г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А21-10656/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Зайцевой Е.К., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Прохоровой А.Ю.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного органа: посредством онлайн заседания представитель Ралков А.Ю. по доверенности от 13.01.2021 N 1;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10984/2021) Фирмы "KALININGRAD STROI & PARTNERID OU" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.02.2021 по делу N А21-10656/2020 (судья Генина С.В.), принятое по иску
Фирмы "KALININGRAD STROI & PARTNERID OU"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области
о признании незаконными действий и решения,
УСТАНОВИЛ:
Фирма "KALININGRAD STROI & PARTNERID OU" (далее - заявитель, Фирма) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области (далее - суд) с заявлением о признании незаконным, действий и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (далее -Инспекция, регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России N 1 по Калининградской области) по исключению ООО "Виктория-Инвест" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением суда от 16.02.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель, обжаловав в апелляционном порядке решение, просит его отменить, признать незаконными действия и решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области исключению ООО "Виктория-Инвест" из Единого государственного реестра юридических лиц, обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области исключить запись о прекращении деятельности ООО "Виктория-Инвест в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом не была дана надлежащая оценка доводам Фирмы о наличии в ликвидационном балансе ООО "Виктория-Инвест" недостоверных сведений и неуведомлении ликвидатором кредитора о предстоящей ликвидации в нарушение положений ст. 63 ГК РФ, а также осведомлённости у ООО "Виктория-Инвест" на момент ликвидации о наличии у юридического лица на момент его ликвидации неисполненного денежного обязательства, что подтверждается претензией, отправленной в адрес общества.
В судебное заседание заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заедание не направил, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Представитель регистрирующего органа, принявший участие в судебном заседании посредством онлайн, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, по содержанию аналогичным отзыву за заявление, представленное в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя регистрирующего органа, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Виктория-Инвест" создано в 11.04.2003; в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице за основным государственным регистрационным номером 1033902808158.
2.12.2019 единственным участником Общества Дьяковым А.В. принято решение о ликвидации Общества и назначении ликвидатором Афанасьева О.А.
10.12.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2193926603781 о принятии решения о ликвидации Общества и назначении ликвидатора.
25.12.2019 сведения о принятии решения о ликвидации Общества опубликованы в Вестнике государственной регистрации ч. 1 N 51 (767).
24.03.2020 Дьяковым А.В. утвержден ликвидационный баланс Общества.
3.04.2020 Инспекцией принято решение о приостановлении государственной регистрации ликвидации Общества.
13.05.2020 Инспекцией принято решение N 7506А о внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
15.06.2020 Инспекцией принято решение N 7506А о государственной регистрации ликвидации Общества.
Указывая на то, что Общество имело задолженность перед заявителем, ликвидатор Общества не уведомил кредитора о предстоящей ликвидации, в промежуточный ликвидационный баланс не была включена задолженность перед заявителем и расчеты с заявителем не производились, заявитель обратился с настоящим требованием в суд.
В обоснование наличия у ликвидированного юридического лица неисполненных обязательств заявителем указано, что между Фирмой "KALININGRAD STROI & PARTNERID OU" и ООО "Виктория-Инвест" заключен договор аренды от 24.04.2017. Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-15198/2018 договор аренды от 24.04.2019 расторгнут, транспортное средство марки BMW X5, государственный регистрационный знак 777 DNA 2016 года выпуска подлежит возврату Фирме "KALININGRADSTROI & PARTNERED OU".
Задолженность ООО "Виктория-Инвест" перед Обществом составляет:
- доходы от неосновательного обогащения в сумме 758 631,8 руб. (8500 евро);
- арендную плату в размере 896 816,25 руб. (12500 евро);
- неустойку в размере 655 572,68 руб.;
- проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 554 559,85 руб.
Как указала Фирма, указанное решение налогового органа является незаконным, нарушает права законные интересы Фирмы в сфере предпринимательской деятельности в связи со следующим:
Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно ч. 1, 2 указанной статьи ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срокапредъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (ч. 6 указанной статьи).
Статьей 64.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, заявитель к ликвидатору Общества в установленный срок с требованием кредитора не обращался, вступившее в законную силу решение о взыскании задолженности с ликвидируемого юридического лица в пользу заявителя отсутствует.
Согласно п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования суд пришел к выводу, что действия регистрирующего органа и оспариваемое решение соответствуют требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
На момент рассмотрения комплекта документов Общества о ликвидации, Фирма с письменными возражениями относительно предстоящей государственной регистрации ООО "Виктория-Инвест" в связи с его ликвидацией по форме N Р38001, в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, не обращалась.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Выводы суда о непредставлении заявителем доказательств, свидетельствующих об определении указанной спорной задолженности в установленном порядке в части наличия задолженности ликвидированного юридического лица в размере 758 631,8 руб. (8500 евро) неосновательного обогащения, арендной платы в размере 896 816,25 руб. (12500 евро) и неустойки в размере 655 572,68 руб., недоказанности наличия безусловной задолженности Общества перед Фирмой последней не опровергнуты.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.04.2014 N 18558/13, в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами, как по праву, так и по размеру.
Сведения о наличии задолженности по государственной пошлине включены в баланс.
Требование о возвращении транспортного средства не подлежит отражению в ликвидационном балансе.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно п. 1 ст. 20 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения по форме Р15001 о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Согласно представленным Инспекцией документам от 03.12.2019 за вх.
N 32236А в отношении ООО "ВИКТОРИЯ-ИНВЕСТ" на государственную регистрацию представлены следующие документы:
- Заявление по форме Р15001;
- Решение участника от 02.12.2020;
- Доверенность N 39 АА 1969757;
Согласно представленным документам, заявителем принято решение о добровольной ликвидации ООО "ВИКТОРИЯ-ИНВЕСТ".
Необходимым условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4,12,25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, статей 3,13,14 Федеральногозакона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации".
Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
На основании представленного в Инспекцию пакета документа, 10.12.2019 принято решение о государственной регистрации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 63 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ ликвидационная комиссия опубликовывает в журнале "Вестник государственной регистрации", данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Далее ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Сообщение о ликвидации ООО "Виктория-Инвест" было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 51 (767) от 25.12.2019/714.
В соответствии со ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр, в срок предусмотренный законом.
В соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрены полномочия регистрирующего органа по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в том числе с приостановлением государственной регистрации до дня окончания проведения соответствующей проверки.
На основании пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу положений, предусмотренных пунктом 4.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 названной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ вступил в силу 05.06.2016.
Как указано выше, Инспекцией в соответствии с пунктом 4.4. статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ принято решение о приостановлении государственной регистрации от 13.05.2020.
Приостановление государственной регистрации предоставляет возможность заинтересованным лицам реализовать свое право на направление в уполномоченный государственный орган своих возражений относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а регистрирующему органу рассмотреть эти возражения и принять одно из решений, предусмотренных статьями 11, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в установленный названным нормативно-правовым актом срок.
Заявитель своим правом заявить возражения в установленный Законом М129-ФЗ срок не воспользовался.
15.06.2020 Инспекцией принято решение о государственной регистрации.
Инспекция обоснованно сослалась при этом, что в соответствии с п. 5.2 ст. 64 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Следовательно, кредиторы вправе напрямую взыскивать задолженность с руководителя ООО "ВИКТОРИЯ-ИНВЕСТ" в порядке субсидиарной ответственности без оспаривания решения о добровольной ликвидации юридического лица из ЕГРЮЛ.
Таким образом, с учетом предусмотренных действующим законодательством способов защиты нарушенных прав кредиторов юридического лица, добровольно ликвидированного из ЕГРЮЛ, препятствий для ликвидации такого юридического лица у регистрирующего органа не имелось.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены судом первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлине по апелляционной жалобе оставлены за её подателем.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.02.2021 по делу N А21-10656/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10656/2020
Истец: Фирма "kaliningrad stroi & partnerid ou"
Ответчик: МИФНС N1 по Калининградской области, МРИ ФНС N1
Третье лицо: Фирмы "Kaliningrad stroi & partnerid ou"