город Воронеж |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А36-9723/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.04.2021 по делу N А36-9723/2020 по заявлению акционерного общества "Агропромышленное объединение "Аврора" (ОГРН 1024800827699, ИНН 4825003761) о признании недействительным решения Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области (ОГРН 1024840844995, ИНН 4825032949) от 28.09.2020 N 383 об отказе в регистрации бункера-перегрузчика Лилиани БП-22/28-1, об обязании устранить допущенное нарушение путем регистрации самоходного средства в установленном порядке, о взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
при участии:
от акционерного общества "Агропромышленное объединение "Аврора": Шеменев А.Ю. - представитель по доверенности от 12.11.2020 сроком действия по 15.07.2021;
от Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области: Сухатерин Р.А. - представитель по доверенности N 1/2020 от 02.11.2020 сроком действия на один год, предъявлен паспорт гражданина РФ,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Агропромышленное объединение "Аврора" (далее - АО "АПО "Аврора", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Липецкой области (далее - инспекция Гостехнадзора Липецкой области, Инспекция, уполномоченный орган) от 28.09.2020 N 383 "Об отказе в регистрации бункера-перегрузчика Лилиани БП-22/28-1" и об обязании устранить допущенное нарушение прав путем регистрации бункера-перегрузчика Лилиани БП-22/28-1 в установленном порядке.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 01.04.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме; решение от 28.09.2020 N 383 признано недействительным.
Суд обязал инспекцию Гостехнадзора Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "АПО "Аврора" путем регистрации бункера-перегрузчика Лилиани БП-22/28-1, паспорт самоходной машины RU СВ5 57925, 2020 года выпуска с заводским номером N 763 в установленном порядке.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что в соответствии с информацией производителя бункер-погрузчик БП-22/28-1 является тракторным прицепом, в связи с чем для выдачи паспорта самоходной машины на указанную технику необходимо наличие документа, подтверждающего его соответствие требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 60.
Ссылается на то, что в отношении тракторного прицепа со специальным оборудованием должно проводиться подтверждение соответствия ТР ТС 031/2012 в части соответствия перечню требований, предъявляемых к тракторным прицепам, а также ТР ТС 010/2011 в части соответствия обязательным требованиям оборудования, установленного на тракторный прицеп.
От АО "АПО "Аврора" поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Ссылается на обязательность государственной регистрации самоходных машин. Основным документом, свидетельствующим о принадлежности техники к самоходным машинным, является паспорт, оформляемый предприятием-изготовителем, бланки которого выдаются им соответствующим подразделением Гостехнадзора после осуществления проверки предоставленных документов. Такие паспорта в обязательном порядке выдаются на технику, сертифицированную в соответствии с технически регламентом Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).
В судебном заседании представитель Инспекции в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Общества возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
АО "АПО "Аврора" приобрело у ЗАО "Корпорация Малком" по договору поставки от 21.07.2020 N 59/48/Т-Р товар - бункер-погрузчик "Лилиани" БП-22/28-1, грузоподъемностью 22 тонны, производства 2020 года, заводской номер 763, организация-изготовитель - ООО "Лилиани", сертификат соответствия N ЕАЭС RU C-RU.AE81.B.00756/19, срок действия с 21.11.2019 по 20.11.2024; паспорт самоходной машины и других видов техники RU СВ 557925 от 01.09.2020.
Указанная техника передана Обществу по акту приема-передачи от 27.09.2020.
28.09.2020 в инспекцию Гостехнадзора Липецкой области поступило заявление о государственной регистрации бункера-погрузчика "Лилиани" БП-22/28-1. К заявлению были приложены паспорт самоходной машины, договор поставки, акт приема-передачи.
Решением от 28.09.2020 N 383 Инспекция отказала в регистрации бункера-погрузчика "Лилиани" БП-22/28-1.
Основанием для отказа послужила декларация указанного бункера-погрузчика в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" как машины сельскохозяйственной, которые не подлежат государственной регистрации в Инспекции Гостехнадзора.
Полагая отказ в регистрации незаконным, нарушающим его права и интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291 утверждено Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации органы гостехнадзора осуществляют, в частности, регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (действующего в 2020 году) государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним, принадлежащих юридическим и физическим лицам. Регистрацию самоходных транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы Гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно прямому указанию в ГОСТ Р 52051-2003. "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", при отнесении изделия к тракторам является функциональное назначение, которое зависит от тягового усилия, и предназначение - преимущественно для использования в сельском или лесном хозяйстве для толкания или буксировки грузов.
Определение прицепа тракторного дано в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 031/2012 "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним": прицеп - буксируемое трактором транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения.
Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995, зарегистрированы в Минюсте России 27.01.1995 N 785) (далее - Правила регистрации) разработаны в соответствии с вышеуказанными постановлениями и устанавливают единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков.
В соответствии с п. 2.1 Правил регистрации, машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники. В соответствии с п. 2.8.6 Правил регистрации, регистрация машин производится за владельцами при представлении ряда документов, в т.ч. паспортов машин, документов, подтверждающих право собственности на технику, возможность их допуска к эксплуатации на территории РФ. На зарегистрированную машину выдается свидетельство о регистрации, в паспорт самоходной машины (ПСМ) заносятся данные о владельце.
Паспорта на трактора, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины были введены с 01.09.1995 Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации".
Пунктом 1 данного Постановления установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации, а в пункте 3 этого же Постановления предусмотрена разработка и утверждение определенными органами федеральной исполнительной власти Положения о паспорте самоходных машин и других видов техники (далее - Положение).
Согласно пункту 1.5 Положения наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. В разделе 3 этого Положения определен порядок заполнения паспортов на самоходные машины и другие виды техники, в том числе при продаже указанной техники и приобретении ее новым собственником (пункты 3.22.1, 3.22.2).
Согласно п. 2.5. Положения о паспорте, органы гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или проставлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в пункте 2.8.2 Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат (пункт 2.8.6 Правил).
Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются, в том числе документы, подтверждающие совершение сделок.
Из материалов дела усматривается, что Обществом при обращении с заявлением о государственной регистрации бункера-погрузчика были представлены все предусмотренные законодательством документы для осуществления такой регистрации, включая ПСМ, действующий сертификат соответствия и документы, подтверждающие право собственности на машину.
Отказ в регистрации со ссылкой на классификацию товара при таможенном декларировании законом не предусмотрен.
Данная классификация принята для определения ставок ввозных таможенных пошлин (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 18.05.2021) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза").
Кроме того, суд исходит из того, что паспорт самоходной машины был выдан. Что свидетельствует о том, что компетентными органами спорная техника отнесена к числу регистрируемых.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда области об отсутствии у Инспекции оснований для отказа в совершении регистрационных действий.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.04.2021 по делу N А36-9723/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-9723/2020
Истец: АО "Агропромышленное объединение "Аврора"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО НАДЗОРУ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ