченных органов (пункт 4.13. договора).
Согласно приложению N 1 к договору в состав общего имущества многоквартирного дома входит система вентиляции.
Как следует из материалов дела, общее собрание собственников по вопросу проведения работ по установке нового вентиляционного канала не проводилось.
Доводы истца о том, что спорные работы носили срочный характер, апелляционным судом не принимаются.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10).
Согласно пункту 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
В пункте 5.5.6. "Внутренние устройства газоснабжения" раздела V "Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Истец указывает, что вентиляционный канал отсутствовал с момента постройки многоквартирного дома.
Истец, осуществляя управление многоквартирным домом с 01.07.2014, будучи специализированной организацией, в силу вышеприведенных норм права обязан был организовывать проверку работы, в том числе систем вентиляции, содержать вентиляционные каналы в технически исправном состоянии, обеспечивать исправное состояние вентиляционных каналов, в том числе выносить соответствующие предложения на общее собрание собственников помещений.
Суд апелляционной инстанции считает, что наличие выявленного недостатка находится в непосредственной причинной связи с ненадлежащим исполнением обязанностей Обществом по содержанию общего имущества дома, соответственно, его устранение входит в обязанности последнего. Поскольку система вентиляции входит в состав общего имущества многоквартирного дома, решений об оплате спорных работ общим собранием собственников не принималось, предъявление их к оплате отдельному собственнику жилого помещения (ответчику) является необоснованным. Учитывая изложенное в рассматриваемой ситуации основания для компенсации понесенных расходов Обществу отсутствуют.
С учетом того, что Администрация оплатила жилищно-коммунальные услуги, оказанные Обществом, за спорный период в полном объеме (с учетом того, что в квитанции за апрель 2019 года неправомерно предъявлены 4 559 рублей 40 копеек за прокладку вентканала), но оплатила их с просрочкой (лист дела 137 том 2), суд первой инстанции правильно взыскал с ответчика в пользу истца 1 042 рубля 49 копеек пени (лист дела 132 том 2 - расчет пени, он является правильным, разница в расчетах пени истца и ответчика в том, что в плате за апрель 2019 года истцом предъявлено 527 рублей 49 копеек за содержание и неправомерно предъявлено 4 559 рублей 40 копеек за прокладку вентканала, подлежало оплате ответчиком только 527 рублей 49 копеек) и правильно отказал истцу в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.04.2021 по делу N А82-12676/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рыбинск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12676/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РЫБИНСК"
Ответчик: Администрация городского округа город Рыбинск, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД РЫБИНСК "ЖИЛКОМЦЕНТР"