город Омск |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А75-649/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6439/2021) закрытого акционерного общества "НЕФТЬСТРОЙИНВЕСТ" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.04.2021 по делу N А75-649/2021 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "НЕФТЬСТРОЙИНВЕСТ" (ОГРН 1098605000658, ИНН 8605022050, адрес: 628680, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Мегион, ул. Южная, 11, стр.1) к заместителю руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ковалевскому А.Н., государственным инспекторам Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Божко А.А., Петрову А.А., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, д. 69), о признании незаконными действий,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "НЕФТЬСТРОЙИНВЕСТ" (далее - ЗАО "НЕФТЬСТРОЙИНВЕСТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к заместителю руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ковалевскому А.Н., государственным инспекторам Сургутского управления Божко А.А., Петрову А.А. о признании незаконными действий, выразившихся в подмене проведения в отношении общества проверки плановым рейдовым мероприятием (патрулированием).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечена Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры, Служба, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.04.2021 по делу N А75-649/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что подмена проведения проверки организации проведением мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом - планового рейдового осмотра (патрулирования) запрещена частью 3 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ); согласно аудиозаписи государственный инспектор Божко А.А. заявил, что в Природнадзор Югры от организации ФБГУ "РосЛесИнфорг" поступили материалы спутникового мониторинга, и должностные лица административного органа выехали на лесной участок с целью проверки информации, представленной ФГБУ "РосЛесИнфорг"; патрулирование не является законным способом проверки информации, поступающей в орган государственного контроля, о нарушениях обязательных требований.
В письменном отзыве Природнадзор Югры просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 29.06.2020 начальником Сургутского управления Службы утвержден план-график проведения маршрутных патрулирований участков лесного фонда на июль 2020 года, которым предусмотрено проведение патрулирования территории лесного фонда, в том числе, в районе Тайлаковского месторождения в период с 07.07.2020 по 10.07.2020.
Во исполнение плана-графика заместителем руководителя Службы Ковалевским А.Н. издано распоряжение от 06.07.2020 N 03-225/2020, которым государственным инспекторам Божко А.А. и Петрову А.А. в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований лесного законодательства поручено проведение с 07.07.2020 по 10.07.2020 мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах по маршруту: Тайлаковское участковое лесничество (кварталы 2594, 2595, 256, 2597, 2598), Юганский территориальный отдел-лесничество Сургутского района.
Во исполнение распоряжения уполномоченными должностными лицами проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах, в ходе которого обнаружена незаконная рубка лесных насаждений. Данные нарушения отражены в акте проверки от 14.07.2020 N 03-225/2020 с приложением фототаблиц (л.д. 43-54).
Посчитав, что должностными лицами Природнадзора Югры совершены незаконные действия в виде подмены проведения проверки в отношении заявителя плановым рейдовым осмотром (патрулированием) и проведением проверки с существенными нарушениями порядка организации и проведения проверок, установленных Законом N 294-ФЗ, ЗАО "НЕФТЬСТРОЙИНВЕСТ" обратилось в суд с соответствующим требованием.
23.04.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Частью 3 статьи 96 ЛК РФ установлено, что должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение N 394) должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 12 Положения N 394 предусмотрено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Закона N 294-ФЗ, а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п (далее - Положение о Службе), Природнадзор Югры осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях лесного фонда. В целях реализации переданных полномочий по государственному лесному надзору (лесной охраны) Служба проводит мероприятия по контролю (патрулирования) в установленной сфере деятельности. Объектами, в отношении которых осуществляются указанные виды надзора, являются участки лесного фонда автономного округа.
На основании части 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (подпункт 1); административные обследования объектов земельных отношений (подпункт 2); исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт 3); другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами (подпункт 8).
К такому виду мероприятий по контролю относятся, в том числе, мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах.
Приказом Минприроды России от 21.01.2014 N 21 утвержден норматив патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственной лесной надзор (лесную охрану), который для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляет 368,2 га на одного государственного лесного инспектора.
Согласно подпункту "в" пункта 10 Положения N 394 должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, проводят мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 N 233 (далее - Административный регламент).
На основании пункта 78 Административного регламента, пункта 5.6.3 Положения о Службе, Приказа Службы от 24.03.2015 N 60-п (с изменениями, внесенными приказом от 07.085.2019 N 74-п) "Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах" (далее - Порядок патрулирования), в целях пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства должностными лицами уполномоченных органов проводятся мероприятия по контролю в лесах (патрулирования и плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков).
В соответствии с Порядком патрулирования мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах проводятся на основании распоряжения руководителя Службы (заместителей руководителя Службы), в котором указывается информация о дате, маршруте, целях патрулирования, должностном лице (осуществляющим проведение мероприятия по контролю (патрулированию)).
Маршруты патрулирования (лесотаксационный квартал, урочище, участковое лесничество, лесничество, административный район) разрабатываются с учетом границ участковых лесничеств, линейных объектов, карьеров, расположенных в лесах, мест проведения мероприятий (работ) в лесах на территории автономного округа.
В первую очередь осуществляется патрулирование лесных участков с высокой антропогенной и рекреационной нагрузкой.
Мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах проводятся в соответствии с планом-графиком мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, который разрабатывается руководителями территориальных структурных подразделений Службы.
При проведении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах государственные лесные инспекторы не вступают во взаимодействие с юридическими лицами и предпринимателями.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае начальником Сургутского управления Службы 29.06.2020 утвержден план-график проведения маршрутных патрулирований участков лесного фонда, расположенных на территории Сургутского района на июль 2020 года, которым предусмотрено проведение патрулирования территории лесного фонда, в том числе в районе Тайлаковского месторождения, в период с 07.07.2020-10.07.2020.
Как указано выше, во исполнение указанного плана-графика распоряжением заместителя руководителя Службы Ковалевского А.Н. от 06.07.2020 N 03-225/2020 государственным инспекторам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Божко А.А. и Петрову А.А. в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований лесного законодательства поручено провести с 07.07.2020 по 10.07.2020 мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах по маршруту: Тайлаковское участковое лесничество (кварталы: 2594, 2595, 256, 2597, 2598), Юганский территориальный отдел - лесничество, Сургутского района, ХМАО-Югры.
Мероприятия по патрулированию проведены на основании распоряжения заместителя руководителя Природнадзора Югры; маршрут патрулирования в распоряжении обозначен (кварталы 2594, 2595, 2596, 2597, 2598 Тайлаковского участкового лесничества, Юганский территориальный отдел - лесничество Сургутского района); цель патрулирования - предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований лесного законодательства.
Таким образом, распоряжение от 06.07.2020 N 03-225/2020 издано в соответствии с предоставленными действующим законодательством полномочиями с отражением всех необходимых данных.
Патрулирование по своей сути является регулярным, систематическим обследованием территории лесного фонда с целью выявления и пресечения фактов нарушений лесного законодательства и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2019 N 305-ЭС19-16166 по делу N А41-74861/2018, от 13.08.2020 N 304-ЭС20-10454 по делу N А75-16425/2019, постановление Арбитражного суда Дальне-Восточного округа от 22.06.2020 по делу NА59-5545/2019).
На основании вышеизложенного, вопреки доводам подателя жалобы, патрулирование является допустимой формой мероприятия по контролю в лесах наряду с проведением плановых и внеплановых проверок и осуществляется в целях пресечения и предотвращения нарушения лесного законодательства.
Предметом оспариваемых мероприятий не была определена деятельность общества, на него не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований уполномоченных органов.
Проверка, порядок проведения которой установлен Законом N 294-ФЗ, на нарушение требований которого ссылается заявитель, в отношении общества распоряжением от 06.07.2020 N 03-225/2020 не назначалась и не проводилась.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение конкретным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Из совокупности указанных требований, содержащихся в статье 10 Закона N 294-ФЗ, следует, что проверка может быть назначена только в отношении конкретного лица по конкретно определенным основаниям.
Между тем, из содержания распоряжения заместителя руководителя Службы Ковалевского А.Н. от 06.07.2020 N 03-225/2020 следует, что определено провести с 07.07.2020 по 10.07.2020 мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах по маршруту: Тайлаковское участковое лесничество (кварталы: 2594, 2595, 256, 2597, 2598), Юганский территориальный отдел - лесничество, Сургутского района, ХМАО-Югры.
Указанные мероприятия предусматривали проведение проверки в нескольких лесных участках и не предполагали проведения проверки в отношении конкретных лиц, что соответствует понятию планового (рейдового) осмотра в соответствии со статьей 13.2 Закона N 294-ФЗ. Так, плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Довод подателя жалобы о проведении мероприятий по контролю именно в отношении общества в связи с поступлением информации от ФБГУ "Рослесинфорг" со ссылкой на аудиозапись отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела усматривается, что информация от ФГБУ "Рослесинфорг" (письмо от 10.07.2020 N 12-01/954) поступила в Службу 16.07.2020 (вх. N 31-01-7401), то есть уже после утверждения плана-графика 29.06.2020, издания 06.07.2020 распоряжения о проведении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах от 06.07.2020 N 03-225/2020.
Таким образом, нарушение норм действующего законодательства в действиях должностных лиц Природнадзора Югры обществом не доказано, апелляционной коллегией не усматривается, в связи с чем судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. (платежное поручение от 30.04.2021 N 1456), то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату ЗАО "НЕФТЬСТРОЙИНВЕСТ" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.04.2021 по делу N А75-649/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "НЕФТЬСТРОЙИНВЕСТ" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платёжному поручению от 30.04.2021 N 1456.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-649/2021
Истец: ЗАО "НЕФТЬСТРОЙИНВЕСТ"
Ответчик: Государственный инспектор Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Божко Александр Александрович, Государственный инспектор Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Петров Алексей Александрович, Заместитель руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ковалевский Алексей Николаевич, СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Третье лицо: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры