г. Москва |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А40-11032/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.Е.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Истца -
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2021,
принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-11032/21
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284)
к АО "Главное управление обустройства войск" (ОГРН: 1097746390224) о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (истец, заказчик) предъявило АО "Главное управление обустройства войск" (ответчик, исполнитель) иск о взыскании неустойки по государственному контракту от 22.12.2016 N ДС-Т-11/15-152 в размере 124 872 руб. 73 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, без вызова сторон на основании статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (Генпроектировщик) заключен государственный контракт N ДС-Т-11/15-152 от 22.12.2016 на обследование технического состояния объекта: "Административное здание по адресу: г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 86 (шифр объекта Т-11/15-152).
Согласно пункту 2.1 Контракта Генпроектировщик осуществляет выполнение обследований, обмерных работ, проведение инженерных изысканий для определения видов работ по восстановлению эксплуатационных характеристик объекта (капитальный ремонт или реконструкция) в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 16 Контракта, другими исходными данными, необходимыми для выполнения Геппроектировщиком работ (далее - работы).
Цена Контракта составляет 1 700 491,00 руб. (пункт 4.1 Контракта).
Разделом 3 Контракта установлены сроки выполнения работ: выполнение обследований, обмерных работ, проведение инженерных изысканий - 10.06.2017.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 13.06.2017.
Дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 25.06.2017 (пункт 3.3. Контракта).
В указанные сроки Генпроектировщиком работы не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 10.3 Контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генпроектировщиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Как указывает истец, просрочка исполнения этапа работ (выполнение обследований, обмерных работ, проведение инженерных изысканий) с 14.06.2017 по 26.06.2017 составляет 13 дней, размер неустойки за просрочку исполнения указанного этапа работ составляет 6 702,77 руб.
Согласно пунктам 1.1.7, 9.7 Контракта выполнение всех обязательств Генпроектировщиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
Как указывает истец, по состоянию на 02.03.2018 обязательства по Контракту Генпроектировщиком не исполнены, как следствие итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Просрочка исполнения обязательств по Контракту с 27.06.2017 по 02.03.2018 составляет 249 дней, сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет 118 169,96 руб.
Общий размер неустойки по государственному контракту от 22.12.2016 N ДС-Т11/15-152 составляет: 6 702,77 руб. + 118 169,96 руб. = 124 872,73 руб.
В целях досудебного урегулирования спора истцом ответчику направлена претензия N 212/6/1097 от 19.03.2018 с требованием оплатить образовавшуюся сумму неустойки, однако требования истца были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статьей 758 указанного Кодекса предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно п. 1 ст. ст. 309, 310 указанного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Ответчик считает, что оснований для уплаты неустойки не имеется, поскольку нарушение сроков выполнения работ произошло не по вине Генпроектировщика.
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 3 статьи 405 указанного Кодекса предусмотрено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с п. 1 ст. 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Согласно п. 2.5 Государственного контракта истец передал часть своих функций, определенных разделом 7 контракта, Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (ФКП "УЗКС МО РФ", Заказчик).
Пунктом 7.1.7 Контракта предусмотрено, что Заказчик осуществляет следующие функции: своевременно предоставляет Генпроектировщику исходные данные и документы, необходимые для выполнения им принятых по контракту обязательств, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе Документации, устранение которых согласно Контракту, находится в компетенции Заказчика.
Согласно п. 1.1.18 Контракта под исходными данными понимаются документы, необходимые Генпроектировщику для получения согласований по разработанной документации.
В соответствии с п. 8.2.3. Контракта Генпроектировщик имеет право осуществлять сбор необходимых исходных данных для выполнения работ, которые не вошли в состав данных, представленных Заказчиком.
Согласно ст. 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре.
Пунктом 7.1.6. Контракта предусмотрено, что Заказчик оказывает содействие Генпроектировщику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
В соответствии со СП 13-102-2003 обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования; предварительное (визуальное) обследование; детальное (инструментальное) обследование.
Подготовка к проведению обследований предусматривает ознакомление с объектом обследования, проектной и исполнительной документацией на конструкции и строительство здания, с документацией по эксплуатации и имевшим место ремонтам, перепланировкам и реконструкции, с результатами предыдущих обследований (п. 6.1. СП 13-102-2003).
Таким образом, в отсутствии проектной и исполнительной документации на конструкции и строительство здания, документации по эксплуатации, невозможно провести обследование и составить отчет о техническом состоянии конструкций здания.
Дата начала работ - 22.12.2016 (п. 3.1, п. 11.1 Контракта).
На запрос Генпроектировщика Заказчик письмом от 10.04.2017 N ФКП/7699 ответил о невозможности предоставления исходных данных, технической документации по Объекту ввиду их отсутствия.
До начала работ истец должен был предоставить ответчику исходные данные, однако, свое обязательство не исполнил, сведения о земельном участке, выделенном для производства работ, у ответчика отсутствовали.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, результаты выполненных работ Генпроектировщиком переданы Заказчику: 25.08.2017 отчет по комплексному обследованию технического состояния здания "Внутренние сети инженерного обеспечения" (письмо Генпроектировщика от 25.08.2017 N исх-14925); 05.09.2017 отчет по комплексному обследованию технического состояния объекта: "Техническое состояние конструкций здания, грунтов и оснований" (письмо Генпроектировщика от 31.08.2017 N исх-15410). Результаты выполненных работ переданы Заказчику по накладным 25.08.2017 и 05.09.2017.
Выполнение ответчиком обязательств по этапу работ (выполнение обследований, обмерных работ, проведение инженерных изысканий) в сроки, указанные в контракте, не представлялось возможным по независящим от ответчика (Генпроектирощика) обстоятельствам, не по его вине.
Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Из пункта 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд следует, что при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Поскольку истец не исполнил свои встречные обязательства по контракту в части передачи всей необходимой исходной документации для выполнения работ, представляется неправомерным привлечение ответчика к имущественной ответственности за несвоевременное окончание работ по контракту. Срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора.
Дата начала работ - 22.12.2016 (п. 3.1 Контракта).
Срок окончания работ по выполнению обследований, обмерных работ, проведение инженерных изысканий - 10.06.2017.
Таким образом, вышеуказанные работы должны были быть выполнены в течение 6 месяцев.
Учитывая, что истец передал исходную документацию не ранее 10.04.2017, а работы по указанном этапу сданы по накладным 25.08.2017 и 05.09.2017, ответчиком не допущена просрочка выполнения работ, поскольку срок выполнения работ продлен на период, соответствующий просрочке ответчика (4 месяца).
Материалами дела подтверждается, что ответчик не является виновным в нарушении сроков выполнения работ, действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота и предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания неустойки за нарушение срока исполнения обязательств по этапу работ (выполнение обследований, обмерных работ, проведение инженерных изысканий) у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 3.3. Контракта срок подписания итогового акта приемки выполненных работ - 25.06.2017.
Истец, полагая, что ответчиком обязательства по Контракту не исполнены, как следствие итоговый акт приемки выполненных работ не подписан, заявил о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств в размере 118 169,96 руб. за период с 27.06.2017 по 02.03.2018.
Между тем взыскивая неустойку в соответствии с пунктом 10.3 Контракта, истец должен указать конкретное обязательство, которое нарушено ответчиком, а также учесть, что у указанного обязательства должен был быть установлен срок исполнения.
Подписание итогового акта не является обязательством по смыслу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, а представляет собой лишь двустороннее подписание документа, при этом, контрактом не предусмотрена ответственность за неподписание (несвоевременное подписание) итогового акта.
Подписание итогового акта представляет собой совместное действие сторон контракта и расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки, неправомерно.
В силу п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно п. 4.1 Контракта, оплата по Контракту осуществляется в рублях за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты Работ по Контракту на 2016-2017 год.
Пунктом 8.2.11. Контракта за Генпроектировщиком закреплена обязанность выполнить работы без превышения лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по Контракту на соответствующий год.
К Контракту заключено дополнительное соглашение от 24.03.2017 N 1, которым изменены установленные разделом 4 Контракта сроки и объемы оплаты: "4.1.2. на 2017 год - финансирование не предусмотрено; 4.1.3. на 2018 год - финансирование не предусмотрено".
К Контракту заключено дополнительное соглашение от 07.08.2017 N 2, которым изменены установленные разделом 4 Контракта сроки и объемы оплаты.
Пунктом 4.1 Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 07.08.2017 N 2) предусмотрено распределение финансовых средств в пределах цены Контракта предназначенных для выплаты Государственным заказчиком Генпроектировщику в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, указанными в решении о доведении (изменении) бюджетных обязательств. Государственный заказчик направляет Генпроектировщику сведения о доведении (изменении) бюджетных обязательств на соответствующий год в течение 30 дней с момента доведения до Государственного заказчика.
Однако в адрес Генпроектировщика не поступало решение о доведении бюджетных обязательств таким образом, на 2017-2018 года лимиты бюджетных обязательств не были предусмотрены.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании неустойки за нарушение срока окончания выполнения работ необоснованно. Ответчик в соответствии с условиями контракта не должен был выполнять работы и предъявлять их к приемке в 2017-2018 годах, поскольку лимиты бюджетных обязательств на указанные годы истцом не предусмотрены.
Итоговый акт приемки выполненных работ подписан сторонами 26.03.2019, согласно п. 1 которого заявленные работы были выполнены в срок до 12.12.2017.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные участвующими в деле лицами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик добросовестно принимал все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту, тогда как истец должным образом не исполнил обязанность по оказанию необходимого содействия и исполнению встречных обязательств. Подписание итогового акта представляет собой совместное действие сторон контракта и расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки, неправомерно.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 229, п. 1 ст. 269, ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.05.2021 по делу N А40-11032/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11032/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"