г. Хабаровск |
|
13 июля 2021 г. |
А73-19298/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "АХСУ": Гук С.П., представителя по доверенности от 28.11.2020;
от Администрации города Хабаровска: Власова Ю.Д., представителя по доверенности от 03.11.2020 N 1.1.29-213;
от Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска: Власова Ю.Д., представителя по доверенности от 23.12.2020 N 08-27/16253;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Хабаровска, Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
на решение от 23.04.2021 по делу N А73-19298/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АХСУ"
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконным требования
третье лицо: Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АХСУ" (далее - ООО "АХСУ", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным требования Администрации города Хабаровска (далее - администрация) от 10.11.2020 N 55 "О демонтаже неправомерно размещенного нестационарного торгового объекта на территории городского округа "Город Хабаровск".
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (далее - ДМС администрации г. Хабаровска, департамент).
Решением суда от 23.04.2021 заявленное требование удовлетворено по мотиву незаконности оспариваемого акта и нарушением прав заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация и ДМС администрации г. Хабаровска обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просили его отменить в связи с неполным выяснением всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В ходе судебного разбирательства представитель администрации и департамента поддержал доводы и требования в полном объеме.
Общество в отзыве на жалобу и заседании суда второй инстанции выразило несогласие с изложенными в ней доводами, настаивало на законности судебного решения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, заслушав пояснений участников процесса, суд второй инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что ООО "Ахсу" приобрело по договору купли-продажи от 01.03.2008 торговый остановочный павильон площадью 20 кв.м, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Руднева, в районе дома N 56, ост. магазина "Ветеран".
Факт установки весной 2008 года данного торгового павильона с остановочным навесом по указанному адресу подтвержден письмом Комитета по управлению Северным округом администрации г. Хабаровска от 28.06.2013 N 4- 24/2325.
Управлением торговли, питания и бытового обслуживания Администрации г. Хабаровска обществу выдано требование 10.11.2020 N 55 о демонтаже неправомерно размещенного нестационарного торгового объекта (далее - НТО) на территории городского округа "Город Хабаровск" в срок до 10.12.2020 по причине отсутствия соответствующей разрешительной документации.
Полагая, что данное требование является незаконным и нарушает права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности этих условий.
Возражения заявителей апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
В силу требований пункта 1.3 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного Постановлением администрации г. Хабаровска от 17.06.2020 N 1926, под неправомерно размещенным НТО понимается объект, размещенный с нарушением утвержденной постановлением администрации города Хабаровска Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", а также в отсутствие договора на размещение НТО, договора пользования местом размещения НТО.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ, действующей на момент возникших правоотношений. При этом обязанность по определению порядка, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления, полномочные по распоряжению соответствующими земельными участками.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 N 3101 утверждено Положение о движимых вещах и местах временного хранения автотранспорта на территории городского округа "Город Хабаровск" (далее - Положение о движимых вещах), которое применяется при установке (организации) движимых вещей и мест временного хранения автотранспорта на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, свободных от прав третьих лиц, для целей, не связанных со строительством (пункт 1.2 Положения о движимых вещах).
Согласно пункту 5.1 названного Постановления с 01.03.2015 Положение о движимых вещах и стоянках автомобильного транспорта (местах временного хранения автотранспорта), подлежит применению в случае, предусмотренном частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 34 указанного Закона, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Как следует из материалов дела, первый акт фактического использования земельного участка под торговый павильон, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Руднева, 56, оформлен 20.03.2009, то есть до вступления в силу Постановления Администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 N 3101.
20.12.2012 Комиссией по землепользованию и застройке Северного округа обществу выдано Заключение, в котором установлено, что внешний вид движимой вещи - торгового павильона с остановочным навесом по адресу: г. Хабаровск, ул. Руднева, в районе дома N 56, территория, прилегающая к движимой вещи и ее состояние, соответствуют согласованной проектной документации на данный объект; нарушения условий, предусмотренных пунктами 6.1-6.3 Положения о движимых вещах, отсутствуют; задолженность по внесению арендной платы отсутствует; необходимость перспективного строительства и реконструкции капитальных объектов на данной территории отсутствует.
05.02.2014 распоряжением Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска N 47-ра (с учетом распоряжения от 05.11.2014 N 447-ра) ООО "Ахсу" утверждена схема расположения земельного участка из земель категории "земли населенных пунктов", площадью 20 кв.м. для установки движимой вещи - торгового павильона с остановочным навесом в Краснофлотском районе.
03.03.2014 земельный участок площадью, 20+/-2 кв.м. для установки названной выше движимой вещи поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 27:23:0010613:356.
Согласно выписке из ЕГРН от 28.11.2020 N 99/2020/362900818 информация о данном земельном участке является актуальной.
Пунктом 7.1 Положения о движимых вещах определено, что торги на право установки (организации) движимой вещи не проводятся, в том числе, в случае предоставления в аренду земельного участка, на котором расположена движимая вещь, совмещенная с остановочным навесом общегородского транспорта, использование земельного участка под которым подтверждается актом о факте использования земельного участка, оформленном администрацией города до вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 3.9.2 Положения о движимых вещах, в случае намерения собственника движимой вещи, совмещенной с остановочным навесом общегородского транспорта, созданной (размещенной) на земельном участке до вступления в силу настоящего постановления, заключить договор аренды в отношении указанного земельного участка в порядке, установленном абзацем девятым пункта 7.1 настоящего Положения, собственник обращается в департамент муниципальной собственности администрации города и представляет документарное подтверждение права собственности на движимую вещь, документы, подтверждающие периодическое внесение платы за пользование земельным участком за весь период эксплуатации движимой вещи, и положительное заключение комиссии по землепользованию и застройке комитета по управлению соответствующим округом администрации города.
Согласно пункту 3.11 Положения о движимых вещах, в месячный срок со дня регистрации заявления, указанного в пункте 3.9.2 настоящего Положения, комиссия по землепользованию и застройке комитета по управлению соответствующим округом администрации города составляет положительное заключение при одновременном соблюдении следующих условий:
имеется акт о факте использования земельного участка, оформленный администрацией города до момента вступления в силу настоящего постановления, и документы, подтверждающие внесение платы с даты оформления акта (представляются собственником движимой вещи);
отсутствует задолженность по внесению платы за пользование земельным участком на основании акта, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, и (или) факты нарушения сроков внесения платы за период эксплуатации движимой вещи (по информации, представленной департаментом муниципальной собственности по запросу комитета по управлению соответствующим округом);
соблюдаются условия, предусмотренные пунктом 3.10 настоящего Положения, за исключением подпункта 4).
Из материалов дела следует, что общество 18.03.2014 обратилось в департамент с заявлением об оформлении права аренды на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0010613:356, площадью 20 кв.м. для установки торгового павильона с остановочным навесом.
Письмом от 28.03.2014 N 3047/17-07 названный уполномоченный орган предложил заявителю, со ссылками на решение Хабаровской городской Думы от 28.03.2000 N 415 "Об утверждении Положения "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются земельные участки" и приказ Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов для приобретения прав на земельный участок", обратиться для урегулирования вопроса в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска, по причине отсутствия в представленных документах заявителя правового акта администрации города о предоставлении земельного участка в аренду.
26.02.2015 общество обратилось в названный департамент с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, который письмом от 27.03.2015 N 01-49/2932 предложил заявителю обратиться в ДМС администрации г. Хабаровска.
Установленное указывает, что общество после приобретения права собственности на спорный НТО в установленном порядке предпринимало меры к оформлению прав на используемый им земельный участок под его размещение с соблюдением требований земельного, кадастрового градостроительного законодательства, действующего в период спорных отношений. Однако договор не был заключен по независящим от заявителя причинам.
Апелляционный довод о том, что общество не оспаривало в судебном порядке действия администрации и (или) его структурных подразделений по не заключению договора аренды, и они не были признаны недействительными судебными решениями, отклоняется второй инстанцией, поскольку в данном случае справедливые правовые ожидания заявителя по делу, основанные на конституционном принципе поддержания доверия граждан (их объединений) к закону и действиям государства (постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П и от 20.04.2010 N 9-П), которые он имел при обращении в уполномоченный орган с целью реализации своего права, не учтены.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 40 Обзора судебной практики N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020, указал, что решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 15.02.2019 N 10-П, от 17.01.2018 N 3-П и от 18.02.2000 N 3-П) неоднократно подчеркивалось, что цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод граждан и организаций, поскольку иное может приводить к недопустимому отступлению от принципов равенства и справедливости, к нарушению статьи 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3).
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что со стороны общества не было факта безвозмездного использования спорного земельного участка за период с 01.03.2008 по 30.11.2020, что подтверждается актом сверки расчетов N 994 от 04.12.2020, что, в свою очередь, указывает на добросовестное поведение участника спорных отношений.
Из оспариваемого требования о демонтаже следует, что оно основывается на постановлении Администрации города Хабаровска от 17.06.2020 N 1926 "Об утверждении Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска по выявлению и демонтажу неправомерно размещенных нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск" и акте выявления неправомерного размещения НТО от 10.11.2020 N 55.
Вместе с тем, проверяя законность выдачи данного ненормативного акта, арбитражный суд установил, что общество в ноябре 2020 года вновь обратилось в департамент о внесении объекта в схему размещения НТО, который письмом от 18.12.2020 информировал заявителя о необходимости обращения в Управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска.
Во исполнение данных рекомендаций ООО "АХСУ" 19.01.2021 направило заявление в данное структурное подразделение администрации города (исх.15.1-10/80), но на момент разрешения настоящего спора в суде первой инстанции и в апелляционном суде ответ не получен.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О разъяснено, что осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.
Учитывая выше установленное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об удовлетворении требования заявителя, поскольку ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своих полномочий не может ущемлять права хозяйствующего субъекта, что прямо противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, закрепленным в статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также принципу свободы предпринимательской деятельности, закрепленному в статье 34 Конституции РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.04.2021 по делу N А73-19298/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19298/2020
Истец: ООО "АХСУ"
Ответчик: Администрации города Хабаровска
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска