г. Москва |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А40-42736/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А.Егоровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2021 по делу N А40-42736/21 (130-263)
по заявлению Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
У С ТА Н О В И Л:
Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике (заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности АО "Почта России" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (протокол N АП-18/3/40 от 15.02.2021).
Решением суда от 15.04.2021 АО "Почта России" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Диспозицией ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, представленным в Едином государственном реестре юридических лиц, деятельность ФГУП "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) прекращена с 01.10.2019 путем реорганизации в форме преобразования. Правопреемником ФГУП "Почта России" является вновь созданное юридическое лицо АО "Почта России, адрес (место нахождения): 131000, г. Москва, ул. Варшавское шоссе, д. 37, зарегистрированное МИ ФНС N 46 по г. Москве 01.10 2019 за основным государственным номером 1197746000000.
В силу требований ч. 34 ст. 19 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" АО "Почта России" осуществляет свою деятельность на основании лицензий, иных разрешительных документов и документов об аккредитации, выданных ФГУП "Почта России", в пределах срока действия указанных лицензий и документов без обязательного их переоформления или повторной выдачи. АО "Почта России" является держателем лицензии на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2018 N 162571. Территория оказания услуг связи - Российская Федерация.
Применительно к настоящему делу событие вмененного обществу административного правонарушения заключается в том, что в период с 20.01.2021 по 22.01.2021 на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике (далее - Управление) от 16.12.2020 N 100-нд должностными лицами Управления проводилось мероприятие систематического наблюдения за деятельностью оператора почтовой связи АО "Почта России" (Оператор) с привлечением должностных лиц Управления по Удмуртской Республике филиала ФГУП "ГРЧЦ" в Приволжском федеральном округе (далее - ГРЧЦ), осуществивших мониторинг объектов почтовой связи Оператора в рамках Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434, в результате чего выявлено нарушение обязательных требований в сфере связи по адресу: Удмуртская Республика, Увинский р-н, п. Ува, ул. Нагорная, д. 31, снаружи отделения почтовой связи (ОПС) 427265 на почтовом ящике не указан присвоенный почтовому ящику номер.
Согласно ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" оператор почтовой связи осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, полученных в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 3107.2014 N 234 (Правила) на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.20.01.2021 Управление из ГРЧЦ поступили материалы мониторинга вх. N 695/18 от 29.01.2021, с приложением Акта мониторинга от 22.01.2021 N 18/1-04, содержащего, в том числе, Протокол мониторинга почтового ящика N 18 -0010-11 от и фотоснимки почтового ящика.
Нарушение п. 8 Правил, допущенное по адресу: Удмуртская Республика, Увинский р-н, п. Ува, ул. Нагорная, д. 31, снаружи ОПС 427265, подтверждено Протоколом мониторинга почтового ящика N 18-0010-11 от 20.01.2021.
Вышеуказанное нарушение допущено оператором почтовой связи АО "Почта России".
В деянии АО "Почта России" усматривается нарушение:
ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи),
ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции),
п. 5 раздела XX Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, Приложения N 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 г. N2385 (оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
п. 5 условий лицензии от 11.04.2018 N 162571, что является административным правонарушением, состав которого предусмотрен ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
У АО "Почта России" имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушение обнаружено 29.01.2021 по адресу: 426069, г. Ижевск, ул. 5-я Подлесная, 12 а.
Нарушение совершено 20.01.2021 на объекте почтовой связи У ФПС Удмуртской Республики по адресу: Удмуртская Республика, Увинский р-н, п. Ува, ул. Нагорная, д. 31, снаружи отделения почтовой связи (ОПС) 427265.
Указанное нарушение допущено: юридическим лицом - Акционерным
обществом "Почта России" (АО "Почта России"), ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000, юридический адрес: 131000, г. Москва, ш. Варшавское, д. 37; дата государственной регистрации 01.10.2019.
По указанному нарушению главным специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в сфере связи Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике Жёлтышевым С.Г., в отношении АО "Почта России", уведомленного надлежащим образом о месте и времени составления протокола извещением от 29.01.2021 N 608- 03/18, в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с требованиями ст. ст. 28.2 и 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 15.02.2021 составлен протокол об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности АО "Почта России" Управлением соблюдена.
Согласно ч.1 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе, ст.14.1 КоАП РФ.
В этой связи материалы административного производства в отношении АО "Почта России" по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании ч.1 ст.23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
На составление протокола об административном правонарушении АО "Почта России" было извещено надлежащим образом, путем направления в его адрес Уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, которое получено представителем АО "Почта России", о чем в материалах дела имеется соответствующее уведомление.
Таким образом, нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 судом не установлено.
В соответствии со ст. 21 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях АО "Почта России" содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности разрешением (лицензией).
Административное правонарушение совершено 20.01.2021.
Административное правонарушение выявлено 29.01.2021.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.
Состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ образует занятие предпринимательской деятельностью с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет не нарушение той или иной обязанности, установленной нормативным актом, а осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий, потому срок -давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение подлежит исчислению с момента выявления факта осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства.
Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое ответственно за соблюдение лицензионных требований.
Субъективная сторона правонарушения в деянии, в силу ст. 2.1 КоАП РФ устанавливается лишь выявлением наличия у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Принимая во внимание условия лицензии, положения Федеральных законов от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", требования Нормативов, а также Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, суд пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Выявленное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения к ответственности следует исчислять со дня, следующего за днем обнаружения правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Таким образом, вопреки доводам ответчика, срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен на момент вынесения решения.
Суд отмечает, что полномочия по рассмотрению указанных правонарушений вне зависимости от категории почтового отправления возложены на специализированный орган в сфере связи и информации - Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Указанная правовая позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 09 июля 2018 г. N 305-АД18-1205.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с учетом положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Апелляционный суд считает, что применительно к ч. 6 ст. 205 АПК РФ административным органом доказано совершение обществом вмененного административного правонарушения.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушен.
Согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 2 ст. 71 АПК РФ).
Оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не установлено.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
По мнению апелляционного суда, в целях признания вмененного обществу административного правонарушения малозначительным рассматриваемый случай не является исключительным.
Суд отмечает, что состав вменяемого заявителю правонарушения является формальным, таким образом, для привлечения Общества к административной ответственности достаточно факта совершения данного деяния, независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий.
Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия ответчика и образует объективную сторону состава правонарушения независимо от его последствий. При этом охраняемым объектом является социально значимая сфера общественных правоотношений, а именно, права и законные интересы потребителей.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих обязанностей, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц.
Отсутствие материальных вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного ответчиком. Следовательно, административное правонарушение, совершенное заявителем, не является малозначительным.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание назначено судом первой инстанции с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные обществом в суде первой инстанции, являлись предметом проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.04.2021 по делу N А40-42736/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со ня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня
изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42736/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"