г. Саратов |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А57-17577/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, Ю.А. Комнатной,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКО" (410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Комсомольская, д. 52, оф. 2, ИНН 6450086312, ОГРН 1156450000057)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2021 года по делу N А57-17577/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖКО" (410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Комсомольская, д. 52, оф. 2, ИНН 6450086312, ОГРН 1156450000057)
Заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 114, ИНН 6452057998, ОГРН 1026402664353)
Бузмакова Алена Викторовна (г. Саратов), Сувернева Валентина Васильевна (г. Саратов)
о признании незаконным и отмене постановления от 14.09.2020 N 149,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "ЖКО" - М.Р. Хасуева по доверенности от 24.12.2020, сроком на 3 года, Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Л.Н. Ткаченко по доверенности от 23.01.2020, сроком на 3 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКО" (сокращенное наименование - ООО "ЖКО", далее также - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - Инспекция) N 194 от 14.08.2020 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЖКО", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорное имущество не является общедомовым, в связи с чем, бремя содержания данного имущества возлагается на собственников квартиры.
В судебное заседание явились представители административного органа и ООО "ЖКО".
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ЖКО" огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2021 года по делу N А57-17577/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Государственной жилищной инспекции Саратовской области огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2021 года по делу N А57-17577/2020 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом, в порядке статьи 163 АПК РФ, в судебном заседании объявлен перерыв на 12.07.2021 на 12 часов 20 минут. После перерыва судебное заседание продолжено.
Законность и обоснованность судебного акта проверена арбитражным апелляционным судом.
Предметом оспаривания является постановление Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 194 от 14.08.2020 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08 июня 2020 года N 218/с, на основании обращения граждан, Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения, содержащего информацию о нарушении лицензиатом лицензионных требований при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Саратовская область, город Саратов, ул. Ново-Крекингская, д. 14.
В ходе проверки установлено, что ООО "ЖКО" не обеспечено надлежащее состояние общего имущества многоквартирного дома N 14 по ул. Ново-Крекингская в г. Саратове, а именно: разрушение кладки стены между жилым помещением N 11 и помещением душевой на 2-м этаже вышеуказанного жилого дома, что является нарушением лицензионных требований, выразившихся в неисполнении обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, требований к деятельности по управлению многоквартирными домами, предусмотренными ч. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ, несоблюдении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - ПиН), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила содержания), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее по тексту - Минимальный перечень), шт. "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее по тексту - постановление Правительства РФ N 416), пп. "а", "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее по тексту - Положение о лицензировании).
Результаты проверки отражены в акте проверки N 211/1 от 15.06.2020.
ООО "ЖКО" выдано предписание от 15.06.2020 N 55/с, согласно которому, обществу в срок до 15.09.2020 надлежит: провести работы по устранению повреждений кладки стены (т.1 л.д. 44 обратная сторона -45).
По факту выявленных нарушений Инспекцией в отношении ООО "ЖКО" составлен протокол от 25.06.2020 N 130/с об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (т.1 л.д. 37 обратная сторона-39).
14.08.2020 заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 194, ООО "ЖКО" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статей 14.1.3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей (т.1 л.д. 36-37).
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что состав административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено. При определении меры наказания Инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в ст. ст. 4.1,4.2, 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Оснований для снижения размера штрафа и замены штрафа предупреждением, не установлено.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В части 2 статьи 162 ЖК РФ указано, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Согласно пункту 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКО" на основании лицензии N 064-000271 от 11.03.2016, распоряжения Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 02.08.2019 N 753-р, а также договора управления от 12.08.2019 осуществляет управление многоквартирным домом N 14 по ул. Ново-Крекингская в г. Саратове. Указанный дом внесен в реестр лицензий.
Указанная информация отражена на сайте www.dom.gosuslugi.ru и не оспаривается заявителем.
В ходе проверки выявлено нарушение Обществом пункта 10 Правил N 491, пунктов п. 4.1.15, 4.2.1.1, 4.2.1.3ПиН Правил N 170, Минимального перечня, а именно: в МКД N 14 по ул. Ново-Крекингская в г. Саратове установлено разрушение кладки стены между жилым помещением N 11 и помещением душевой на 2-м этаже вышеуказанного жилого дома.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Ответственность за надлежащее содержание общего имущества, за нарушение своих обязательств несут управляющие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 42 Правил N 491).
Согласно положениям подпунктов "а", "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее ПиН), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими (пункт 1.1 Правил 170).
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Минимальный перечень необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ (далее - Перечень) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Пунктом 3 Минимального перечня работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Учитывая изложенное, ООО "ЖКО" как управляющая компания является лицом, ответственным за соблюдение указанных Правил.
Доводы жалобы о том, что спорное имущество, а именно душевые, расположенные на 2-м этаже вышеуказанного дома, не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В силу статьи 39 ЖК РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имуществ включаются 2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из материалов дела, МКД N 14 по ул. Ново-Крекинская г. Саратова, являлся общежитием с наличием общих кухонь, туалетов, душевых, коридоров.
Впоследствии общежитие переведено в жилой фонд постоянного проживания граждан, жилые помещения (комнаты) многоквартирного дома приватизированы гражданами.
Распоряжением Комитета ЖКХ Администрации муниципального образования "город Саратов" от 02.08.2019 г. N 753-р для управления МКД N 14 по ул. Ново-Крекинская г. Саратова, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления многоквартирным домом и не определена управляющая организация, до выбора собственниками помещений в МКД способа управления или до заключения договора управления МКД с управляющей компанией, управляющей организацией определено ООО "ЖКО".
В акте проверки Инспекцией указано, что проведена проверка жилого дома N 14 по ул. Ново-Крекинская г. Саратова, дом кирпичный 5-этажный, 1 подъездный.
Согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту 2007 г. дома N 14 расположенного по адресу: город Саратов, ул. Ново-Крекинская, в распределении жилой площади указано: на 2 этаже - располагается 21 жилая комната, имеющие общий коридор, туалеты, умывальные, кухню, душевые.
Согласно техническому паспорту 2015 г. на квартиры 1-20,97, расположенные на 2 этаже дома N 14, указанные квартиры являются комнатами и имеют общий коридор, туалеты, умывальные, кухню, душевые.
Согласно выпискам из ЕГРП указанные жилые помещения зарегистрированы за собственниками как комнаты.
В соответствии со статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В Жилищном кодексе Российской Федерации самостоятельного понятия "коммунальная квартира" нет, поэтому для коммунальной квартиры также используется понятие "квартира". То есть, коммунальной квартирой является обособленное помещение в многоквартирном доме с несколькими жилыми комнатами и возможным прямым доступом к помещениям общего пользования, предназначенным для удовлетворения бытовых и иных нужд граждан.
Согласно статье 43 ЖК РФ собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника.
В силу части 1 статьи 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.
Как следует из технической документации на спорный дом, жилые комнаты в спорном доме расположены на 2 этаже дома с наличием общих туалетов, душевых.
Согласно выписке из ЕГРН, представленной Обществом, на втором этаже спорного МКД 14 по ул. Ново-Крекингская г. Саратова зарегистрировано право собственности на квартиру
11 (комната площадью 13 кв.м.) с указанием общей долевой собственности на долю в комнате (по
на каждого собственника комнаты). Доля на общее имущество (коридор, душевые, кухня) не выделена и не зарегистрирована за собственниками комнат.
Представителем Инспекции в материалы дела представлены выписки из ЕГРН на иные комнаты, находящиеся на втором этаже спорного МКД N 14 по ул. Ново-Крекингская г. Саратова.
Из указанных выписок также следует, что за собственниками комнат зарегистрировано право собственности на комнату с указанием права собственности либо права общей долевой собственности на долю в комнате, доля на общее имущество (коридор, душевые, кухня) не выделена и не зарегистрирована за собственниками комнат.
Таким образом, за собственниками комнат не зарегистрирована доля в праве общей собственности на общее имущество (коридор, душевые, кухня).
Таким образом, в рассматриваемом случае, туалеты, душевые комнаты и умывальники, не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в МКД, соответственно относятся к общему имуществу МКД.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, ответственность за содержание общего имущества (помещение душевой) несет управляющая организация - ООО "ЖКО".
Управление многоквартирным домом должно осуществляться Обществом с соблюдением требований части 2 статьи 162, части 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о том, что качество услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества МКД не соответствует требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, что является нарушением части 2.3 статьи 161 ЖК РФ. Возложенные на ООО "ЖКО" договором управления обязанности должным образом не исполняются, что является нарушением части 2 статьи 162 ЖК РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела доказано, что ООО "ЖКО" нарушены лицензионные требования, установленные подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательства, подтверждающие принятие ООО "ЖКО" всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательства отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, ООО "ЖКО", не представлены.
Апелляционная коллегия признаёт верными выводы административного органа и суда первой инстанции о доказанности вины Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае ООО "ЖКО" выступает как специализированная организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, в качестве своей основной предпринимательской деятельности обязана за плату содержать общее имущество в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Работы, необходимость проведения которых предусмотрена Минимальным перечнем, являются работами текущего характера и входят в круг непосредственных обязанностей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Общество извещено надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении.
Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение в рассматриваемом случае судами не установлено.
Оспариваемое постановление Инспекции принято в пределах срока привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Административным органом назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб., что является минимальным наказанием, предусмотренным санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, предусмотренной санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, направлены исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 марта 2021 года по делу N А57-17577/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17577/2020
Истец: ООО ЖКО
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Государственная жилищная инспекция СО
Третье лицо: Бузмакова Алена Викторовна, ГУ ОАСР УВМ МВД России по СО, МБУ "Городское БТИ", МРИ ФНС N19 по Саратовской области, Сувернева Валентина Васильевна