г. Владимир |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А38-610/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинского центра "Умный доктор" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19 апреля 2021 года по делу N А38-610/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медицинского центра "Умный доктор" (ИНН 1215188643, ОГРН 1151215002608) к ответчику Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл; третьи лица: Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" о признании решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл от 17.12.2019, оформленного приказом N 378 "О результатах рассмотрения претензий ООО "МЦ "Умный доктор" от 06.11.2019 к результатам экспертизы качества медицинской помощи, проведенной страховой медицинской организацией Марийский филиал ООО "ВТБ МС" незаконным и не соответствующим требованиям пункта 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, пунктам 24, 29, 44, 45 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного Приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36, статьям 20, 36-38, 35, 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункту 21 статьи 2, статье 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
при участии:
от заявителя - Тореева С.А. на основании доверенности от 12.05.2021 сроком действия один год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от ответчика - Гурьянова М.А. на основании доверенности от 11.01.2021 N 1 сроком действия по 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании); Заева О.А. на основании доверенности от 11.01.2021 N 2 сроком действия по 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Медицинский центр "Умный доктор" (далее по тексту - заявитель, ООО МЦ "Умный доктор") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл (далее - ответчик, ТФОМС Республики Марий Эл) от 17.12.2019, оформленного приказом N 378 "О результатах рассмотрения претензий ООО "МЦ "Умный доктор" от 06.11.2019 к результатам экспертизы качества медицинской помощи, проведенной страховой медицинской организацией Марийский филиал ООО "ВТБ 2 МС" незаконным и не соответствующим требованиям пункта 121 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, пунктам 24, 29, 44, 45 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного Приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36, статьям 20, 36-38, 35, 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункту 21 статьи 2, статье 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Республики Марий Эл и акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО МЦ "Умный доктор" обратилось с апелляционной жалобой, в которой заявитель просит отменить решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.04.2021 по делу А38-610/2020 и принять по делу новый судебный акт, по которому удовлетворить требования заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ООО МЦ "Умный доктор" указывает, что данное решение суда не является законным и обоснованным.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ТФОМС Республики Марий Эл просит оставить решение суда без изменения.
От третьего лица АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" потупил отзыв, в котором третье лицо просит решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.04.2021 г. по делу N А38-610/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "МЦ "Умный доктор" - без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считал решение суда незаконным и необоснованным, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыва на апелляционную жалобу, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, между ООО МЦ "Умный доктор" и ООО ВТБ Медицинское страхование 29.12.2018 заключен договор N 39/46-12-00.88 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, согласно которому ООО МЦ "Умный доктор" обязалось с 01.01.2019 оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В рамках указанного договора и территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Марий Эл заявитель оказывал застрахованным лицам медицинскую помощь по профилю "травматология и ортопедия".
Пунктом 4.1 договора на страховую медицинскую организацию возложена обязанность по оплате медицинской помощи, оказанной ООО МЦ "Умный доктор".
В соответствии с приложением N 1 к договору медицинская помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в условиях дневного стационара на 2019 год составляет 50 случаев лечения, стоимость объемов медицинской помощи в 1 квартале 2019 года - 138 716 рублей 16 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.06.2019 по делу N А38-2137/2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019, отказано в удовлетворении заявления ООО МЦ "Умный доктор" о признании незаконным решения Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Марий Эл от 29.12.2018 (протокол N 14) в части выделения для общества на 2019 год объемов по оказанию медицинской помощи в условиях дневного стационара в количестве 100 случаев (заключены договоры на 50 случаев с АО "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД", еще 50 случаев - с ООО ВТБ медицинское страхование).
По исковому заявлению ООО МЦ "Умный доктор" о взыскании со страховой медицинской организации задолженности по оплате оказанной медицинской помощи застрахованным лицам за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 в соответствии с программой обязательного медицинского страхования возбуждено производство по делу N А38-4897/2019.
Определением от 15.08.2019 по делу N А38-4897/2019 ООО ВТБ Медицинское страхование предложено представить результаты медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, оказанной обществом в спорный период.
На основании распоряжения Марийским филиалом ООО ВТБ МС проведена экспертиза качества по 35 экспертным (страховым) случаям лечения в дневном стационаре, отклоненным от оплаты в связи с превышением распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Марий Эл.
По результатам первичной медико-экономической экспертизы страховой медицинской организацией выявлены нарушения, допущенные медицинской организацией с кодами дефектов 3.2.1, 4.2, 4.3, 4.6.
По результатам экспертизы качества составлены акты от 15.10.2019 с экспертными заключениями (т. 1, л.д. 45, 46-115).
На основании претензий ООО МЦ "Умный доктор" по 35 случаям оказания медицинской помощи Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл организовано проведение повторной экспертизы качества, директором территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл издан приказ от 08.11.2019 N 339 "О проведении повторной экспертизы" (т. 9, л.д. 39-40).
ТФОМС Республики Марий Эл проведена реэкспертиза, в ходе которой признаны не подлежащими удовлетворению претензии общества по 35 случаям лечения в дневном стационаре: им подтверждены нарушения в 32 случая лечения, по 3 случаям финансовая санкция 4.2 изменена на финансовую санкцию с более высоким коэффициентом уменьшения оплаты, о чем составлены экспертные заключения и акт повторной экспертизы качества от 06.12.2019 N 23-Э (т. 2, л.д. 61-68, 74-109).
Повторная экспертиза качества оформлена решением в виде приказа от 17.12.2019 N 378 "О результатах рассмотрения претензий ООО "МЦ "Умный доктор" от 06.11.2019 к результатам экспертизы качества, проведенной страховой медицинской организацией Марийский филиал ООО "ВТБ МС" (т. 2, л.д. 132-134).
26 марта 2020 г. общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование прекратило деятельность путем реорганизации. Правопреемником является акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед".
Не согласившись с вынесенным решением в виде приказа от 17.12.2019 N 378, ООО МЦ "Умный доктор" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с рассматриваемым заявлением.
В заявлении, дополнениях к нему и в судебном заседании изложены доводы о незаконности решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл. Ответчиком в ходе проведения повторной экспертизы качества ошибочно подтверждены нарушения, выявленные страховой медицинской организацией. Установленные им коды дефектов являются надуманными и не обоснованы ссылками на нормативно-правовые акты. Кроме того, обществом изложены доводы о применении к заявителю санкций, установленных Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, не действовавшими на момент проведения реэкспертизы (т. 1, л.д. 7-22, т. 2, л.д. 121-131, т. 7, л.д. 114-115, т. 8, л.д. 22-23, 57, 69-74, т. 9, л.д. 26-27, протокол и аудиозапись судебного заседания от 13.04.2021).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл соответствует закону и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС. Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ, в редакции, действующей на день оказания медицинских услуг).
В соответствии со статьей 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Статьей 39 Закона N 326-ФЗ установлены требования к договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключаемым между страховыми и медицинскими организациями, а также к сторонам таких договоров.
Согласно части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, в редакции, действующей на день оказания медицинских услуг, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным правилами ОМС.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
В силу пункта 127 Правил ОМС, действующего на день оказания медицинских услуг, с учетом представленных реестров счетов страховые медицинские организации осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Приказом Федерального фонда от 1 декабря 2010 года 6 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок организации и проведения контроля).
К контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи условиям договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, реализовываемые посредством медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи (пункт 3 Порядка организации и проведения контроля).
Приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 утвержден новый Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно пункту 3 нового Порядка, вступившего в силу 29.06.2019, к контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - контроль) относятся мероприятия по проверке соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи объему и условиям, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.
Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (часть 6 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Экспертиза качества проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи (часть 7статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом (часть 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 128 Правил ОМС, действующему на день оказания медицинских услуг, при наличии отклоненных от оплаты счетов на оплату медицинской помощи по результатам проведенного страховой медицинской организацией медико-экономического контроля медицинская организация вправе доработать и представить в страховую медицинскую организацию отклоненные ранее от оплаты счета на оплату медицинской помощи и реестры счетов не позднее 25 рабочих дней с даты получения акта от страховой медицинской организации, сформированного по результатам медико-экономического контроля первично представленного медицинской организацией счета на оплату медицинской помощи.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, МЭЭ, ЭКМП, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В силу статьи 42 Закона N 326-ФЗ, действующей на день подачи претензий, медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд. Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи. Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда.
Согласно пункту 55 Порядка организации и проведения контроля о результатах решения спорных и конфликтных вопросов, о нарушениях в организации и проведении контроля, в оказании медицинской помощи в медицинской организации комиссия информирует заинтересованные стороны и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
При этом, законодательством об обязательном медицинском страховании (ни пунктом 55 Порядка организации и проведения контроля, ни пунктом 75 нового Порядка, ни статьей 42 Закона N 326-ФЗ) не установлены сроки направления заинтересованной стороне копии решения территориального фонда.
При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке (часть 5 статьи 42 Закона N 326-ФЗ).
В рассматриваемом случае страховой медицинской организацией проведена экспертиза качества оказанной ООО МЦ "Умный доктор" медицинской помощи, в рамках которой выявлены нарушения по 35 случаям оказания медицинской помощи с кодами дефектов 3.2.1, 4.2, 4.3, 4.6.
ООО МЦ "Умный доктор" было направлено 35 претензий в территориальный фонд.
ТФОМС Республики Марий Эл в ходе реэкспертизы подтверждено наличие нарушений по 32 случаям, примененные страховой медицинской организацией 8 меры оставлены без изменения.
По 3 случаям ответчиком изменена финансовая санкция 4.2 на финансовую санкцию с более высоким коэффициентом уменьшения оплаты - на код нарушения 3.2.3.
В ходе рассмотрения настоящего спора, 22.06.2020 ООО МЦ "Умный доктор" было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы (т. 3, л.д. 62).
Арбитражным судом Республики Марий Эл направлялись судебные запросы в предложенные заявителем организации - ФГБУ "НМИЦ ТО ИМ. Р.Р. ВРЕДЕНА" Минздрава России, в ФГБУ "ФЦТОЭ" Минздрава России (г. Смоленск), ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России, ФГБУ "НМИЦ ТО ИМ. Н.Н. Приорова" Минздрава России, КОГКБУЗ "Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии", главному врачу ГАУЗ РБ ГКБ N 18 г. Уфы (т. 7, л.д. 46-53, т. 8, л.д. 50-53).
ООО МЦ "Умный доктор" предлагало поставить перед экспертной организацией два вопроса, арбитражным судом - сформулировано еще 19 вопросов, требующих специальных познаний.
Между тем медицинские организации отказались от проведения судебной экспертизы (т. 7, л.д. 84, 87, 90, 93-94, т. 8, л.д. 63-64, 66).
ООО МЦ "Умный доктор" заявляло ходатайство о получении консультаций специалистов (т. 7, л.д. 114-115).
В ответ на судебные запросы специалист отказался дать консультации (т. 7, л.д. 129-132, т. 8, л.д. 1).
Территориальным фондом ОМС Республики Марий Эл также представлялись кандидатуры экспертов, включенных в единый реестр экспертов качества медицинской помощи, специалиста (т. 7, л.д. 120, т. 8, л.д. 4-5, 107-108, 109-110), которым направлялись судебные запросы о возможности проведения судебной экспертизы, дачи консультаций (т. 7, л.д. 127-128, т. 8, л.д. 11-12, 113-130).
Два эксперта, кандидаты медицинских наук, выразили согласие на проведение экспертизы (т. 9, л.д. 1, 4), остальные - отказались (т. 8, л.д. 3, т. 9, л.д. 3).
Тем самым, в ходе судебного разбирательства арбитражным судом было направлено 19 запросов о возможности проведения судебной экспертизы и дачи заключений специалиста, два эксперта согласились провести экспертизу.
Однако заявитель 03.03.2021 отказался от ходатайства о назначении судебной экспертизы и просил ее не проводить (т. 9, л.д. 15).
От ответчика ходатайств о назначении судебной экспертизы не поступало.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательственная сила актов экспертиз качества от 15.10.2019 и акта реэкспертизы от 06.12.2019 документально не опровергнута.
Экспертиза качества медицинской помощи была проведена заведующим травматологическим отделением N 2 БУ "Городская клиническая больница N 1" Минздрава Чувашии - врачом-травматологом-ортопедом Панасенко А.А. (т. 1, л.д. 46-115).
Реэкспертиза проводилась врачом-экспертом по специальности травматология и ортопедия, заведующим травматологическим отделением N 1 Республиканской клинической больницы города Казани, ассистентом кафедры травматологии, ортопедии и ХЭС ГБОУ ВПО "Казанский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидатом медицинских наук Гарифулловым Г.Г. (т. 2, л.д. 61-68, 74-109, т. 3, л.д. 58-61).
Доводы заявителя о наличии сомнений в обоснованности результатов проведенных экспертиз судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку предусмотренных действующим законодательством оснований сомневаться в указанных доказательствах заявителем не приведено, в то время как, предоставленные со стороны ответчика доказательства в подтверждение своих доводов о законности и обоснованности оспариваемого решения отвечают требованиям главы 7 АПК РФ.
Более того, как верно отметил суд первой инстанции, ООО МЦ "Умный доктор" не представлено доказательств того, что экспертами не соблюдена процедура назначения и проведения экспертизы, заключения экспертов не соответствуют предъявляемым законом требованиям, имеют место неясности, исключающие однозначное толкование выводов экспертов.
Довод заявителя об исчислении ответчиком размера санкций в порядке, установленном утратившими силу нормативно-правовыми актами судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен в силу следующего.
Приложением N 8 к приказу ФФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" установлен перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
С 28.06.2019 приказ ФФОМС от 01.12.2010 N 230 утратил силу в связи с принятием приказа ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", также установившего перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
Размер неоплаты или неполной оплаты затрат медицинской организации на оказание медицинской помощи до 27.05.2019 был установлен пунктом 127.4 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н.
С 28.05.2019 вступили в силу новые Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные 10 Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н.
В силу части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ в редакции, действующей на момент оказания услуг, взаимные обязательства медицинских организаций, страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию являются договорами возмездного оказания услуг и регулируются положениями главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45,46,47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
При этом ответственность, предусмотренная приложением N 3 к договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, по своей правовой природе является гражданско-правовой ответственностью за ненадлежащее исполнение обязанностей по договору.
Тем самым, материально-правовые нормы о порядке привлечения к данной ответственности применяются на момент оказания медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.04.2014 N 12-П, статья 4 ГК РФ закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
Ни Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, ни Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36, не предусмотрено распространение их действия на отношения, возникшие до введения их в действие.
Федеральный закон N 326-ФЗ также не содержит норм о придании указанным актам обратной силы.
Таким образом, применение норм материального права зависит от того, когда имели место обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения медицинской организации к ответственности за нарушение обязательств по договору, а не от того, когда были проведены экспертные мероприятия.
Предметом экспертизы качества выступили случаи оказания медицинской помощи в 1 квартале 2019 года.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, страховой медицинской организацией и территориальным фондом обоснованно применены санкции, установленные договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, приложением N 8 к приказу ФФОМС от 01.12.2010 N 230 и использованы правила пункта 127.4 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, действующие на момент оказания услуг.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, правомерно отказал в удовлетворении требований ООО МЦ "Умный доктор".
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что оспариваемое решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл соответствует закону и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Марий Эл принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19 апреля 2021 года по делу N А38-610/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинского центра "Умный доктор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-610/2020
Истец: ООО Медицинский центр Умный доктор
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл
Третье лицо: АО Страховая компания СОГАЗ-Мед в лице Марийского филиала, РМЭ в лице Министерства здравоохранения РМЭ, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4542/2022
02.06.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3969/2021
25.10.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5973/2021
12.07.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3969/2021
19.04.2021 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-610/20