г. Санкт-Петербург |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А26-8103/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12275/2021) Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.03.2021 по делу N А26-8103/2020 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "МСА"
об оспаривании постановления от 11.08.2020 N 17-17/496-19
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (адрес: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской флотилии, д. 26, оф. 22, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523; далее - ООО "Автоспецтранс", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288; далее - Комитет) от 11.08.2020 N 17-17/496-19, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 5500 руб.
Определением суда от 28.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МСА" (далее - ООО "МСА").
Решением суда от 15.03.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление от 11.08.2020 N 17-17/496-19 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 15.03.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Комитета полномочий на направление дополнительных запросов после составления протокола об административном правонарушении, ссылаясь на положения статей 29.4 и 26.10 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание 01.06.2021 своих представителей не направили, заявителем и третьим лицом представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых доводы Комитета отклонены.
В судебном заседании 01.06.2021 судом объявлен перерыв до 10 час. 50 мин. 03.06.2021; после перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Минстроем Карелии и ООО "Автоспецтранс" подписано Соглашение от 19.02.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым Обществу был присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
25.04.2018 Госкомитетом Республики Карелия по ценам и тарифам утвержден тариф ООО "Автоспецтранс" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
С учетом соблюдений условий, установленных частью 8 статьи Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", ООО "Автоспецтранс" приступило к осуществлению деятельности регионального оператора по обращению с ТКО с 01.05.2018.
По результатам рассмотрения обращения гражданина, проживающего в доме N 10 по ул. Озерная в п. Тикша, Муезерского района, Республики Карелия, по вопросу нарушения правил предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в п. Тикша, Муезерского района, Комитет вынес определение от 28.12.2019 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ и проведении административного расследования
В ходе проведения административного расследования Комитетом установлено следующее.
Согласно письму ООО "Автоспецтранс" от 15.01.2020 N 124/юр в п. Тикша Муезерского района органами местного самоуправления не определены места накопления ТКО, вывоз ТКО осуществляется бесконтейнерным способом. еженедельно по понедельникам и четвергам. Также на ул. Советская, ул. Комсомольская и ул. Набережная расположены контейнеры.
Вывоз твердых коммунальных отходов на территории п. Тикша Муезерского района в период с 01.08.2018 по 31.12.2018 осуществлялся ООО "АктивПро" на основании договора от 28.04.2018 N 12аэф-18/223 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, заключенного по результатам электронного аукциона с ООО "АВТОСПЕЦТРАНС".
С 01.01.2019 услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Муезерского района оказывает ООО "МСА" на основании договора 13.12.2018 N 01-19/223 на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключенного с Региональным оператором по результатам электронного аукциона.
Проанализировав сведения, указанные в реестрах оказанных услуг при транспортировании ТКО в п. Тикша Комитет сделал вывод о том, что вывоз ТКО не осуществлялся с п. Тикша в период: с 01.03.2019 по 06.03.2019, с 08.03.2019 по 13.03.2019, с 15.03.2019 по 20.03.2019, с 22.03.2019 по 27.03.2019, с 31.03.2019 по 03.04.2019, с 05.04.2019 по 10.04.2019, с 12.04.2019 по 17.04.2019, с 19.04.2019 по 24.04.2019, с 26.04.2019 по 01.05.2019, с 03.05.2019 по 08.05.2019, с 10.05.2019 по 15.05.2019, с 17.05.2019 по 22.05.2019, с 24.05.2019 по 29.05.2019, с 31.05.2019 по 05.06.2019, с 07.06.2019 по 12.06.2019, с 14.06.2019 по 19.06.2019, с 21.06.2019 по 26.06.2019, с 28.06.2019 по 03.07.2019, с 05.07.2019 по 07.07.2019, с 09.07.2019 по 10.07.2019, с 12.07.2019 по 14.07.2019, с 16.07.2019 по 17.07.2019, с 19.07.2019 по 21.07.2019, с 23.07.2019 по 24.07.2019, с 26.07.2019 по 28.07.2019, с 30.07.2019 по 31.07.2019, с 02.08.2019 по 04.08.2019, с 06.08.2019 по 07.08.2019, с 09.08.2019 по 11.08.2019, с 13.08.2019 по 18.08.2019, с 20.08.2019 по 21.08.2019, с 23.08.2019 по 25.08.2019, с 27.08.2019 по 28.08.2019, с 30.08.2019 по 01.09.2019, с 03.09.2019 по 04.09.2019, с 06.09.2019 по 08.09.2019, с 10.09.2019 по 11.09.2019, с 13.09.2019 по 15.09.2019, с 17.09.2019 по 18.09.2019, с 20.09.2019 по 22.09.2019, с 24.09.2019 по 25.09.2019, с 27.09.2019 по 02.10.2019, 06.10.2019, 13.10.2019, 27.10.2019, с 04.11.2019 по 06.11.2019, с 10.11.2019 по 13.11.2019, с 17.11.2019 по 20.11.2019, с 24.11.2019 по 27.11.2019, что является нарушением установленного режима предоставления коммунальной услуги по обращению с коммунальными отходами гражданам, проживающим в жилых домах в п. Тикша Муезерского района (пункт 3, пункт 17 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
На основании изложенного Комитет пришел к выводу о наличии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении Общества протокола от 13.02.2020 N 3011 об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ.
Впоследствии Комитетом определениями от 09.04.2020 были истребованы дополнительные сведения у ООО "Автоспецтранс", ООО "МАС", гр. Карху Е.А., так как при рассмотрении административного дела N 17-17/496-19 установлено, что необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела, поскольку имеющихся по делу материалов недостаточно для его рассмотрения по существу.
Постановлением Комитета от 11.08.2020 N 17-17/496-19 ООО "Автоспецтранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5500 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Комитетом процедуры привлечения к административной ответственности, полагая, что у Комитета не имелось законных оснований для направления различных запросов, после составления протокола об административном правонарушении от 13.02.2020 N 3011 по итогам рассмотрения документов в рамках административного расследования, в связи с чем оспариваемое постановление не соответствует требованиям статьи 28.7 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах (подпункт "ж" пункта 4).
В соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В пункте 17 раздела VII приложения N 1 к Правилам N 354 установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 град. С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 град. С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха + 5 град. С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 град. С.
Пунктом 148(1) Правил N 354 предусмотрено, что предоставление потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении данной коммунальной услуги, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из содержания пунктов 148(3) - 148(5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исходя из подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Пунктом 3 Правил N 1156 предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в том числе с отражением графика вывоза твердых коммунальных отходов.
Типовой договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов виде публичной оферты находится в открытом доступе в сети интернет на официальном сайте Общества.
В ответе на запрос по делу об административном правонарушении (исх. N 904/юр от 13.02.2020) ООО "Автоспецтранс" указывает, что поскольку в п.Тикша органом местного самоуправления не исполнена обязанность по обустройству мест (площадок) накопления ТКО, то региональным оператором в п.Тикша организован бесконтейнерный вывоз ТКО, вывоз осуществляется оператором по транспортированию посредством сбора пакетов ТКО с территорий домовладений, прилегающих непосредственно к проезжей части дороги (подомовой объезд).
Также данный способ сбора ТКО предусмотрен пунктом 2.18 договора N 06-19/223 от 11.12.2018 на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключенного между ООО "Автоспецтранс" и ООО "МСА" (Оператор по транспортированию).
Из договора N 06-19/223 от 11.12.2018 на оказание услуг по транспортированию ТКО следует, что места приема и передачи ТКО, в том числе места бесконтейнерного сбора, маршруты транспортирования ТКО определены в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами и указаны в Приложении N 4 к настоящему договору. Перечень мест приема и передачи ТКО по настоящему договору не является исчерпывающим (п. 2.8 Договора).
При этом как следует из представленных ООО "МСА" по запросу Комитета документов (исх. N 165 от 23.04.2020) Главой администрации Ледморзерского сельского поселения утвержден с 01.08.2019 график вывоза ТКО в п.Тикша с указанием конкретных мест сбора отходов (адреса домовладения) и времени стоянки машины.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Существенные условия договоров на оказание услуг по транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО определены пунктами 25 и 36 Правил N 1156.
Подпунктами "г" пунктов 25 и 36 Правил N 1156 к существенным условиям договоров на оказание услуг по транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО отнесены, в том числе места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.
Вместе с тем, в соответствии с Правилами N 354 коммунальная услуга это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса.
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил N 354 установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Правилами N 1156 определено, что погрузка твердых коммунальных отходов - это перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Следовательно, моментом начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО является момент погрузки ТКО в любом фактическом месте этой погрузки и не ограничивается контейнерными площадками.
Таким образом, периодичность вывоза ТКО должна соблюдаться не только при наличии оборудованной площадки накопления ТКО, то также и в случае бесконтейнерного сбора ТКО.
В рассматриваемом случае, Комитет проанализировав реестры оказанных услуг при транспортировании ТКО в п.Тикша за 2018-2019 годы установил (с учетом срока давности привлечения к ответственности), что вывоз ТКО не осуществлялся с п. Тикша в период с 13.08.2019 по 18.08.2019, с 20.08.2019 по 21.08.2019, с 23.08.2019 по 25.08.2019, с 27.08.2019 по 28.08.2019, с 30.08.2019 по 01.09.2019, с 03.09.2019 по 04.09.2019, с 06.09.2019 по 08.09.2019, с 10.09.2019 по 11.09.2019, с 13.09.2019 по 15.09.2019, с 17.09.2019 по 18.09.2019, с 20.09.2019 по 22.09.2019, с 24.09.2019 по 25.09.2019, с 27.09.2019 по 02.10.2019, 06.10.2019, 13.10.2019, 27.10.2019, с 04.11.2019 по 06.11.2019, с 10.11.2019 по 13.11.2019, с 17.11.2019 по 20.11.2019, с 24.11.2019 по 27.11.2019, что является нарушением установленного пунктом 3 и пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 режима предоставления коммунальной услуги по обращению с коммунальными отходами.
Доводы Общества о том, что периодичность вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) должна соблюдаться только при наличии на территории населенного пункта места (площадки) накопления ТКО, созданных в соответствии с требованиями законодательства РФ, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку как уже указывалось выше с учетом фактического оказания Обществом услуг приведенное обстоятельство не отменяет обязанность Общества как регионального оператора по соблюдению режима оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил N 354 даже в случае бесконтейнерного сбора ТКО.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 354 и Правил N 1156 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения и осуществление надлежащего контроля за Оператором по транспортированию, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комитет пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые являются безусловным основанием для отмены постановления Комитета от 11.08.2020 N 17-17/496-19.
В соответствии с частью 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, вопреки выводам суда первой инстанции, указанная норма не устанавливает запрет на истребование административным органом необходимых для рассмотрения дела дополнительных документов после составления протокола об административном правонарушении и окончания административного расследования.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 26.10 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела,
В силу пункта 5 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе, вопрос об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу.
Таким образом, установив после составления 13.02.2020 протокола об административного правонарушения в ходе подготовки к рассмотрению дела необходимость истребования дополнительных документов в целях всестороннего и полного рассмотрения дела об административном правонарушении, Комитет правомерно в пределах предоставленных ему полномочий (часть 1 статьи 26.10, пункта 5 статьи 29.1, пункт 3 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ) вынес определения от 09.04.2020 об истребовании дополнительных сведений и документов.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Вместе с тем, апелляционный суд усматривает основания для признания вмененного Обществу правонарушения малозначительным.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 2 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, не с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла административный орган может освободить лицо от административной ответственности.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
Оценив конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание, что органом местного самоуправления не были обустроены в п. Тикша места (площадки) накопления ТКО, что затрудняет ежедневный сбор отходов по каждому домовладению, учитывая незначительное (в несколько дней) нарушение периодичности вывоза ТКО в рассматриваемый период с августа по ноябрь 2019 года, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае формальное нарушение Обществом положений Правил N 354 не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинению вреда либо угрозе причинения вреда личности, обществу или государству.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 723 КоАП РФ, допущенное Обществом нарушение в данном конкретном случае не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем может быть признано малозначительным.
В данном случае, по мнению суда апелляционной инстанции, рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Ошибочные выводы суда первой инстанции о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности не привели к принятию судом неправильного решения. Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда первой инстанции от 15.05.2021, которым постановление Комитета от 11.08.2020 N 17-17/496-19 признано незаконным и отменено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15 марта 2021 года по делу N А26-8103/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8103/2020
Истец: ООО "Автоспецтранс"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
Третье лицо: ООО "МСА"